Зловещее пение цикад

Последняя картина Мартина Скорсезе "Молчание" снята по одноименной книге японского писателя Сюсаку Эндо. В фильме поднимаются важнейшие вопросы человечества: что есть вера, существует ли Бог, един ли Он для всех, насколько верен человек своим моральным идеалам. И самое главное - почему Бог молчит? Каждый ответит сам.

Япония всегда считалась страной света, но она никогда ещё не была так темна, как в середине 18 века. В то время христианская миссия в Японии оказалась под запретом. Десятки тысяч верующих погибли за свои убеждения. Японская земля была наполнена страданиями христиан, щедро напоена их кровью. Красное солнце на японском флаге в данном случае является символом жертвы.

Два португальских священника-иезуита, Себастиан Родригес (Эндрю Гарфилд) и Франциско Гарупе (Адам Драйвер) отправляются в Японию на поиски своего учителя, падре Кристована Феррейры (Лиам Нисон). Они отправляются "чтобы спасти его душу". Начнем с того, что само это стремление в корне неверно - никто не может спасти чью-то душу, кроме Бога. "Невозможное человеком возможно Богу" - говорит Христос. Тем не менее, они - два последних католических священника, которые отправятся в Японию. Это армия из двух людей. Христос посылал апостолов по двое, чтобы их противоположности стали единством: один покрывает своей мудростью горячность другого, второй вселяет мужество и решимость в первого.

Герои прибывают в Японию, в небольшую христианскую деревню на берегу моря. Их сопровождает местный рыбак Кичихиро. Впоследствии он станет "личным Иудой" падре Родригеса, не раз предавая его и свою веру. В целом, этот фильм больше повествует о судьбе Родригеса, чем Гарупе, хотя и с последним будет одна очень мощная сцена ближе к концу повествования. Примечательна сцена, когда голодные священники набросились на еду без молитвы, в то время как японцы-христиане стали возносить хвалу Богу. Мы видим, что в суровых обстоятельствах люди склонны ставить плоть превыше духа.

Инквизитор Иноуэ-сама ездит по отдаленным деревням и разыскивает тайных христиан. За информацию о них он готов дать 100 серебряных монет, 200 - за целую общину, 300 - за священника. Прослеживается аналогия с 20 сребрениками, когда братья продавали кроткого Иосифа в египетское рабство и 30 сребрениками, когда Иуда предавал Христа. Долгие годы секретности превратили лица деревенских жителей в маски. Родригес спрашивает сам себя: "Зачем они так страдают, зачем Бог заставляет их нести такое бремя?" Странный вопрос для священника. Он должен знать, что страдания призваны очистить душу человека.

В следующей сцене крещения ребёнка японцы говорят, что теперь они в раю. Падре попытались объяснить им, что это не так. Но для японцев жизнь в Боге и есть рай, ибо Царствие Небесное сосредоточено в сердце человека. Они чувствовали это, в отличие от падре, которые слишком буквально понимали рай. Писанная буква закона не может в полной мере отразить широту людской души. Сидя возле хижины, падре замечают ястреба. "Это знак Бога" - говорит Себастиан Гарупе. По всей видимости, это знак их будущих страданий, открытой на них охоты.

Люди инквизитора появились в деревне и взяли в плен заложников. Родригес говорят, что они должны предать веру. Вопиющий совет, не достойный звания священника. Японцы в ужасе, Гарупе тоже. Так Родригес посеял первые плевелы сомнения на почву своей души, сделал первый шаг к будущему отречению. "Бог посылает нам испытания чтобы проверить нас и все, что Он делает, хорошо. И я молился, чтобы пройти испытания как и Его Сын" - мыслит Родригес. Однако он не смог понести ношу Христа на себе. "Почему суд над ними должен быть столь ужасен?" – спрашивает он. Потому что страданиями очищается душа, это также должен знать священник. Такой вопрос можно простить неофиту, но не духовному лицу. Сердце Родригеса слишком слабо, что является показателем его колеблющейся веры и элементарного незнания религиозных текстов.

Через три дня, по совету Родригеса, заложники отрекаются от веры и наступают ногами на икону. Кичихиро во второй раз предает Христа. Но на этом дело не закончилось. Японцы хотят заставить заложников плюнуть на Распятие. И только Кичихиро выполнил приказание. Это уже третье его предательство. Отказавшихся христиан распяли на берегу моря. Как римский воин предлагал уксус умирающему на кресте Христу, так и распятым дали сакэ, чтобы немного облегчить их страдания. Они с мужеством встретили смерть. Дальше следует одна из сильнейших сцен фильма: на четвёртый день мучений один из христиан все ещё жив и под шум прибоя поёт молебный гимн.

В следующей сцене Родригес спрашивает себя, как ему объяснить молчание Христа людям, которые пережили так много страданий? Но Христос не молчит, он общается с человеком посредством жизненных обстоятельств, а не слов. Тяжелая сцена прощания Родригеса и Гарупе: они вынуждены разделиться, чтобы спастись от преследования. Это будет их последняя встреча.
Родригес представляет себе Христа на Кресте, чувствует привкус уксуса во рту. Он идеализирует страдания Христа и думает, что может легко понести их.

