Египет в прошлом. Что о нем нужно знать

Египет в прошлом. Что о нем нужно знать
кратко основные тезисы

Ситуация в известной степени комична: небольшую статью написать хочется, а особо во все углубляться не хочется. И хочется написать ее быстро. Итого должно получиться нечто в чисто американском стиле «Что должен знать средний гражданин России (гражданин мира?) о прошлом Египта». Что-то типа статейки для покетбука.
А вы, уважаемые и дорогие читатели, можете тезисы для этой статейки дополнять да оную тем самым улучшать.
Итак, тезисно и по пунктам:

1. Особенность физико-географических условий и географического положения
То, на что нам некогда акцентировал внимание учебник истории: Египет–родина земледелия и растениеводства, чему естественной гарантией являются ежегодные разливы Нила, вызванные наступлением сезона дождей в его верховьях, и толстые слои ила, остающиеся после отступления воды. В эти слои ила можно бросать зерно. Это зерно, по всем законам биологии, могло прорасти, зародыш растения мог впитать из ила всю необходимую для своего роста органику, и в итоге выросшее растение могло дать плоды и мог быть собран урожай.
Это вполне себе возможно, если там, в Египте, уже есть зерно. Иными словами, если там уже есть земледелие. Если оно неким образом привито, что означало бы, что родина злаков находилась или в самом Египте, или недалеко от его границ.
Прародиной пшеницы считается Эфиопия, и если как-то во время ежегодного нильского полноводия, зерна дикого предка этого злака были принесены полноводным Нилом в низовья этой реки, где и находится Египет, то именно с этого злаковое земледелие в мировой истории человечества, видимо, и началось*.
* –это утверждение имеет силу, если, разумеется, на роль прародины земледелия нет других конкурирующих территорий: другие регионы Средиземноморья, Мессопотамия, Индия..
Кстати, что касается инструментов для обработки почвы, то в качестве таковых легко подошли бы деревянные ветки и стволы небольших деревьев, которые, опять-таки, могли легко приноситься течением Нила во время его полноводий.
Теперь еще об особенностях его географического положения, точнее, о тех его особенностях, которые сыграли ключевую роль в его истории. Из оных более всего обращает на себя внимание наличие на восточной оконечности оного Суэцкого перешейка и Синайского полуострова. Длина Суэцкого перешейка–около 150 км, а это означает, что при средней скорости перемещения верблюжьих караванов около 50 км в сутки его можно преодолеть за три дня пути.
Руд черных и цветных металлов на территории Египта не было, что означало, что металлургия там зародиться не могла. Она реально и зародилась, и развивалась она где-то в другом месте планеты. Где-то в этом другом месте планеты и появились первые суда, сначала речные, а затем морские, затем пошли разведывательно-экспедиционные рейсы, которые в определенный момент завершились познанием всей акватории Средиземного моря с его особыми точками: проливами Гибралтар и Дарданеллы и Суэцким перешейком.
Задача исследования морского пространства за последним была сопряжена со строительством как минимум как минимум двух транспортно-промышленных объектов: порта на Средиземном море и такого же порта, а вместе с ним и верфи на Красном море. Это было сопряжено с массовыми инвестициями, (может быть, первый эпизод такого рода в истории человечества), а на следующих этапах, после налаживания регулярных торговых рейсов–с борьбой за контролем над торговыми путями и перемещением товарных масс. Это привело к тому, что именно здесь сформировалось то, что политологи 70-80-х годов недавно завершившегося XX века называли горячими точками планеты.
Итак, особенность физико-географических условий и географического положения Египта обрекал его на участь горячей точки планеты. О чем чуть более подробно в одной из глав книги автора этих строк «Рыцари Эллады» ([1]).

