Гений революции
и мы перевернём Россию!». В.И. ЛЕНИН
22 апреля исполняется 150 лет со дня рождения вождя мирового пролетариата, создателя партии большевиков-революционеров, вождя Великого Октября Владимира Ильича ЛЕНИНА.
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 22 апреля 1870 г. в городе на Волге Симбирске. Когда Владимиру исполнилось 17 лет, его старший брат Александр – революционер-народоволец, был казнён за покушение на царя. Ленин, преклоняясь перед мужеством старшего брата, в этот трагический для семьи час сказал – «Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти».
В 1887 г. Ленин поступил в Казанский университет, но скоро был арестован и исключён из университета за участие в революционном движении студентов. В Казани Ленин вступил в марксистский кружок Федосеева. Ленин упорно работает над овладением марксизмом, изучает «Капитал» К. Маркса. После переезда в Самару, вокруг Ленина образовался первый кружок самарских марксистов. Уже тогда Ленин поражал всех своими знаниями. В конце 1893 г. Ленин переехал в Петербург. Первые же выступления Ленина произвели сильное впечатление на участников петербургских марксистских кружков. Необыкновенно глубокое знание марксизма, умение применять марксизм к обстановке в России, горячая несокрушимая вера в победу рабочего класса, выдающийся организаторский талант – всё это сделало Ленина признанным руководителем петербургских марксистов.
В 1895 г. Ленин со своими товарищами создаёт в Санкт-Петербурге первую рабочую революционную организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Часть I. Пролетариат – могильщик капитализма
В 1898 г. состоялся I съезд РСДРП – Российской социал-демократической рабочей партии. Но Ленин на этом съезде не присутствовал, он в это время был в ссылке в селе Шушенском в Сибири. Сразу же после съезда большинство его участников было арестовано царской охранкой.
После освобождения из ссылки, Ленин и его товарищи начинают активно готовиться ко второму съезду партии, на котором было намечено принять Программу и Устав партии.
В своей выдающейся работе «Что делать?» Ленин подробно рассматривает вопросы создания революционной партии пролетариата, его авангарда в борьбе за свержения царского самодержавия, уничтожение власти капитала и завоевание власти рабочим классом и его союзниками.
Важнейшим элементом революционной борьбы Ленин видит создание пролетарской газеты, как коллективного пропагандиста, агитатора и организатора масс.
Также в этой работе, ставшей идеологической основой нашей партии (И. Сталин), Ленин обращает внимание на то, что рабочий класс не может самостоятельно подняться выше уровня экономической борьбы в силу его угнетённого положения, что задачей социал-демократии (так в тот период назывались большевики) является внесение революционного сознания в ряды борющегося рабочего класса, разъяснение исторической миссии пролетариата - могильщика капиталистического строя и строителя бесклассового коммунистического общества.
На II съезде РСДРП (1903 г.) были приняты Программа и Устав партии.
Программа партии состояла из двух частей – программа-минимум и программа-максимум. В программе-минимум намечалась задача свержения царского самодержавия и установление демократической республики. Программа-максимум ставила задачу совершения социалистической революции, свержение власти капитала (диктатуры капитала) и установление диктатуры пролетариата.
В ходе обсуждения Устава партии произошло размежевание делегатов съезда по вопросу о членстве партии. Ленин и его товарищи выступали за строго определённое членство в партии, обязывающее каждого члена партии не только придерживаться программы и устава, уплачивать членские взносы, но и работать в одной из партийных организаций. Противники Ленина выступали против обязательности работы в организации партии, то есть пытались превратить партию в кружок «любителей поговорить», не занимаясь конкретными практическими делами.
Победила линия Ленина, за которую проголосовало большинство участников съезда. С этого момента сторонников Ленина стали называть большевиками. А его противники вошли в историю под именем меньшевиков.
Ленинская партия принимала активное участие в первой русской революции 1905-1907 гг., приобретя так необходимый практический опыт революционной борьбы народных масс.
Начало XX века характеризовалось перерастанием капитализма в свою высшую и последнюю империалистическую стадию. Ленин, анализируя особенности империализма, пришёл к выводу о неравномерности развития капиталистических стран в империалистическую эпоху, и сделал вывод о том, что социалистическая революция может произойти первоначально в нескольких или даже в одной отдельно взятой стране. Этот ленинский вывод стал развитием марксизма в новую империалистическую эпоху, так как Маркс и Энгельс считали, что социалистическая революция произойдёт примерно одновременно в большинстве высокоразвитых капиталистических стран. Свой вывод Ленин обосновал в работах «О лозунге Соединённых Штатов Европы» и «Военная программа пролетарской революции».
