Кашихинские лучи

В конце седьмого десятка мои воспоминания утратили чёткость, а практическая архитектура жила уж бледной тенью в них, и к ней взывал я редко, принужденно... Именно денно, не дённо! Потому что Баратынский. И тень у него "неверная" в отличие от моей бледной. Ладно Баратынский, - его бы я по большому (эмэльскому) счёту  не стал переписывать. А вот своего любимого Глазкова обязательно бы переписал, "улучшил", а то, понимаешь, сплошная вибрация и недоделки, никакой твёрдой почвы. Журналист-галерист Виктор Васильевич Лавров (лучше – литератор) гениально написал про нашего питерского худога Славу Пакулина (1950-2000), как тот, находясь в  Эрмитаже, за полчаса мысленно "переписывал" все знаменитые картины, а потом удивлялся, что девочка-живописка на Мойке всё ещё возилась с одним-единственным этюдом (на пути Вячеслава в музей и на пути из музея).

"Худога" я подцепил у К.К.К. (это не ку-клукс-клан – это Константин Константинович Кузьминский). Впрочем, молодёжь всё равно не знает ни того, ни другого... ни третьего. Потом обнаружил это словцо у Кручёных Алексея Елисеевича. – А четвёртым был Кручёных / Елисеич Алексей. / Архитектор слов точённых / И шагающий музей, - (из Николая Глазкова). Так вот об архитекторах. "Разбор собратьев очень труден / И, согласитесь, щекотлив", как писала в своих бессмертных гекзаметрах Маша Блинкина. "Но не сказать о них ни слова - / Пожалуй, утаить себя..." Нет, пожалуй, Северянин... Теперь про архитекторов. Ведь я сижу сейчас (ну пусть это будет какой-нибудь необычный день, пусть 29 февраля 2020 года) на платформе станции метро "Садовая" в Санкт-Петербурге.

Что такое эта станция любой культурный, образованный или просто подкованный (подковы на ногах) человек знает из Википедии. Я про другое. Взять Твардовского, Алексанра Трифоновича: "То, что скажу, до времени тая, / Я это знаю ...", - дальше яндекс, гугл, выбор за вами. А я смотрю на свод подземного зала станции "Садовая". Считается, что эту станцию проектировали архитекторы А.И.Прибульский, Г.П.Кашихин, Вл.В.Попов, А.В.Гончаров. Не знаю: свечку не держал. Однако в феврале-марте 1978 года студентом-архитектором проходил преддипломную практику в мастерской N 3 ЛенНИИпроекта, располагавшейся на Таврической улице и возглавлявшейся матёрым архитектурным зубром Анатолием Исааковичем Прибульским (1916-1997).

Ему, как руководителю, волей-неволей, пришлось впустить меня, практиканта, в свой кабинет, чтобы как-то обозначить высокое покровительство.  Запомнилось лишь следующее. Мастер сидел за столом боком ко входу и что-то вдохновенно рисовал. Указал мне на стул рядом. Делая несколько шагов к стулу, к столу и к мастеру, успел увидеть его карандашный рисунок, создаваемый на матовой кальке. Я за свою жизнь много картинок повидал и не особенно-то старался их запоминать. А на старости я даже пришёл к убеждению, что моя память скорее слуховая, чем зрительная, и что мне вообще не стоило выучиваться на специалиста по картинкам. Да, крепок задним умом, но рисунок зодчего А.И.Прибульского я хорошо запомнил, потому что это была эмблема Олимпиады-80 в Москве. В кабинете мэтра я пробыл минуты три, но он успел сделать за это время с десяток карандашных штрихов, ничем, правда, не примечательных.

А я успел подумать вот о чём. Передо мной классик архитектуры. Он не без стараний перерисовывает детскую картинку, так как Власть поручила украсить город Ленинград олимпийской символикой. Эмблема олимпиады прошла суровый международный конкурс, была "конкурентоспособной", но по иронии судьбы её нарисовал-предложил молодой человек безо всякого диплома. И сидит в своём кабинете архитектурный босс, и потеет, чтобы превратить пять полосочек над пятью кольцами в фанерное подобие "сталинского небоскрёба" пятиметровой вышины. Да что ж у него клерков нет что ли? С такой ерундой даже я бы справился. И пентаграмму напялил бы сверху как полагается!

Уже в XXI веке довелось прочесть воспоминания об А.И.Прибульском его давнишних подчинённых - главных архитекторов проектов (ГАПов) С.П.Одновалова и М.А.Рейнберга. Очень уважительные воспоминания. Станислав Павлович Одновалов (1934-2014), мой учитель по основам архитектурного проектирования, так "выпукло" описал роль Прибульского в проектировании "Садовой", что не могу не дать электронный адрес цитаты. Тем более, перед моими глазами стоит непостижимый для ума пример:  на гранитной стеле надгробия писателя П.Н.Лукницкого на Серафимовском кладбище родственники врезали на века ссылку на литсайт с произведениями покойного. "Экстазно", - говаривал в подобных случаях Гена Кашихин (1947-1993), о котором речь впереди.