2. Артефакты его древности
а также их введение в научный оборот
Таковых немало: его папирусы, его иероглифы, его пирамиды и сфинкс, его занятная календарная система и традиционная версия его истории, начиная с незапамятных времен, его фараоны. С ними давайте по очереди:
–пирамиды
Если взять тот же самый влажный нильский ил и дать ему как следует высушиться, идеальный вариант –для уменьшения концентрации органики добавив некое минеральное вещество, к примеру, песок или глину, то органика будет способна сыграть роль цементирующего вещества, а получившаяся в целом субстанция будет иметь способность при высыхании превращаться в монолитное твердое вещество –своего рода бетон !
Этот факт был давно известен европейцам, так как в Европе течет много рек, обилующих илом. Пример: реки бассейна Дуная и Днепра*. В ряде европейских стран в сельской местности имеет место даже строительная культура использования ила в качестве строительного материала, она очень характерна для рек со спокойным течением, обилующих камышовыми зарослями.
* –в рамках представлений автора этих строк, это чуть в бОльшей степени характерно для рек, протекающих в Центральной Европе и южной части России, а также Украины, и чуть в меньшей степени характерно для рек центральной полосы России, где ила чуть меньше. Отсюда и необходимая степень подробности.
Некогда, в один прекрасный момент, человечество устремило свои фантазии ввысь, дабы возвести как можно более высокие сооружения. В качестве строительного материала было принято решение попробовать бетон. Было начертано ряд строительных проектов, и встал вопрос о нахождении и/или разработке строительных материалов для них. Иными словами, встал вопрос о возведении экспериментальных, опытных, полигонных, пилотных – как угодно – сооружений.
А поскольку подобного рода стройка сулила быть весьма дорогостоящей, было решено спланировать ее таким образом, чтобы поучившееся в итоге сооружение было максимально финансово окупаемым. И наибольшие шансы на эту финансовую окупаемость давало возведение сооружений, которые можно было бы выдать за памятники старины, ибо из данных памятников можно было бы сделать или места религиозного культа, или туристические достопримечательности.
Эту игру в древность было бы неплохо начать с максимальной антуражностью – отсюда идея нанесения на стены декоративных иероглифов, с максимальной культовостью, то есть провозглашением этих мест святынями, и с максимальным ПИАРом, то есть громким акциями по оповещению. Что и наблюдалось в XIX веке.
При этом в весьма занятном свете предстает процесс современного открытия в Египте новых сооружений, приписываемых глубокой древности. То, что наблюдается в последние пятьдесят лет и о чем можно составить представление на основании отдельных заметок в СМИ.
Если над подобной ситуацией поразмыслить в целом, то вполне не исключено, что под видом раскопок может даже вестись строительство! Иначе трудно было бы объяснить сведения о «новых древних египетских храмах», открываемых в наше время. В противном случае придется предположить, что предыдущие посетители Египта вообще были слепыми. Или еще проще: перед открытием-сооружением того или иного «артефакта» идет ПИАР-акция (или шумиха в прессе, как кому угодно) о том, что обнаружен некий источник, его описывающий.
Самое интересное, если продолжить рассмотрение истории «древних» пирамид с этой точки зрения, то, кроме финансового эффекта, можно было бы говорить еще и об эффекте педагогическом. Оно состоял в том, что учитель ученикам не просто показывал некий хороший пример для подражания, но: хороший пример для подражания поколениям грядущим, уходящий корнями в глубокую древность ! Более подробно об этом в работе М.Н.Рыжова «Технологии в археологии» ([2]), а еще в связи с этим нужно упомянуть непосредственного автора и пропагандиста идеи «литых» пирамид И.В.Давиденко, подробно об этом написавший в «Книге цивилизации» ([3]).
Очень не хочется перечислять здесь все возведенные египетские пирамиды, все их параметры и все тайны, которыми они окутаны. Хочется только сказать, что подвалы ряда из них настолько просторны, что напоминают станции метро.
Итак, египетские пирамиды – это результат полигонных экспериментальных строек по испытанию строительных материалов ! Такие же следы эксперимента несет и скульптура Сфинкса. В связи с этим можно вспомнить все крупнейшие стройки Европы и Северной Америки XIX века при участии бетона ! С наиболее значимой среди них – стройкой лондонского метро, первого в мире.
В конце подраздела хочется написать об упомянутых в библейской книге Бытия житницах Иосифа, наверняка первых в мире элеваторах, которые могли выглядеть как сооружения с длинными привозными деревянными жердями в качестве каркаса и настила из ткани, соломы, которые гарантированно были, или черепичной кровли. С последней как со строительным материалом тоже могли проводиться эксперименты, хотя на многочисленных рисунках наиболее популярным покрывающим материалом является ткань.
В любом случае, в соответствующей статье в первом издании Великой французской энциклопедии, появившейся в XVIII веке, житницы Иосифа изображены как пирамидальные сооружения с очень острым углом наклона. А если затронуть тему пирамидальных сооружений в Европе, то можно упомянуть многочисленные пещеры с весьма запутанными ходами, и многочисленные попытки соорудить жилище с лесистых горах Германии из обломков камней в качестве самого популярного подручного материала.
Этой теме некоторое время назад, примерно в году 2003 или 2004, была посвящена статья в немецком журнале «Genesis» авторства представителя немецкой междисциплинарной школы Вальтера Хауга (Walter Haug). В ней речь идет о том, что подобные пирамиды были обнаружены близ немецкого города Бреттен, земля Баден-Вюртенберг.
Тема сооружений египетских интересна еще с одной точки зрения. Если затронуть вопрос надписей на их стенах, то неизбежно выплывает тема письмен, которыми были сделаны эти надписи. То есть, тема иероглифов. А также тема писчих материалов, на которых была сделана немалая часть надписей иероглифами–тема папирусов.