В годы первой мировой войны (1914-1918) Ленин, партия большевиков выдвинули лозунг превращения войны империалистической в войну гражданскую, революционную. Ленин в ряде своих работ разоблачил захватнический характер этой войны со стороны обеих борющихся группировок империалистических стран.
В своей выдающейся работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» Ленин показал пять признаков этой стадии: «1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни; 2) слияние банкового капитала с промышленным и создание, на базе этого «финансового капитала», финансовой олигархии; 3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение; 4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир (в наше время это транснациональные корпорации и банки - ред.); 5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами».
И отсюда вытекает следующее определение империализма, данное Лениным: «Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрёл выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами».
25 октября (7 ноября по новому стилю), 1917 г. была совершена Великая Октябрьская социалистическая революция. Под руководством Ленина, партии большевиков рабочий класс, в союзе с трудящимися массами крестьянства, сверг власть буржуазии и помещиков и взял власть в свои руки.
Но свергнутые классы не могли смириться со своим поражением и развязали кровавую гражданскую войну. На помощь им пришла международная буржуазия, международный капитал, организовав военную интервенцию 14 империалистических стран против молодой Советской России.
Трудящимся, во главе с рабочим классом и его ленинской партией, удалось отстоять завоевания Великого Октября и разгромить внутреннюю и внешнюю контрреволюцию.
Ленин подчёркивал: «Никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своём узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть – власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда».
В декабре 1922 г. на добровольной основе был создан Союз Советских Социалистических Республик – первое в мире многонациональное государство рабочих и крестьян. В основу создания СССР были положены ленинские принципы права наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, добровольности и равноправия всех наций и народностей, братства и дружбы народов, входящих в Советский Союз.
Договор об образовании СССР был подписан 30 декабря 1922 г. четырьмя независимыми государствами - Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой в составе Азербайджана, Армении, Грузии.
Владимир Ильич Ленин всю свою жизнь посвятил борьбе за дело освобождения рабочего класса, трудящихся масс от эксплуатации и угнетения, отдал все свои силы и здоровье для победы социалистической революции в нашей стране, для создания рабоче-крестьянского государства. 21 января 1924 г. вождь пролетариев всего мира умер.
Дело Ленина продолжили его верные соратники и ученики во главе с выдающимся партийным и государственным деятелем Иосифом Виссарионовичем СТАЛИНЫМ.
Под руководством Сталина, Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) в кратчайшие исторические сроки было восстановлено разрушенное войной народное хозяйство, проведены индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, культурная революция и уже ко второй половине тридцатых годов в нашей стране были полностью уничтожены эксплуататорские классы и построены основы социалистического общества.
Советский Союз во главе с товарищем Сталиным сыграл решающую роль в разгроме фашизма и японского милитаризма в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны, освободил порабощённые народы Европы от фашистского рабства.
За четыре послевоенных года было восстановлено народное хозяйство и Советский Союз продолжил свою созидательную работу, намечая планы постепенного перехода к строительству коммунистического общества.
Антисталинизм, развязанный хрущёвским руководством после смерти Сталина, заложил основы перерождения партии и Советского государства, создал условия для формирования в КПСС предательского горбачёвского руководства, которое, под видом перестройки, осуществило буржуазную контрреволюцию и привело к разрушению Советского Союза и временному поражению социализма.
Часть II. Борьба с оппортунизмом
Ленин показал, что без победы над оппортунизмом, который «есть проявление влияния буржуазии на пролетариат, есть буржуазная рабочая политика, есть союз ничтожной части околопролетарских элементов с буржуазией» (Оппортунизм и крах II Интернационала»), не может быть и речи об успешной борьбе против власти капитала и совершении победоносной социалистической революции.
И вся деятельность Ленина по строительству пролетарской партии шла в острой борьбе с разного рода оппортунистическими течениями в рабочем и социал-демократическом движении.
Ещё в 1894 г. Ленин написал работу «Кто такие «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». Народники считали, что у России свой особый путь развития и она сможет миновать капитализм. Главной революционной силой они видели крестьянство, не замечая при этом разложение деревни капитализмом на бедноту и кулачество, на эксплуатацию беднейшего крестьянства кулаками (т.е. деревенской буржуазией) и нараставшую при этом острую классовую борьбу в деревне.