Деревня, куда вернулся падре Родригес, оказалась разрушенной. Его начинает охватывать отчаяние. Бродя по руинам, он задаёт себе важнейшие вопросы: что я сделал ради Христа? Что я делаю ради Христа? Что я буду делать ради Христа? Зададимся и мы этими вопросами.

"Если Гарупе и я умрем, Японская церковь умрет вместе с нами" - рассуждает Родригес. Это неправда, ибо "глава Церкви есть Христос", и даже если они умрут, христиане сохранят веру в своих сердцах.

Между тем падре встречает Кичихиро. В сцене в хижине между героями пробегает ящерица, олицетворяющая собой змея-искусителя, которому в очередной раз подчинился Кичихиро.

Затем Кичихиро спрашивает, где место для слабого человека в этом мире. Но он ещё не знает, что куда бы он не пошёл, он всегда носит с собой свою слабость. Только глубинные внутренние перемены могут сделать человека сильным, наполнить его жизнь истинным смыслом бытия.

В следующей сцене Родригес с Кичихиро приходят к источнику, чтобы напиться. Аналогия с Христом - "источником воды живой". В отражении в воде Родригес видит лик Христа, как бы благословляющий его на дальнейшие муки. Он смеётся как ребёнок, "ибо таковых есть Царствие Небесное", и в этот момент его схватывают воины Инквизитора.

В следующей сцене инквизитор предлагает Родригесу отречься от веры и тогда другие японцы будут освобождены. Родригес просит наказать его одного, на что получает ответ: "Цена твоей славы - их страдания". Его заставляют почувствовать себя виновным в мучениях других христиан, призывают его спасти их мирскую жизнь и предать жизнь вечную.

Родригеса привозят в Нагасаки. В толпе он видит Кичихиро, который тайно следует за падре. Во дворе инквизитора идёт суд над Родригесом. Чиновники медленно приводят его к мысли, что христианство опасно и не сможет прижиться на японской земле. Дерево, которое приживается на одной земле, засыхает на другой. Здесь видна связь и с притчей о сеятеле, и с засохшей смоковницей. Затем падре бросают в клетку.

Кичихиро прибегает к Родригесу, говорит, что ему угрожали, что он не брал денег. Его сажают к остальным христианам, которые не доверяют ему. Он просит исповеди, жалуется на свою судьбу. Во время исповеди Родригес спрашивает сам в себе: "Как Господь мог любить такого негодяя?" Есть ответ: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию". И у негодяя есть чувство раскаяния, которое может спасти его, даже если он по своей трусости не достоин называться злодеем. Правда, когда начинаются убийства христиан, Кичихиро вновь предаёт веру и его отпускают из тюрьмы.

В следующей сцене инквизитор рассказывает Родригесу притчу о 4 господских ревнивых наложницах. Господин - это Япония, наложницы - Испания, Португалия, Голландия и Англия. Безусловно, Инквизитор прав в том, что это его Родина и ему решать как жить на своей земле. Но ведь истина универсальна для всех, поэтому Христос призвал проповедовать ее "даже до края земли".

На следующий день Родригеса наблюдает за смертью своего помощника и близкого друга, падре Гарупе. Это обстоятельство и лживые обличения переводчика сильно подорвали волю Родригеса.

Затем Родригеса привозят в буддийский храм, где он встречается с отрекшимся отцом Феррейрой. Теперь его зовут Саван и он занимается астрономией, медициной и пишет книгу, разоблачающую христианство. Саван считает, что знания, а не вера - единственное, что может помочь Японии. Переводчик, как лукавый искуситель, призывает падре вступить на путь Савана, путь отречения. Родригес не может без слез смотреть на своего бывшего учителя и духовника. Удивительно, как быстро сдаётся человек и полностью перечёркивает своё видение жизни.

В конце концов, бывший падре Феррера и переводчик сломили волю Родригеса и заставили его отречься во имя других христиан. Он стал жить как японец, исполнять буддийские ритуалы, проверять въезжающих иностранцев на наличие христианской атрибутики. Ни разу после этого он не молился, не показал свою принадлежность к христианству ни словом, ни делом. Казалось бы, история его веры давно закончилась. Вместе с этим в финале зрители увидят, что он умер с верой во Христа. Допустимо ли такое поведение для христианина - лично я считаю, что нет. Бог всех рассудит.

Напоследок: как и в случае с Китаем, Кореей, Индией, христианство в Японии не получило массового распространения, несмотря на усилия самоотверженных проповедников. Впрочем, эти народы не останутся без благословения свыше. Я искренне верю, что Христос приведёт к себе каждого, кто хотя бы раз в жизни от всего сердца скажет на любом языке: "Господи, помилуй!"


Рецензии