Постсоветская утварь

     Одна из отличительных черт современного постсоветского человека - это постоянная забота о всей той утвари, которая лежит в его доме. Все эти вилки, чашечки, ложечки, блюдечки, соусницы, солонки, перечницы, подставочки (имя им легион) лежат не то чтобы годами, а даже десятилетиями в разных частях квартиры, пылятся, но по какой-то совершенно неведомой причине никак не используются. Если вы скажете хозяину квартиры, чтобы он что-то сделал со всем этим добром, то, скорее всего, ему не понравится это пожелание. Вместо того, чтобы согласится с вами, хозяин зашипит на вас, может быть даже, обзовёт каким-нибудь словом, да так обидится, что вам не захочется больше возвращаться снова в его квартиру. Лучше всего снисходительно относиться к этой самой слабости, считая её не неким родом душевного расстройства, а просто милым пустяком, который сам по себе довольно безобиден.
     Не единожды мне приходилось наблюдать картину, когда вещи, пылившиеся десятилетиями в дальних углах квартиры, доставались по каким-то торжественным датам буквально на несколько часов, потом опять отправлялись на привычное место. И в следующий раз к ним прикасались только через много-много лет.
     Современный постсоветский человек, увы, не мыслит своего быта без всех этих предметов. Они для него – это одновременно и память о прошлом, и мощный фетиш, и свидетельство величия былых времен, и даже, если хотите, его религия. Как-нибудь уничтожить эту привычку прятать вещи в дальний угол и дрожать над ними всю оставшуюся жизнь у вас вряд ли получится – так уж устроено нынешнее сознание тех людей, которые застали Советский Союз со всеми привычными для того времени бытовыми «фишечками».
     Стоит отметить, что у этой любви ко всяким тарелочкам и блюдечкам часто бывает своё – довольно трагичное – продолжение. Итак, представьте себе, что мама с папой десятилетиями дрожали над всей утварью, в надежде, что дети и даже внуки будут пользоваться ими. Но нет, такого не происходит. Как раз напротив, после ухода из жизни родителей дети не только не дорожат теми сервизами и предметами, что пылились на антресолях большое количество времени, но и стремятся от них избавиться. Часто вижу, что после похорон любимых родителей вся домашняя утварь либо кому-то дарится, либо спешно выносится на помойку. В условиях современной капиталистической системы, когда в магазинах можно купить всё, что пожелаешь – «дрожание» над предметами «милой старины» можно назвать не иначе как бытовым сентиментализмом.
     Эх, сколько десятков тысяч тонн старой посуды лежит на помойках и свалках – даже страшно себе представить! Я больше чем уверен, что когда-нибудь отыщется бытописатель – своеобразный Гиляровский 21 столетия – который напишет бережные и полные элегической грусти книги, посвященные всем этим выброшенным предметам.
     Друзья мои! Если у вас дома ещё хранятся замшелые вещи, над которыми дрожат ваши родители – не торопитесь смеяться над этой привычкой, лучше поностальгируйте вместе с домочадцами.
     А выбросить ненужное можно в любой момент. Или сдать в музей старины.

© Антон Пушкин
11.04.2020


Рецензии