–папирусы и иероглифы
Согласно статье из ресурса fb.ru ([4]), «Папирус –это тропическое влаголюбивое растение, относящееся к осокам… несколько тысяч лет назад образовывало впечатляющие заросли на топких берегах Нила в его нижнем течении…. представляет собой высокий гладкий побег, увенчанный «зонтиком» из узких ланцетообразных листьев…. трехгранный стебель папируса жесткий, гибкий и прочный. Мягкую часть побега, находившуюся под водой, употребляли в пищу. Эта же часть идеально подходила для изготовления «бумаги».
Нижнюю часть стебля очищали от оболочки, освобождая плотную, волокнистую и липкую мякоть. Её расщепляли (как?–ВП) на тонкие пластины длиной 40-50 см... Готовые пластинки (филюры) укладывали внахлест на ровной поверхности, застеленной тканью и кожей (вывод: на тот момент есть и технология изготовления ткани, и технология обработки кожи –ВП): первый слой – параллельно краю стола, второй – перпендикулярно.
Затем листы помещали под пресс. Это нужно было для того, чтобы полоски склеились (а что играло бы роль клея –ВП) между собой, и папирус стал тонким и однородным…. Поверхность листов обрабатывали специальным составом, который предотвращал растекание чернил. Его изготавливали из уксуса, муки и кипящей воды (уксус, мука –без придирок, кипящая вода: если таковая есть, то должна быть технология ее кипячения, возможна ли она без освоения металла – под вопросом,  но: в обычной глиняной посуде ее вскипятить тяжеловато. В общем случае, тема для цивилизационного эксперимента –ВП). Вынув листы из-под пресса, мастера отбивали их специальными молотками и выглаживали полировальными камнями, кусками дерева или кости. Подготовленные папирусы высушивали на солнце. Потом их склеивали, чтобы получился свиток».
Вывод: если технология изготовления папируса как-то и появилась, то строго после появления технологии изготовления металла и изделий из него. То есть: технология изготовления папируса –технология привозная, и она была разработана строго после технологии изначального изготовления металлов !
Один удивительный факт: даже самые рьяные адепты (сторонники) египетской древности никогда не говорили о каких-либо массовых актовых архивах, состоящих из папирусов ! В лучшем случае, можно говорить об отдельных находках. При этом было бы не лишне помнить, что традиционная история донесла до нас лишь одну мощную папирусную библиотеку – папирусную библиотеку из Геркуланума, найденную в полуобугленном виде. Это были первые открытые европейцами папирусы, известные благодаря раскопкам в середине XVIII в. одной из вилл Геркуланума, засыпанной вулканическим пеплом.
Согласно статье из википедиии «Геркуланумские папирусы» ([5]), раскопки были предприняты по инициативе семьи Бурбонов, начиная с 1752 г., и всего было обнаружено 1800 папирусных свитков. «Собрание геркуланумских папирусов представляет собой единственную античную библиотеку, которая сохранилась до наших дней, причём почти во всей её полноте. Благодаря этим папирусам нам стали известны до этого не известные тексты античных философов».
Что касается папирусов с египетскими письменами, то они в поле исследователей они попадали постепенно. Сперва их взору открылся так называемый Розетский камень. Находка и введение в научный оборот этого камня были событием настолько краеугольными, что автор статьи принял решение воспроизвести статью из википедии по этой теме ([6]):
«Розе;ттский ка;мень – плита из гранодиорита (минерал, промежуточный по составу между гранитом и диоритом – ВП), найденная в 1799 году в Египте возле небольшого города Розетта (теперь Рашид), недалеко от Александрии, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке — начертанными
древнеегипетскими иероглифами и
египетским демотическим письмом, (это письмо буквенными знаками, напоминающими и греческие, и арабские, справа налево, более подробно – в статье из Википедии ([7]) – ВП)
и одним на древнегреческом языке.
Древнегреческий был хорошо известен лингвистам, и сопоставление трёх текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов. С 1802 года Розеттский камень хранится в Британском музее.
Текст камня представляет собой благодарственную надпись, которую в 196 году до н. э. (очень неловко, а как обозначена эта дата? Если в годах эры Олимпиад, то она дает вероятный оригинал в 776 – 196 +1000 = 1580 г.н.э.– ВП) египетские жрецы адресовали Птолемею V Эпифану, монарху из династии Птолемеев. Начало текста: «Новому царю, получившему царство от отца»… В эллинистический период многие подобные документы в пределах греческой ойкумены (то же самое другими словами: грекоязычного пространства – ВП) распространялись в виде би- или трилингвистических текстов, что и сослужило впоследствии добрую службу лингвистам.