[Здесь была "битая" ссылка на ресурс "virtualpetersburg.ru" (Воспоминания Одновалова о Прибульском в 16 частях, часть 8 от 29.12.2012). Мне они показались подлинными, и я сделал копию.]

 С.П.Одновалов: "Уже в конце проектной деятельности, перед уходом на преподавательскую работу, А.И.Прибульскому было заказано проектирование станции метро «Садовая» и реконструкция в связи со строительством пересадочного узла станции «Сенная площадь». Проектировал эти станции талантливый рано ушедший из жизни архитектор Геннадий Павлович Кашихин. Роль руководителя, товарища и соавтора взял на себя Прибульский. Он неустанно следил за ходом работ, давал советы, принимал или отвергал те или иные решения. Поэтому эти станции, полностью отвечая его принципам, и получились в стиле самого Прибульского". (Без комментариев Н.Ф.)

О зодчем Кашихине, в качестве моего "практического" наставника, я написал в другом месте примерно следующее. Он носил длинные (рокерские) волосы, красный свитер, голубые джинсы. Проектировал тогда гребную базу на Крестовском острове, в которой был экспериментальный тренировочный бассейн цилиндрической формы. Внутри цилиндра была "карусель" с шарнирно прикреплёнными лодками. Спортсмены-гребцы, по замыслу, видимо,  должны были работать белками в колесе. Вся эта лабуда подпольным рокенрольщиком Геннадием Кашихиным была уже почти вычерчена в карандаше, а мне оставалось обвести чертежи тушью. Таковы были технологии большей части ХХ века. На заседание Градостроительного совета г. Ленинграда Гена транспортировал свой проект, а заодно и меня, на салатного цвета "Волге" ГАЗ-21 с оленем на капоте, доставшейся ему от отца-военного. Защита прошла триумфально. И практикантство моё было небесполезным. Тем более, что, закрыв кашихинскую тему, я под руководством Станислава Павловича осуществил подсчёт вместимости реконструированного им к Олимпиаде-80 стадиона имени С.М.Кирова (анекдот на другой раз). К сожалению, кашихинская гребная  база с бассейном-каруселью не была реализована, как и несколько других проектов Геннадия, про которые он мне говорил: "Жаль – там было кое-что смешное".

Что же касается подземного зала "Садовой", в котором рассказчик как бы всё ещё сидит, то доминантой его интерьера я бы назвал подвешенные к своду решётчатые дуговые структуры (напоминающие мне  плоды катальпы), несущие светильники. Каждая дуга составлена из двух металлических полудуг. В вертикальной (осевой) плоскости структурная полудуга имеет несущую изогнутую ферму из шести модулей с крестовыми связями. К осевой ферме пристроены с "развалом" к верху две симметричные декоративные решётки-дуги. Светильники расположены в нижней части структурных полудуг.

Хорошо написал: сам не пойму что! Примерно такой чушью заполнены многочисленные тома моих архитектурных проектов (у коллег встречалось и похуже). Пифагор с Архимедом говорили в таких случаях: "смотри чертёж"! А как его вставить, в прозу-то высокохудожественную? Никак. Поэтому вообразите: арка свода; в локте от неё стручок-загогулина на трёх подвесках. Поперечное сечение "стручка" – равнобедренный треугольник вершиной вниз. Его медиана, которая биссектриса, - ось проекции несущей фермы... дыр бул щыл / убещур / скум / вы со бу / р л эз.

Ниже светильников, в конце решётчатых стручков разыгрывается настоящий архитектурно-дизайнерский спектакль. Что я имею в виду? То, что в мои студенческие годы именовалось "пучком прямых". Когда в одну точку сходятся несколько стержневых элементов. Этих элементов в пространственной строительной конструкции не может быть много, так как "прямые" - в реальности толстенные "брёвна". В кашихинских (я могу ошибаться, но верю, что такое определение близко к правде) структурных дугах на концах получились "пирамидки". Пирамидки обращены вершинами вниз, и в каждой из них в идеальном представлении сходятся семь прямых! То есть каждая как бы "прожектор в семь лучей", Именно это я позволил себе назвать архитектурным спектаклем. Мне он видится интересным.

После практики я не имел никаких контактов с Геннадием Павловичем и с большим опозданием узнал о его смерти. Только на пенсии, когда сделался некрополистом-любителем, я отыскал семейное захоронение Кашихиных на бывшем Преображенском кладбище Петербурга. Рисунок ограды показался мне совершенно оригинальным. В острых угловых стыках секций, скреплённых одним болтом, мне увиделись знакомые кашихинские проективные пучки лучей. То, что лучей в данном случае шесть, а не семь, сути дела не меняет (просто здесь плоскостная структура). Думаю, что Геннадий лично нарисовал и дуги на "Садовой", и ограду семейного участка на кладбище. Какой из "лучистых" проектов Кашихина был первым, не буду гадать: встречусь и узнаю.


Рецензии