Лучшие друзья

Анна Ригхан - http://proza.ru/avtor/anna2908

Каждое утро Алик заходил за Валей и нёс в школу её тяжёлый портфель. «Уже и жених провожает!» - шутила мама. А Валя решала те трудные задачки, которые Алику никак не давались. После занятий они бежали кататься на санках, лазали по крышам беседок и пробовали на вкус причудливые сосульки. А еще раскачивали берёзки и рябинки и купались в падающих серебристых снежинках.
Вот и сегодня дети торопились к первому уроку. Алик проспал, но Валя не хотела уходить без лучшего друга.
- Мяу! - вдруг раздалось откуда-то из-под ног.
Девочка испуганно отскочила в сторону, едва не наступив на большого чёрного кота. Он разлёгся прямо на тропинке и не думал уходить.
- А давай его с собой возьмём! - предложил Алик. - Поиграем с котиком, когда урок закончится!
- Как же мы его туда принесём? - удивилась Валя.
- Спрячем в мой мешок со сменкой. Он большой, туда и кот поместится!
Валя засомневалась. Алик считался в классе хулиганом, а листы его дневника часто бывали исписаны красной ручкой. Но взять с собой чёрного красавца очень хотелось, и она согласилась.
- А если Васильевна обнаружит, ты меня не предашь? - спросил мальчик.
- Нет, конечно! - отвечала Валя.
В класс они вбежали за минуту до звонка, мешки на скамейку положили. А на уроке произошло то, о чём друзья в спешке не подумали. Сначала пушистый пленник послушно сидел в «темнице» и даже заснул. Но в мешке было и тесно, и страшно. И вот, в самый разгар решения сложного примера, послышалось первое, возмущённое и жалобное «Мяу!» После второго «Мяу!» мел Антонины Васильевны превратился в горстку белых крошек на полу. Третьей жалобы «заключённого» среди весёлого смеха были уже не слышны. Не улыбалась только учительница.
- Что происходит?! - под её грозным взглядом дети снова притихли. Стало понятно, что «мяукает» чёрный тканевой мешок. Таких в классе было всего два - у Алика да у Вали.
- Кузнецова, ты? - пленника освободили, а голос Васильевны не оставлял надежды на «помилование».
Страшно стало девочке. Совсем недавно дома ей сильно досталось, за то, что сменную обувь в лесу потеряла. Отвлеклась птичек покормить, а мешок на дереве оставила. «Теперь и вовсе домой не пустят!» - думала она.
- Нет, это всё Алик! - наконец ответила Валя, опустив глаза.
Стыдно было ей друга предавать. Но надеялась, что Алик простит её, зная историю со сменкой.
- Соколов, дневник - на стол! А в школу завтра без родителей не приходи!..
Поссорились друзья. Обиделся Алик, и стал думать, как бы Вале отомстить. И придумал: решил её новую сменку выкрасть, пока все на физкультуру ушли, а вещи в классе оставили. Унёс и за школой спрятал.
- Накажут теперь и Вальку, так ей и надо!
Вот только получилось всё не так, как Алик думал. Один мальчик на физкультуру не пошёл, и увидел, как тот мешок с крючка снимал. В дневнике Алика появилось очередное замечание, а родителей уже к директору вызвали.
Совсем рассердился Алик, и к Вале теперь не подходит. Как видит её - в сторону сворачивает. Но выходили как-то оба из школы, и снова у крыльца встретились.
- Я с тобой, Валька, больше не дружу, ты - предательница! - кричал Алик.
- А ты - вор, да ещё и мстительный! - возмущалась девочка.
Пока ссорились, не заметили, как падающие с неба снежные хлопья вдруг таять начали. Смотрят - весна вокруг! Солнышко светит ласково, сквозь зелёную травку крокусы пробиваются. А на лавочке старичок сидит. Палочку рядом поставил, а сам на солнышке греется.
- Здравствуйте, дедушка! - робко сказала Валя.
- Здравствуйте, детки! Знаю, куда идёте - никак на Парад Победы?
- На парад? - удивился Алик. - Сегодня же только девятое февраля!
- Девятое, девятое, - закивал старичок с добродушной улыбкой. - Великий День Победы, Родины нашей освобождение!
- И правда, мы в весну попали! - воскликнула Валя. - Вон оркестр играет на площади! Даже здесь слышно.
- Чудеса! - Алик всё еще не мог опомниться. Но солнышко так припекало, что мальчику пришлось снять и шапку, и шарф, и тёплую курточку.
