Эту память мы должны сохранить

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Свой рассказ о фронтовиках мы начнём с того, как Владимиру Черуль, врачу - отоларингологу центральной больницы Верхнебуреинского района, находившемуся в командировке, в Чекунде, попался на глаза третий том Книги Памяти Хабаровского края. Полистав его, он не нашёл в ней фамилии своего отца.


Книга вышла в 1998 году. В разделе, посвящённом Ульчскому району, прочёл три скупых строчки о родственнике из числа коренных малочисленных народов Севера: «Черуль Мычу Данилович. Родился в 1917. Жил в с. Кольчём. Инвалид войны. Умер в 1970». Больше никаких сведений: где воевал, чем награждён. Мычу по-русски звали Михаилом, Владимир его знал. О нём хотя бы минимум, а об отце  –  вообще ничего.
С болью в сердце врач  стал думать, как восстановить память об отце.


ОНИ ВОЕВАЛИ НЕ РАДИ СЛАВЫ
Владимир Николаевич с детства помнит его награды, он держал их в руках - медали «За отвагу», «За оборону Москвы»,  «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Родители Владимира, Николай Борисович и Александра Григорьевна, познакомились и создали семью в Нанайском районе.
Отца призвали в армию в 1938, а на фронт отправили в 1941. В семье уже было трое детей: Коля, Юра, Люда.

 
Их часть с Дальнего Востока перебросили под Москву. Эшелоны шли туда день и ночь, соблюдая военную тайну. Военнослужащие понимали, что едут на запад, но куда, конкретно - никто не знал.


В одном из тяжёлых боёв командир принял решение отступить, чтобы зря не губить солдат. И по этой причине оставшиеся в живых, всей ротой, попали в один из штрафных батальонов под командованием К. Рокоссовского.
На фронте их называли смертниками и не жалели. Бросали в самые безысходные страшные бои. С лозунгом «Остановить врага любой ценой», шансы бойцов выжить, уцелеть в них, были нулевыми. Здесь Николай Черуль получил свою первую медаль - «За оборону Москвы».

 
Он прошёл с боями через всю войну. В апреле 1945 участвовал в штурме Кёнигсберга, который советские войска разгромили за четыре дня. Тяжёлая артиллерия, бомбардировки авиации; сапёры, подрывающие стены крепости, сделали своё дело.
Отец рассказывал, что здесь он впервые увидел огнемёты, которые появились на вооружении в войсках. Их ёмкости с горючей смесью представляли собой что-то вроде небольших газовых баллонов, которые солдаты переносили вручную.

 
Огнемётчиков, как и снайперов, обе воюющие стороны не брали в плен, а расстреливали на месте.


За взятие города-крепости солдат Черуль был представлен к медали, но она где-то затерялась, не дошла до него. Но отец не горевал, как говорится, «воевали не ради славы, ради жизни на земле» (прим. автора – медалью «За взятие Кёнигсберга» были награждены 760 тысяч человек, а город в 1946 был переименован в Калининград).
В мае 1945 военная биография отца пополнилась взятием столицы Германии, но рейхстаг штурмовать ему не довелось – как миномётчик, он находился на другом участке фронта.

 
К Берлину, кроме прочих, подтягивали воинские формирования, имеющие опыт ведения боёв в городе. Наши солдаты уже научились воевать.
Пехота охраняла танки. Старались придерживаться одной стороны улицы. Кто-то шёл впереди, другие держали под прицелом крыши и окна домов, третьи прикрывали танки сзади, дабы не получить выстрел с тыла.


Баррикады, нагромождения металла танки растаскивали при помощи якорей, закреплённых на тросе, и устремлялись в этот разлом.
В боях за город Николай Борисович был легко ранен, контужен. Награждён медалью «За взятие Берлина».
С войны на родину отцов он вернулся в конце 1945 года.