Камень был обнаружен 15 июля 1799 года капитаном… Пьером-Франсуа Бушаром при сооружении форта Сен-Жюльен близ Розетты на западном рукаве дельты Нила. Офицер.. отправил камень в Каир, где за год до этого по приказу Наполеона был открыт Институт Египта (фр. Institut d';gypte). В 1801 году французы потерпели в Африке поражение от англичан и были вынуждены передать им камень вместе с рядом других памятников».
Факт англо-французского взаимодействия по египтологии на рубеже XVIII-XIX веков давайте зафиксируем. В этом видится вполне себе неплохая примета, ибо просматривается дружба владычицы морей –  Британии, и королевы континента –  Франции. И, как будет видно из дальнейшего, египетские иероглифы в научный оборот добрались по двум каналам: английскому и французскому.
Со стороны Англии самой заметной фигурой стал физик и лингвист Томас Юнг, имевший, согласно статье о нем ([8]) репутацию «последнего человека, который знал все», со стороны Франции  –  не менее блестящий лингвист Жан-Франсуа Шампольон ([9]). Согласно статье о Юнге
«В 1807 году Томас Юнг издал руководство по греческой палеографии (вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю письма и  закономерности развития его графических форм – ВП), а ещё ранее — хрестоматию античных текстов со своими комментариями. В 1810 году он обратился к папирусам из Геркуланума, некоторые образцы были привезены в Лондон…. Попытки раскрыть их, как правило, заканчивались уничтожением свитков, значительная часть текста оставалась непрочитанной. Юнгу, используя химические навыки, удалось прочитать и транскрибировать несколько образцов. Статья о его геркуланумских штудиях вышла в том же 1810 году».
В 1811 году его друг сэр Уильям Бугтон привёз из Египта мумию, начинённую т.н. иератическими папирусами. И вот с этого места начинается некий занятный информационный поток и не менее занятный блок приключений, связанный с египетскими письменами. Дело все в том, что традиционно иератическое письмо считается  фоно-идеографическим, то есть его знаки обозначают как отдельные звуки, так и слова. И в этом направлении свои мысли устремили и Юнг, и Шампольон, и многие их знакомые коллеги-лингвисты. В деле расшифровки этих письмен англичане фигурой №1 склонны считать Юнга, а французы –  Шампольона.
Об иератических папирусах есть подробная статья в Википедии ([10]). Там же идет перечисление литературы на них, хранящейся, помимо прочего, в музее «Эрмитаж» г.Санкт-Петербург. Как они туда попали, в статье не говорится. В ответе на этот вопрос остается строить догадки, главная из которых – они попали в момент формирования его коллекции в первой половине XIX века.
Вся история с папирусами выглядит таким образом, что она отражает форму общественного сознания на тот период развития человечества, когда начались развиваться несколько систем записи информации из окружающего мира, и с одной главенствующей системой определенности достигнуто еще не было.
По этой причине нельзя останавливаться на единственном утверждении о том, что в них отражена некая глубокая древность. Ситуацию в целом лучше описывает другое утверждение: эти памятники письменности отражают некую форму общественного сознания, некую форму представлений о Египте, и следовательский процесс над ними отнюдь не завершен.
Здесь же. В тех же «Рыцарях Эллады» ([1]) излагается ряд диалектических положений об истории письменности. В частности, там указываются, что первыми содержательными записями в истории человечества должны были быть записи торгового характера, которые отражали товарно-денежные отношения между двумя партнерами, где на языке, понятным для каждой из сторон, было бы написано, кто, сколько и чего друг другу должен и когда должен произойти расчет. В этом случае не требовалось бы каких-либо серьезных описаний, символов бы было достаточно, и поэтому иероглифическое письмо и неиероглифическое равноприоритетны. В отличие от тех ситуаций, когда были бы нужны некие описания.
А что касается многочисленных надписей на стенах египетских храмов, то возникает желание об этом повторить слова, уже сказанные в этой статье чуть выше. А именно: если принято решение не просто провести некую пилотную стройку, но еще и попытаться придать ей некую культовость, то неизбежно было бы уделено внимание все элементам этой культовости. В нашем случае пилотная стройка – это храм в виде пирамиды, а элементы культовости  –  это надписи на его стенах, придающие ему антураж священства.
Теперь считая эту тему раскрытой, перейдем к теме египетской хронологии. Здесь есть два момента: египетский календарь и форматирование древности страны не без его участия