Либеральные народники проповедовали примирение с царским правительством, считали, что если попросить хорошенько, то это правительство «может всё хорошо устроить», т.е. превратились в прислужников царизма.
Основная часть народников – народовольцы – основным средством политической борьбы считали индивидуальный террор (впоследствии на этой позиции стояли эсеры), подменяя революционную борьбу масс борьбой героев-одиночек, что неминуемо обрекало их на поражение.
Ленин в своей критике народничества обосновал решающую роль рабочего класса в революционной борьбе народных масс, впервые выдвинул идею революционного союза рабочих и крестьян как главного средства в борьбе за свержение царского самодержавия, победа над которым открывает путь к победоносной коммунистической революции.
Ленин в своих работах также разоблачал так называемых «легальных марксистов», которые проповедовали свои идеи в разрешённых царизмом газетах и журналах, при этом убирая из марксизма его революционную сущность – учение о пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Многие из «легальных марксистов» в дальнейшем стали кадетами, членами партии крупной русской буржуазии, а в годы гражданской войны – белогвардейцами.
Ленин, большевики вели острую идеологическую борьбу с так называемыми «экономистами», которые считали, что дело рабочего класса ограничивается только борьбой за свои экономические интересы, за улучшение своего экономического положения, а политической деятельностью должна заниматься либеральная буржуазии. То есть, «экономисты» стремились принизить роль рабочего класса, не допустить выхода ведущейся им борьбы за рамки капиталистического общества.
Большую роль в идейном разгроме «экономизма» сыграла ленинская газета «Искра», первый номер которой вышел за границей в декабре 1900 г.
После II съезда РСДРП решающую роль в строительстве пролетарской партии, в соединении большевизма с рабочим движением играла борьба между большевиками и меньшевиками, которые всё более скатывались на соглашательские позиции, в годы первой русской революции окончательно превратившись в агентов буржуазии в рабочем классе.
«Две линии боролись в РСДРП во время революции, линия большевиков и линия меньшевиков – отмечается в «Кратком курсе истории ВКП(б)». - Большевики держали курс на развёртывание революции, на свержение царизма путём вооружённого восстания, на гегемонию рабочего класса, на изоляцию кадетской буржуазии, на союз с крестьянством, на создание временного революционного правительства из представителей рабочих и крестьян, на доведение революции до победного конца. Меньшевики, наоборот, держали курс на свёртывание революции. Вместо свержения царизма путём восстания они предлагали его реформирование и «улучшение», вместо гегемонии пролетариата – гегемонию либеральной буржуазии, вместо союза с крестьянством - союз с кадетской буржуазией, вместо временного революционного правительства – Государственную думу, как центр «революционных сил» страны. Так меньшевики скатились в болото соглашательства, став проводниками буржуазного влияния на рабочий класс, став на деле агентами буржуазии в рабочем классе».
После поражения первой русской революции меньшевики всё более скатываются на позиции ликвидаторства, требуя ликвидации нелегальной революционной партии пролетариата, открыто отказываясь от революционных задач и пытаясь организовать свою реформистскую партию. Ликвидаторов поддерживает Троцкий, фарисейски прикрываясь лозунгом «единства партии», фактически, единства с ликвидаторами.
В то же время некоторая часть большевиков, не поняв необходимости перехода к новым путям борьбы с царизмом, требуют отказа от использования легальных возможностей и отзыва рабочих депутатов из Государственной думы. Отзовисты толкают партию на отрыв от масс, мешают собиранию сил для нового революционного подъёма. Прикрываясь левыми фразами, отзовисты, по существу, отказываются от революционной борьбы, так же, как и ликвидаторы.
Ликвидаторы и отзовисты объединяются против Ленина в общий Августовский блок, организованный Троцким. В борьбе против ликвидаторов и отзовистов, в борьбе против Августовского блока большевики берут верх и с успехом отстаивают нелегальную пролетарскую партию.
Окончательным организационным размежеванием большевизма и меньшевизма в рядах российской социал-демократии стала VI (Пражская) конференция РСДРП (1912 г.), на которой из партии были изгнаны меньшевики. Наша партия стала называться Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) – РСДРП(б).
