Бесы в тебе сидят, Веня, бесы...

Фильм "Ученик" - пожалуй, лучшая комедия этого года. Религиозный фанатизм был мастерски высмеян Кириллом Серебренниковым. Главный герой - парень по имени Вениамин (Петр Скворцов) - классический городской сумасшедший, считающий себя пророком, говорящим от лица Бога, потрясающим Библией над головой и вопиющем о конце света.

Герой умело вырывает цитаты из контекста Библии, смело осуждает окружающих. Он возносит себя на первое место, указывает людям, как им быть и что нужно делать, пытается быть аскетом, прикрываясь Библией и исполняя только внешние религиозные правила. Но самую главную заповедь - "возлюби ближнего своего как самого себя" - он не соблюдает. Герой любит только себя, свою "святость". Но без любви она не имеет никакого смысла. К тому же он даже не носит нательного креста, что очень странно для религиозного аскета.

Показательно и то, как главный герой тщательно оберегает себя от внешнего греха, не замечая, что душа его черным черна от проступков. Например, в одной сцене Вениамин осуждает свою мать - а ведь это прямое нарушение пятой заповеди: "Почитай отца своего и мать свою".

Частые цитаты из Библии (особенно из Ветхого Завета) публичные проповеди, угрозы адскими муками, ненужность Церкви - это специфика протестантов, которая неорганично смотрится в российской действительности. Было бы идеально поместить её в фильм про гетто Бруклина, в чёрное баптистское семейство.

В сцене разговора героя со священником последний говорит, что Церковь нуждается в таких людях, как Вениамин. Но не думаю, что Церкви нужны сумасшедшие фанатики, ставящие во главу угла обрядовость, а не милосердие, смирение, терпение. В той же сцене главный герой говорит, что сегодня нет мучеников. Наоборот, их очень много, только чтобы стать мучеником, не обязательно лишаться жизни. В каком-то смысле, все мы - мученики. А вот в современной Сирии или некоторых африканских мусульманских странах мучеников, лишившихся жизни за свою веру, предостаточно.

Затем герой говорит о том, что нужно всего-навсего открыть и прочитать Библию и тогда станет ясно, как нужно жить - но ведь без толкования Библия очень запутана и загадочна. Тем более, не стоит воспринимать все цитаты из неё дословно. Даже Христос говорил притчами. К слову, Серебренникову тоже стоило бы ознакомиться с толкованиями перед съемками фильма. 

После этого герой рассуждает о ненужности Церкви, в который раз обильно сдабривая свою речь цитатами - на что можно вспоминать слова из послания к Ефесянам: "муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви". Этот момент из Библии главный герой почему-то упустил, хотя казалось бы, он проштудировал ее насквозь, выучил наизусть все подходящие под его мировоззрение цитаты. Впрочем, священник также упустил этот момент - будь у него больше знаний, он смог бы объяснить суть дела Вениамину.

Неслучайно выбрано имя главного героя - в переводе с еврейского, оно означает "сын десницы", "сын счастья", то есть фактически главный герой считает себя сыном Бога, если не самим Богом (хотя бы в душе). Свою собственную руку он отождествляет с рукой Бога после того, как протянул ее избитому им же однокашнику - калеке Грише (Александр Горчилин). Он становится единственным, любимым учеником Вениамина (По ходу сюжета мы увидим, что Гриша понял слово "любимый" слишком буквально). "Теперь, когда ты со Мной, они (одноклассники) будут ещё больше тебя мучить из-за твоей ноги" - говорит главный герой, прямо ассоциируя себя со Христом.

Замечательна сцена "исцеления" Гриши с помощью наложения рук Вениамина на больную ногу. "Божественная сущность" героя достигает здесь своего апогея, а именно - у Вениамина ее нет, как нет и веры. Вспомним слова Христа: "если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет". Эти слова наш "знаток" Библии также благополучно забыл перед сеансом "исцеления".

Потрясающая сцена с ночным видением: в квартире героя появляется большое распятие со Христом, у которого Вениамин просит сил, "чтобы причинить боль другим людям во славу Твою". Похожее заблуждение когда-то испытывали крестоносцы, убивающие мирных людей под лозунгом: "Deus Vult!" (Этого хочет Бог). В такие моменты герой как будто страдает провалами в памяти: он снова забывает Библию и шестую заповедь: "Не убий". Христос же не слышит героя и ничего ему не отвечает, показывая, что для Вениамина Он безвозвратно умер. 

В следующей сцене возле подъезда герой мастерит деревянный крест из остатков собственной кровати. Он собирается к "Отцу своему (Небесному)". Мама Вени (Юлия Ауг) думает, что он едет к своему биологическому отцу и говорит значимые слова: "Он тебя прожует и выплюнет". Очевидна аналогия со словами из Откровения Иоанна Богослова: "Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих", а в церковно-славянском звучит более грубое слово - "изблюю".

Тем самым мама невольно намекает сыну о том, что Господь его не примет, что его внешняя, полная самолюбия жертва не нужна Господу.

Подводя итог: в фильме каждый момент из Библии перевёрнут с ног на голову. Поэтому мне кажется, что судить по творчеству Серебренникова христианство - это все равно что изучать Отечественную войну 1812 года по "Войне и миру" Льва Толстого или историю начала 20 века по "Приключениям Фандорина" Бориса Акунина. В целом, картина как образная критика на религиозный фанатизм очень хороша. Для тех же, кто только начинает своё знакомство с христианством, этот фильм может стать поводом впервые открыть Библию.


Рецензии