;  египетский календаря и особенности хронологии Египта
Египетский календарь вполне себе солнечный, он состоит из 365 солнечных дней. Он существует в двух версиях. В одной из них идет учет високосов, т.е. каждые четыре года прибавляется новый день, как юлианском календаре, и этот календарь называется стабильным. Еще в рамках исторической традиции он известен как «александрийский стабильный».
А во второй версии календаря учета високосов путем добавления одного дня каждые четыре года не происходит, и в итоге он обречен на то, чтобы календарные даты календаря египетского стабильного опережать, каждые четыре года относительно его, а также относительно равноденствий и солнцестояний перемещаясь на один день вперед. За ним закрепилось название «египетский нестабильный». Вполне понятно, что отмечено и в литературе по данное тематике, что при этом египетский календарь по солнечному юлианскому будет плыть. Полный цикл такого "плавания" будет составлять 1460 лет.
В нужной степени подробности эти календари описаны в книге  И.А.Климишина «Календарь и хронология» ([11]), а о том, как на его основании создавалась египетская хронология, есть статья А.Н.Зелинского, сына известного академика-химика «Конструктивные принципы древнерусского календаря» ([12]). Воспроизводя его слова:
  «Величина в 1461 египетский год, получаемая в результате этих нехитрых арифметических операций, и есть знаменитый «сотический период», который содержит 1460 юлианских лет. По истечении этого промежутка времени первое число первого египетского месяца (1-е Тота) совпадает с первым утренним восходом Сириуса, летним солнцестоянием и разливом Нила. Вся египетская история укладывается в четыре таких периода, начиная с 19 июля 4241 г. до Р. X. по юлианскому календарю».
Здесь можно сделать одно примечательное дополнение: то, что с годом 4241 до н.э. было связано с началом египетской цивилизации, было хорошо известно многим европейским философам, в частности, Освальду Шпенглеру, упомянувшим этот факт  в своем творении «Закат Европы. Образ и действительность» ([13]).
При этом, если мы проведем нехитрую операцию прибавления вышеупомянутых четырех периодов к году 4241 г. до Р. X., то мы получим год 1599. Это как раз попадает на тот период, когда Жозеф Жюст Скалигер работал над своим «Словарем времен» («Thesaurus temporum», [14]), где в качестве приложения и были напечатаны хронологические каноны Евсевия-Иеронима (одно из изданий–[15]), хроника продолжительностью более двух тысяч лет, где списки египетских царей занимают видное место.
При этом у египетского нестабильного календаря есть одна особенность. Если взять период в его 25 лет, повторимся, без учета високосов, то в нем будет 25*365 = 9125 дней.  И за это время пройдет 9125/29,53 = 309,0078 синодических лунных месяцев.
Два нуля после запятой в получившемся числе производили впечатление на многих, а число 25 давал хорошую ассоциацию на время жизни одного поколения и время правления одного правителя. Отсюда пошла одна из традиций удревнения – сочинять списки правителей продолжительностью по двадцать пять лет. Об этом есть отдельные посылы и намеки в хронике Евсевия-Иеронима ([15]). Будем надеяться, что дальнейшие исследования прольют новый свет на этот вопрос.