 
ЖИЗНЬ ФРОНТОВИКА ПОСЛЕ ВОЙНЫ
После войны семья проживала в с. Койма Ульчского района. Владимир родился в октябре 1946-го, в с. Богородское (районном центре), а после него ещё три сестры: Августина, Аля, Гуля и брат Игорь.
Потом отца, как партийного работника, отправили работать в Чумикан, поднимать народное хозяйство. Затем они опять вернулись в Койму, прожили там ещё несколько лет.

 
В 1952 отца перевели парторгом в колхоз «Новый Быт» (сейчас его нет), а мать работала простой колхозницей: трудилась то в поле, то на рыбалке. Ещё она была народной мастерицей (от неё Владимир перенял умение делать из берёсты туески, шкатулки; расписывать их, выжигать национальные узоры).
«Через год мы переехали в с. Дуди, который славился своим консервным заводом, перерабатывающим  рыбу.

 
Отец, Николай Борисович, никогда не ходил смотреть военные фильмы, не любил рассказывать о войне, - делится с нами Владимир Николаевич. - Его не стало в 1961 и, когда мы подросли и стали расспрашивать мать о подвигах отца, она уже не помнила отдельных подробностей его армейской, военной жизни.
Фронтовики были скромными людьми, не любившими говорить о войне. А, может быть, они не хотели вспоминать все её тяготы».


Александра Григорьевна замуж больше не вышла. Одна растила, учила детей в школе, институтах. Жили они дружно, старшие всегда помогали младшим, поддерживали материально.

 
ПАМЯТЬ ОБ ОТЦАХ ВОССТАНОВЛЕНА
Когда появился статус участника войны, дающий некоторые льготы, местные фронтовики стали вспоминать о своих наградах. Доставали их из сумочек, коробочек; стали надевать на День Победы. Но у многих они были растеряны, где-то забыты.
 В начале девяностых стали издаваться Книги Памяти Хабаровского края. И вопрос «Почему же в этих книгах нет упоминания об их отце, когда - вот они, награды?» не давал покоя взрослым детям фронтовика.


 Владимир Николаевич вместе с сестрой Августиной стали писать в администрацию Ульчского района, в Совет ветеранов, дабы восстановить память об отце и его братьях. Столкнулись с равнодушием чиновников - ответа не получили.
 «Мама бережно хранила награды отца, - вспоминает Владимир Николаевич. – Она уже переехала в наш район, поближе к детям. Жила в п. Весёлый.

 
Но, переезжая к дочери в Сулук, забыла их дома, а сын пустил туда пожить своих знакомых. Когда спохватились, наград не было. Они бесследно исчезли и спросить уже было не с кого, те люди уехали». Пропажа наград, конечно, усугубила ситуацию.
Но судьба в 2004 году свела нашего героя в санатории «Уссури» с Анатолием Мережко, руководителем рабочей группы по составлению томов Книги Памяти Хабаровского края.


«Мы поговорили с ним, и Анатолий Григорьевич дал мне заполнить анкету - ответы на вопросы, сказал: «Пиши, что знаешь, укажи родственников - участников войны, - рассказывает сын фронтовика. - А мы всё проверим».
От него я узнал, что в г. Липецк есть архив по документам фронтовиков, и он направит туда запрос.


Вот так, благодаря этому хорошему человеку, в четвёртом выпуске Книги (2005 год) появились несколько строк об отце и моём тесте - Семёне Поликарповиче Уды, участнике войны с милитаристской  Японией, из рода, проживавшего на берегах озера Удыль».


Книга гласит: «Черуль Николай Борисович родился в 1917 году в Хабаровском крае. Участвовал в боевых действиях с ноября 1941 по май 1945 на фронтах Великой Отечественной войны, в том числе Западном и Белорусских. Старшина роты, старшина. Имел ранение и контузию. Награждён: орден Отечественной войны I степени, медали: «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».


А про отца супруги, Валентины Семёновны, в ней написано так: «Уды Семён Поликарпович родился в 1925 году в Хабаровском крае. Участвовал в боевых действиях с августа по сентябрь 1945 года на Забайкальском фронте. Химик, сержант. Награждён: орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Японией».