5 мая 1912 г. вышел в свет первый номер ежедневной ленинской газеты «Правда», которая, несмотря на все преследования царизма, несла большевистские идеи в массы рабочего класса, трудового народа, стояла в центре борьбы за воссоздание массовой революционной рабочей партии. Как отмечал товарищ Сталин ««Правда» 1912 года – это закладка фундамента для победы большевизма в 1917 году». Накануне революции партия имела 41 печатный орган, из них 29 на русском и 12 на других языках.
«Большевизм существует как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года» пишет Ленин в «Детской болезни «левизны» в коммунизме». Он отмечает, что большевистская партия сумела завоевать на свою сторону многомиллионные массы России (причём не только рабочий класс, но и многомиллионные массы крестьянства) в острой борьбе с оппортунизмом и левым доктринёрством, сектантством. При этом Ленин вскрывает экономические корни оппортунизма, который охватывает высокооплачиваемую часть рабочего класса («рабочую аристократию») и её вождей, подкупленных буржуазией. Экономической основой левого доктринёрства, сектантства, прикрываемых мелкобуржуазной революционной фразой, является мелкая буржуазия, мелкий хозяйчик, взбесившийся от ужасов буржуазной действительности, которая, особенно в условиях экономического кризиса и порождённой им мировой империалистической войны, грозит ему неминуемым разорением, мелкий хозяйчик, не способный к долгой выдержанной пролетарской борьбе.
Ленин обращает внимание на то, что революция является творчеством миллионов, десятков миллионов масс народа и завоевать их на свою сторону – в этом и заключается важнейшая задача большевистской партии в предреволюционный период.
Часть III. Эпоха пролетарской революции и диктатуры пролетариата
В своей выдающейся работе «Государство и революция», написанной в преддверии революции в августе-сентябре 1917 г., Ленин обобщил выводы марксизма о государстве, социалистической революции, пролетарской диктатуре и пролетарской демократии (две стороны диктатуры пролетариата).
Ленин пишет: «Главное в учении Маркса есть классовая борьба. Так говорят и пишут очень часто. Но это неверно. И из этой неверности сплошь да рядом получается оппортунистическое искажение марксизма, подделка его в духе приемлемости для буржуазии. Ибо учение о классовой борьбе не Марксом, а буржуазией до Маркса создано и для буржуазии, вообще говоря, приемлемо. Кто признаёт только борьбу классов, тот ещё не марксист, тот может оказаться ещё не выходящим из рамок буржуазного мышления и буржуазной политики. Ограничивать марксизм учением о борьбе классов – значит урезывать марксизм, искажать его, сводить его к тому, что приемлемо для буржуазии. Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма».
При этом Ленин обращает внимание на то, что свержение господства буржуазии возможно только со стороны пролетариата: «В то время как буржуазия раздробляет, распыляет крестьянство и все мелкобуржуазные слои, она сплачивает, объединяет, организует пролетариат. Только пролетариат, – в силу экономической роли его в крупном производстве, - способен быть вождём всех трудящихся и эксплуатируемых масс, которые буржуазия эксплуатирует, гнетёт, давит часто не меньше, а сильнее, чем пролетариев, но которые не способны к самостоятельной борьбе за своё освобождение. Учение о классовой борьбе, применённое Марксом к вопросу о государстве и о социалистической революции, ведёт необходимо к признанию политического господства пролетариата, его диктатуры., т.е. власти, не разделяемой ни с кем и опирающейся непосредственно на вооружённую силу масс».
Ленин в этой работе, как и в ряде своих других произведений, разоблачает вождей II Интернационала, которые отрицали революционный характер борьбы, отрицали необходимость слома буржуазной государственной машины и возведении на её обломках пролетарского государства, диктатуры пролетариата. «Все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а её надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве», - подчёркивает Ленин.
Современный оппортунизм ограничивает область признания классовой борьбы областью буржуазных отношений. «Оппортунизм не доводит признания классовой борьбы как раз до самого главного, - продолжает далее Ленин, - до периода перехода от капитализма к коммунизму, до периода свержения буржуазии и полного уничтожения её. В действительности этот период неминуемо является периодом невиданно ожесточённой классовой борьбы, невиданно острых форм её, а следовательно, и государство этого периода должно быть государством по-новому демократическим (для пролетариев и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против буржуазии)».
И Ленин делает вывод: «Сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой не только для всякого классового общества вообще, не только для пролетариата, свергнувшего буржуазию, но и для целого исторического периода, отделяющего капитализм от «общества без классов», от коммунизма».