- Вы тоже на парад пойдёте? - спросила Валя. 
- Пойду, но попозже немножко, - улыбался дедушка. - Сначала на солнышке погреюсь чуток.
- Вы - ветеран? - девочка осмелела. - Наверное, герой! А зовут вас как?
- Дедушкой Женей зовите.
- Расскажите о войне, дедушка Женя! - попросил Алик.
- Да нечего рассказывать-то мне. Ступайте на площадь, там героев и ветеранов много! Их и спросите.
- Но вы тоже - ветеран, - настаивала Валя. - Просто не признаётесь! Антонина Васильевна говорила, что они - скромные.
- Так и быть, поведаю вам историю одну. Жили-были два парня. Лучшие друзья - не разлей вода! Со школы ещё дружили. Но беда пришла - войну объявили. Вместе пошли и Родину защищать. В одном полку служили, чем могли, помогали. Но однажды напали враги на избушку, где солдаты русские временно укрывались. К счастью, никого там в это время не было. Кроме двух товарищей наших, что за дежурных остались. Один спрятаться успел, а другой - нет, немцы его и схватили. Стали допрашивать, со страху он товарища и выдал. Обоих застрелить хотели, да не успели: наши вернулись, немцев повязали. Повезло им, оба в живых остались. Но тот парень, которого друг выдал, обиду на него затаил.
Дедушка Женя опустил глаза, рисуя на земле своей палочкой затейливые знаки.
- А что же дальше? - взволнованно спросила Валя.
- Думает парень, рассказать о предательстве, или нет. Знает, если скажет солдатам, как дело было - друга расстреляют. Вспомнил он, как дружили с малых лет, как за край родной бороться шли. Да и стыдно стало, что сам успел спрятаться, а товарищ в беде оказался. И сказал, что обоих враги врасплох застали.
Старичок снова замолчал.
- Скажите, что же было потом! - попросил Алик.
- Это в самом начале боёв случилось. Всю войну товарищи вместе прошли, и второй первого ни разу не попрекнул. Не до того было. Много они сложных боевых заданий выполнили, наград да орденов получили. Прошёл с тех пор не один год. И вот, в самый разгар битвы, друзья снова рядом оказались. Видит первый - прямо на друга пуля летит. А тот за врагом следит, пули не замечает. Успел он друга с опасного места оттолкнуть, да сам под пулю попал. На траву упал, грудь насквозь пробита. Понимает, что недолго ему осталось, и говорит:
- Все эти годы, Женя, я простить себе не мог, что трусом тогда оказался. Прости, если сможешь.
- Это ты меня, Ваня, прости, что сам спрятался, а тебя в беде оставил. Получилось-то к лучшему всё: пока отвлеклись на меня фашисты, товарищи подоспели!
- Рад, что жизнь твоя спасена! Чувствую, Победа уже скоро! А я и уйти могу  теперь спокойно, долг свой тебе и Родине отдал!..
Умер Ваня, а Женя впервые за многие годы заплакал. Этот бой из последних был. А вскоре уже на Берлин пошли!
Дедушка тоже промокнул глаза платком. Ребята слушали, боясь шелохнуться и пропустить хоть слово.
- Пошёл я, детки, домой, - старичок взялся за палочку и к подъезду направился.
Видит Валя - так это ведь её подъезд!
- Вы же наш сосед! - обрадовалась она. - А в какой квартире живёте?
- В двадцать пятой, - улыбнулся дедушка. - Заходите в гости!..
Послышалось знакомое «Мяу!» Рядом с друзьями снова закружились снежинки, а котик тёрся о Валины ноги. Алик зябко поёжился и поспешил натянуть куртку и шапку.
Первой, как и раньше, опомнилась Валя.
- Давай сходим к дедушке Жене! - предложила она. - Может, он и расскажет, как это весна снова в зиму превратилась!
Дверь открыла пожилая женщина с такой же, как и у дедушки, добродушной улыбкой.
- Кузя, вот ты где, а я-то с самого утра тебя ищу!
Чёрный кот с видом хозяина засеменил в прихожую.
- Извините, а дедушка Женя здесь живёт? - смущённо спросила Валя.
- Жил, да вот в прошлом году Господь забрал. На девятое мая, его главный праздник. Заходите, детки, чаю попьём! Я как раз пирог испекла.
Кузя тоже получил пирог и свою порцию рыбы. Рассказы о медалях и подвигах дедушки Жени он слушал на коленях у Вали, покусывая её за пальцы, и одобрительно мурлыкал.

Иллюстрация - https://www.migdal.org.ua/migdal/mazltov/21666/


Рецензии