«Я очень благодарен Анатолию Григорьевичу, мы с ним долго поддерживали связь, созванивались. Низкий поклон ему, - продолжил Владимир Николаевич. - А увековечить память братьев отца: Чунсара (по-русски его звали Александром) и Павла взялись уже другие энтузиасты администрации Ульчского района, военкомата. Честь им и хвала!».


КНИГА ПАМЯТИ О БРАТЬЯХ ОТЦА
«Мои дяди (сводные братья отца) попали уже в пятый выпуск Хабаровской краевой Книги Памяти (2007 год)», - говорит врач.
О старшем брате в книге есть такие сведения: «Черуль Чунсар Николаевич родился в 1913 году в Хабаровском крае. Участвовал в обеспечении боевых действий с июня 1941 по май 1942 на фронтах Великой Отечественной войны в составе 585 войскового лазарета. Санитар, рядовой. Имел ранение. Награждён: медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».


О брате - орденоносце тоже информации немного: «Черуль Павел Иннокентьевич родился в 1917 году в Хабаровском крае. Участвовал в боевых действиях с августа по сентябрь 1945 года на 1-м Дальневосточном фронте в составе 25-й армии. Разведчик, ефрейтор. Награждён: ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Японией».


Были у отца ещё два брата: Гори и Николай, но они не стали фронтовиками по возрасту. Гори Дмитриевич учился в Ленинграде в институте Народов Севера.  Преподавал в школах Ульчского района физику и английский язык. Был знаком с известным писателем Григорием Ходжером, учившимся в том же институте.

 
Когда третья - пятая Книги Памяти вышли в свет, мамы Владимира Николаевича уже не было в живых, не порадовалась она вместе с сыном - умерла в 1996.


ЛЕГЕНДА МАТЕРИ О ПЕТРОГЛИФАХ
О её семье хочется рассказать отдельно: по матери она Актанко, по отцу - Пассар.
Александра Григорьевна родилась в 1913 году в с. Сикачи Алян (национальное нанайское село в Хабаровском сельском районе, один из туристических центров в Хабаровском крае), известном своими древними петроглифами на огромных валунах и камнях, на берегу Амура. Этот музей под открытым небом имеет популярность не только у дальневосточников, но и у иностранцев.

 
Тетя Шура, как называли её знакомые, рассказывала детям легенду, передаваемую из поколения в поколение, о происхождении этих наскальных рисунков: «Давным – давно наша Земля кипела, как вулкан. С неба прилетела молодая красивая женщина, инопланетянка. Она нарисовала на расплавленных камнях лики людей, национальные узоры».

 
Звучит легенда, как одна из гипотез посещения нанайского народа инопланетянами, но существует много иных мнений о появлении рисунков. Став взрослым, Владимир Николаевич ездил на родину матери, был у загадочных петроглифов в 2012 и 2017 годах.


«Мама трудилась всю жизнь: и в войну, и после неё - в сельском хозяйстве и на ловле рыбы, растила детей, дождалась внуков.
У неё было четыре брата: старшие Михаил и Алексей, младшие Анатолий и Геннадий, - рассказывает он. - Геннадия Григорьевича Актанко помнят в Чегдомыне многие его ученики. Он был здесь студентом на учебной практике, посёлок ему понравился. Потом приехал сюда и работал учителем истории и начальной военной подготовки, сначала в школе № 2, потом в школе № 6.
В обоих родах матери есть герои войны и достойные люди».


СНАЙПЕР - МАКСИМ ПАССАР
«Мать рассказывала, что знаменитый снайпер - Максим Пассар приходится ей двоюродным племянником. Она его хорошо помнила. Родился он в с. Мухэ Нанайского района. Прибавив себе один год возраста, добровольцем ушёл на фронт. А кем же ему быть, как не снайпером? - поведал нам врач-лор. - Нанайских мальчишек отцы и деды с детства учили быть рыбаками и охотниками, следопытами. Стрелять белку только в глаз, дабы не повредить мех, считалось нормой. Поэтому на фронте их сразу определяли в снайперы.