Итак, мы видим, что диктатура пролетариата простирается на целый исторический период, период перехода от капитализма к коммунизму, период полного уничтожения буржуазии. В борьбе между побеждённым, но не уничтоженным капитализмом и родившимся, но совсем ещё слабым коммунизмом, заключается сущность целой исторической эпохи, эпохи диктатуры пролетариата пишет Ленин в работе, так и названной им «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата».
При этом Ленин обращает внимание на то, что «Социализм есть уничтожение классов». Ленин подчёркивает, что классы ещё остались и остаются в период диктатуры пролетариата. «Диктатура будет не нужна, когда исчезнут классы. Они не исчезнут без диктатуры пролетариата».
Это очень важный теоретический вывод. Именно на первой фазе коммунизма - при социализме, происходит уничтожение классов, происходит уничтожение различий между оставшимися в социалистическом обществе двумя трудящимися классами – рабочим классом и трудящимся крестьянством. В период строительства социализма в нашей стране (теоретически, это переходный период между капитализмом и коммунизмом, его первой фазой - социализмом) занявшим менее 15 лет (с 1925 г, когда было в основном восстановлено народное хозяйство, разрушенное в военные годы, до второй половины 30-х годов) были уничтожены остатки эксплуататорских классов – нэпманы в городе, кулаки на селе, спекулянты в сфере торговли. Победа социализма была закреплена в Конституции СССР 5 декабря 1936 г., получившей в народе название Сталинская Конституция. В стране остались два дружественных класса – рабочий класс и колхозное крестьянство и социальная прослойка – интеллигенция. Именно уничтожение различий между этими двумя дружественными классами и происходит в период дальнейшего развития социализма, происходит полное уничтожение классов и создание бесклассового общества, происходит постепенный переход к коммунистическому строительству. Конкретное решение этих задач было намечено Сталиным в его выдающейся работе «Экономические проблемы социализма в СССР».
Таким образом, очерчиваются исторические рамки диктатуры пролетариата (т.е. пролетарского государства) – переходный период между капитализмом и коммунизмом и первая фаза коммунизма (социализм). Об этом Ленин говорит в ещё одной своей работе, посвящённой государству - «Марксизм о государстве», являющейся кратким конспектом основных положений марксизма в вопросах государства, диктатуры пролетариата, социалистической революции. Эта работа Ленина легла в основу написанного им произведения «Государство и революция». Но при этом «Марксизм о государстве» носит вполне самостоятельный характер.
В уже упоминаемой нами «Детской болезни» Ленин обращает внимание на то, что «Диктатура пролетариата есть самая беззаветная и самая беспощадная война нового класса против более могущественного врага, против буржуазии, сопротивление которой удесятерено её свержением (хотя бы в одной стране) и могущество которой состоит не только в силе международного капитала, в силе и прочности международных связей буржуазии, но и в силе привычки, в силе мелкого производства. Ибо мелкого производства осталось ещё на свете, к сожалению, очень и очень много, а мелкое производство рождает капитализм и буржуазию постоянно, ежедневно, ежечасно, стихийно и в массовом масштабе. По всем этим причинам диктатура пролетариата необходима, и победа над буржуазией невозможна без долгой, упорной, отчаянной войны не на живот, а на смерть, - войны, требующей выдержки, дисциплины, твёрдости, непреклонности и единства воли».
И далее: «Диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества. Сила привычки миллионов и десятков миллионов – самая страшная сила. Без партии, железной и закалённой в борьбе, без партии, пользующейся доверием всего честного в данном классе, без партии, умеющей следить за настроением массы и влиять на него, вести успешно такую борьбу невозможно».
При этом Ленин обращает внимание на то, что диктатура пролетариата осуществляется в интересах трудящегося большинства, в интересах «гигантского большинства народа», которое пользуется самой широкой, пролетарской демократией, а меры подавления, меры насилия применяются только по отношению к представителям эксплуататорских классов.
В то время как диктатура буржуазии, власть буржуазии предоставляет самую широкую демократию буржуям, представителям крупного капитала, «денежным мешкам», которые составляют значительное меньшинство населения, а методы подавления, методы насилия применяются по отношению к эксплуатируемым и угнетённым трудящимся массам, составляющим большинство населения страны.