3. Становление представлений о прошлом Египта, или что мы о его истории можем сказать достоверно
в качестве завершающего подраздела
Очень не хочется здесь воспроизводить традиционную историю Египта с его многочисленными мифическими и полумифическими царствами. Если писать о нем что-то мало-мальски хронологически надежное и демифологизированное, то лучше всего обратиться к довольно-таки четко выявленному факту рубежа хронологической достоверности где-то в районе XIV века, как об этом в научно-популярной версии диссертации автора этих строк «Как возникла глобальная хронология» ([16]). Вспомним давайте также факт возникновения христианского и иудейского летосчислений около 1240 года.
Тогда закономерным образом в поле нашего интереса попадают межконтинентальные крестовые походы (не забываем: Египет, был обречен на роль одной из первых горячих точек планеты), а также те события мировой истории, чьи вероятные оригиналы попадают на XIII век. Тогда по итогам рассмотрения может получиться вполне симпатичный себе хронограф:

– реконструированный хронограф истории Египта
1204 – разграбление постоянного города (Константинополя). Может быть, за этим могла стоять перегруппировка инвестируемых  средств, когда стало ясно, что Красное море выходит в Индийский океан, а Черное море–  это море внутреннее, и не более
1217—1221– Пятый крестовый поход: взята Дамиетта, город близ Суэцкого перешейка
1228—1229 – Шестой крестовый поход
1248—1254 – Седьмой крестовый поход
1270 –  Восьмой крестовый поход
1271—1272 – Девятый крестовый поход
1284 (исходно: 284 по эре Олимпиад, или 492 до н. э)–  первые действия т.н. греко-персидских войн. Удар Запада по каким-то причинам перенесен на Элладу
1290: восстание в Египте в 486 году до н. э. (или 290 г. по эре Олимпиад – ВП), которое выпало подавлять его сыну Ксерксу.
1298  –  1317 (по эре Олимпиад: 298 –  317), действия Делосского военного союза против персов в Эгейском море и Малой Азии (или 478—459 до н. э. по ТИ), обращает на себя временной промежуток ровно в девятнадцать лет
1317 – 1327 (по эре Олимпиад 317 – 327). Афинская экспедиция в Египет и окончание греко-персидских войн (459—449 до н. э.).
1354 (354) – оформление разделения империи на западную и восточную. Достижение консенсуса и стабильности?
1420  –  1423, африканская кругосветка, весьма вероятный оригинал. Приписывается фараону Нехо, жившему в незапамятные времена. Более подробно об этом в «Рыцарях трех океанов» ([17]) и «Разгадка тайн первого плавания вокруг Африки в 1420-1423 гг.» ([18])
1444: (332 до н.э., или 444 по эре Олимпиад) – завоевание Египта Александром Македонским
1453 –  постоянный город (Константинополь) берется турками при предательстве генуэзцев
1580, или 580 по эре Олимпиад: Розатский камень, египетские жрецы и Птоломеи...

–а египтология как наука в целом
Развивается по весьма занятому сценарию: заинтересованность властей и граждан Египта в потоке туристов порождает механизм открытия все новых и новых артефактов…

А под конец сего творения небольшого хочется сказатть: вы, уважаемые и дорогие читатели, можете тезисы для этой статейки дополнять да оную тем самым улучшать !
А лайки можно ставить на всех историко-географических страницах автора:
https://www.facebook.com/tajnyiudlet
https://www.facebook.com/knights.of.three.oceans
https://www.facebook.com/rycari.hyperborei
https://www.facebook.com/kontikixxi


Литература
1. Поляковский В.Т. Рыцари Эллады. М. Леан-Крафт. 2010
2. Рыжов М.Н. Технологии в археологии. 3. Кеслер Я.А. Давиденко И.В. Книга цивилизации. М. 2001
4. Секреты Древнего Египта: какова технология изготовления папируса? 5. Геркуланумские папирусы. https://ru.wikipedia.org/wiki/Геркуланумские_папирусы
6. Розеттский камень.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Розеттский_камень
7. Демотическое_письмо. https://ru.wikipedia.org/wiki/Демотическое_письмо
8. Юнг, Томас https://ru.wikipedia.org/Юнг,_Томас
9. Шампольон, Жан-Франсуа https://ru.wikipedia.org/wiki/Шампольон,_Жан-Франсуа
10. Иератическое письмо. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иератическое_письмо
11. Климишин И.А. Календарь и хронология. Москва, Наука 1985
12. Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря – М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996.
13. Освальд Шпенглер. Закат Европы. Образ и действительность. https://dom-knig.com/read_241418-11
14. Scaliger Iosephus Iustus. Thesaurus temporum. 1606
15. Eusebius Caesariensis. Chronicon. Paris, H. Estienne, (1518).
16. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010
17. Поляковский В.Т. Рыцари трех океанов. М. Крафт +, Сказочная дорога, 2013
18. Поляковский В.Т. Разгадка тайн первого плавания вокруг Африки в 1420-1423 гг.
, http://proza.ru/2019/06/23/742

Г.Москва, апрель 2020, с отдельными правками в сентябре 2020


Рецензии