Когда я рассказываю о своём родстве с Максимом, многие не верят, ухмыляются, - посетовал Владимир Николаевич. - Мол, примазываюсь к чужой славе. Но факт остаётся фактом».


Читая вырезки из газет, переданные нам Владимиром Николаевичем,  мы узнали, что под Сталинградом Максим уничтожил более 200 фашистов, а перед награждением его орденом Красного Знамени на его счету их было уже 380. На Сталинградском фронте он стал инициатором снайперского движения. О нём писали во фронтовых листовках:
«Выстрел без промаха - пассаровский выстрел.
Бей по - пассаровски в сердце фашистов!».


Неоднократно раненый, он вновь возвращался в свою часть и продолжал бить врагов.
«Двадцать второго января 1943 года, в районе села Песчанка Сталинградской области, уничтожив меткими выстрелами два расчёта станковых пулемётов, Максим обеспечил наступление подразделений, решив успех атаки. Но сам погиб при вражеской бомбардировке и был представлен к награждению Золотой звездой Героя Советского Союза посмертно. Но это представление в годы войны затерялось», - читаем мы в «Региональных вестях».

 
И лишь через 67 лет после гибели снайпера, как сообщает газета «Суворовский натиск», в апреле 2012 года, Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ о присвоении старшему сержанту Максиму Александровичу Пассар (посмертно) звания Героя России (прим. автора - хотя и до 2012 года народ считал его героем Советского Союза, о нём рассказывали нам в школе и отец). Имя нашего земляка увековечено на мемориале «Мамаев Курган».


РАЗВЕДЧИК - АЛЕКСАНДР ПАССАР
Кроме Максима, был ещё один Пассар, Герой Советского Союза - Александр, о котором мало кто знает. До войны работал в избе - читальне с. Кутун.
Под Ленинградом он открыл свой счёт врагам, захватив первого «языка».  А всего разведчик привёл в плен 26 немецких солдат и офицеров, в рукопашных схватках уничтожил более 100 гитлеровцев, восемь раз доставлял из вылазок к врагам ценные документы. На своём боевом опыте воспитал 80 разведчиков, из которых трое, как и он, стали Героями Советского Союза. После войны вернулся на родной Амур.

 
Так о нём писала вышеназванная газета от 26 апреля 2008 года к 90-летию Дальневосточного военного округа. Подтвердить, были ли оба героя Пассар между собой родственниками, теперь сложно, нужно обращаться в архивы. Родных из военного поколения в живых уже никого не осталось. Может, быть, они были просто однофамильцами известного рода.


ПАМЯТЬ О ГЕРОЯХ МЫ ДОЛЖНЫ СОХРАНИТЬ
Память о своих известных родственниках, земляках - представителях малых народностей Дальнего Востока: ульчах, нанайцах, Владимир Николаевич бережно хранит в своём семейном архиве. Он считает себя сыном этих двух народностей.
В День Победы он участвует в шествии «Бессмертного полка», с гордостью держит в руках портреты родных - фронтовиков.


Известно, что более двух тысяч представителей коренных народов Дальнего Востока были награждены орденами и медалями за подвиги на фронтах Великой Отечественной войны.


А сколько их погибло, не награждённых? В центре маленького национального села Кондон, на реке Девятка в Солнечном районе, стоит обелиск в память о тех, кто не вернулся с войны. И эту память мы должны сохранить.


Апрель 2020


Рецензии
Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков писал: «Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну, а народ, переживший однажды большие испытания, будет и впредь черпать силы в этой победе». Долг каждого из нас – быть достойными этой Великой Победы. Спасибо Вам за то, что чтите и бережно храните память о Великой Отечественной войне. С уважением,

Андрей Емельянов 4   07.08.2021 10:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей, за хороший отзыв о войне и Победе. Да, народ у нас хороший, терпеливый. Интересно, когда терпение кончится?

Надежда Крень   10.08.2021 10:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.