Хрущёвцы, пришедшие к власти после смерти Сталина, под предлогом возврата к ленинским нормам и принципам партийной жизни, отказались от важнейших положений марксизма-ленинизма - о диктатуре пролетариата, об авангардном характере пролетарской партии, какой при Сталине была ВКП(б), о постепенной ликвидации товарного производства и товарно-денежных отношений, что привело к формированию теневого капитала, который, под видом горбачёвской перестройки, осуществил буржуазную контрреволюцию, реставрировал власть буржуазии и восстановил капиталистические порядки.
Часть IV. Кризис капитализма, как преддверие коммунистической революции
На наших глазах набирает силу невиданный по своим масштабам кризис капитализма, усиленный пандемией коронавируса (точнее, паникой, раздуваемой мировыми СМИ вокруг коронавируса) и нефтяным кризисом, обусловленным острейшей конкурентной борьбой между крупнейшими нефтедобывающими странами (США, Саудовской Аравией, Россией). Многие экономисты, социологи, политологи отмечают, что этот кризис по своим масштабам может превзойти Великую Депрессию конца 20-х – начала 30-х годов ХХ столетия, может до основания потрясти всю систему мирового капитала, вплоть до краха капитализма и замены его новым общественным устройством.
Мы, марксисты, прекрасно понимаем, что на смену капитализму, на смену буржуазному способу производства идёт новый, высший, коммунистический способ производства, способ, основанный на общественной собственности на средства производства.
В рамках нынешнего капиталистического строя, начиная со второй половины минувшего столетия, развернулась невиданная по своим масштабам научно-техническая революция. Компьютеры, интернет, роботы, искусственный интеллект всё более вторгаются в повседневную жизнь человека, вытесняют людей из производства, что ведёт к неуклонному падению нормы прибыли, лишает капитал главного стимула к дальнейшему росту и развитию. Из производственного процесса, по расчётам специалистов, в ближайшие десятилетия могут быть вытеснены сотни миллионов людей, что спровоцирует глобальный кризис. Но этот кризис есть ни что иное, как исторический тупик капитализма.
Фактически в рамках капитализма формируются новые производительные силы, развитию которых препятствуют старые капиталистические производственные отношения.
Нарастают противоречия и между крупнейшими капиталистическими странами, в частности, между США и Китаем. Китай за несколько последних десятилетий превратился в «мастерскую» всего мира, по объёмам промышленного производства давно опередив Штаты и выйдя на первое место в мире. Да и по валовому внутреннему продукту, рассчитанному по паритету покупательной способности (ВВП по ППС) Китай также обогнал США и стал первой экономикой мира.
Но ещё никогда в истории не происходила смена лидера без ожесточённой борьбы, вплоть до развязывания очередной мировой бойни.
Исключительно актуальными являются слова Ленина, сказанные им столетие назад: пролетарская революция «одна в состоянии спасти гибнущую культуру и гибнущее человечество».
Свидетельство о публикации №220041200454
Генрих Мак-Палтус 01.05.2020 11:31 Заявить о нарушении
До революции 80% населения страны было неграмотным. В двадцатые годы был проведен ликбез и наша страна - СССР, если помните, стала страной сплошной грамотности.
Перед народом открылись двери театров, в сёлах были построены Дома и Дворцы культуры, библиотеки и т.д. Но это всё "не имеет отношения к культуре", по вашему.
Очевидно, "некультурные" и "неграмотные" люди создали лучший танк времён Второй мировой войны - Т-34, создали ракетно-ядерное оружие, первыми запустили искусственный спутник земли и первого человека в космос, построили первую в мире атомную электростанцию и атомный ледокол "Ленин".
Зато сейчас, сплошная "культура", Россия и Украина занимают первые места в мире по пьянству,детскому алкоголизму.Население России сокращается, а на Украине вообще исчезло 30 миллионов... Но зато сейчас господствует "высшая в мире" американская масскультура, воспитывающая дебилов,Иванов,не помнящих родства...
Дмитрий Игнатьев 3 02.05.2020 08:26 Заявить о нарушении
И обучение в университете,и театры были открыты для крестьянскихдетей до революции в равной степени, как и для других сословий.Опять же - учите историю.
А после революции в города и учебные заведения люди ломились не из-за тяги к знанию, а ради сытой городской жизни. Потому что в деревнях она стала очень поганая. Эта тенденция продержалась до конца сов власти и не полностью исчерпала себя до сих пор.
Генрих Мак-Палтус 02.05.2020 14:41 Заявить о нарушении