Фининспектор

 
 
Фининспектор

 Госбанк славного города Уральск шел на первомайскую демонстрацию. С утра по всему городу шли колонны и стекались люди на исходные точки и только устроители знали в этой суматохе кому куда надо вставать и зычный голос комсомольских вожаков слышен был то тут, то там. Подъехал грузовик. На нем навалены кучей портреты вождей революции и портреты председателя Ц.К. К.П.С.С.,Л.И. Брежнева и других важных деятелей советского народа.
– Берите, берите портреты, флаги! Что стоим? Времени нет, уже завод "Омега"пошел.
 С обкомовской площади слышался, гортанный баритон комментатора:
 – Приборостроительный завод "Омега"» –  (завод по выпуску продукции оборонного характера для нужд ВМФ СССР). Труженикам и рабочим и передовикам производства, слава, товарищи!
Несколько девчонок стояли и жарко переговаривались.
– Давайте выпьем, я настойку взяла. Праздник все – таки.
– А где? Кругом люди. Может в Чапаевском садике, в кустах, там как раз сирень расцвела?
Они украдкой побрели прямо в кусты...Вроде по нужде.

Потом суматоха усилилась. Помнились колонны,крики, проплывающие грузовики украшенные транспарантами и шарами. Было и весело и тоскливо. Все калейдоскопом ,кроме одного момента запомнившегося мне на всю жизнь.
Наш ряд шел быстро и кто то равнял ряды,все старались держать линию. А позади вился флаг. Несколько раз оглядываясь видела этот флаг,а человека нет. Было смешно и оттого что хмель взял и оттого что флаг бился в спину и цвел.
Вдруг увидела невысокого человечка и рассмеявшись,сказала весело:
– Вот оно кто флаг несёт! Я думала флаг сам идёт.
И осеклась,увидев сморщенную мордочку и горб на спине этого парня.

Время летит, и через несколько лет Госбанк  давал квартиры своим работникам.
Вот и я получила квартиру и по случайности рядом с этим человеком.
А ведь это был замечательный человек, как потом узнавала о нем я, в течении этих лет. Он стал знаменитым фининспектором и о нем писали газеты, того времени и была издана книга лучших людей Казахстана и он там был.
Женился он поздно  37 лет, но взял много моложе себя девушку и родили и воспитали двух сыновей.

Вдруг мы с ним сдружились. У нас дети одного возраста,у меня внук,а у него поздно рожденный  сын. Он зимой и летом прогуливался мимо и один раз присел на лавочку.
 Удивительный рассказчик захватил наше внимание.

Разговор то был далек от рассказов. Мы жаловались на женскую судьбу и он внимательно слушал, а потом прорвало:
–  Устала она. Стиральная машина есть, миксеры, микроволновки, вода в дому.
Нас у матери семеро было, как говорится, по лавкам. Мы взаправду спали на деревянных нарах.
Пятеро мальчиков и две девочки. Отец с Великой Отечественной войны пришел с культёй. Руки-то не было. Вставали в пять утра, ко
ров доили, хлеба в печи пекли, воду носили, печь топили. Всё не расскажешь конечно.

Моложавый старик с детским лицом будто врос в лавку и в прошлое. Старался сидеть по военному прямо насколько позвалял ему тяжелый, как бы подушкой приросший, под плащом горб.
Современный мегаполис вокруг, песочница, ребятня нисколько не мешали ему подробно рассказывать нам, пока еще невнимательным о своей нужде. Мы, теперь уже немолодые старушки, начали обживать лавки недавно, вместе с внуками и между закаткой на осень вареньев и компотов.
Бывший теперь уже, фининспектор в свои 66 лет, говорил умно и убедительно и очень юмористично.

–  Я с 17 лет начал работать в Бурлине, в нём же организован был совхоз "50 – лет Октября".
Председатель был Садомский Иван Константиныч.
Семидесятые годы. Я учетчик надоев. Сам сдаю молоко.Сам принимаю у доярок молоко.
Вдруг у меня образуется недостача. 70 рублей. Огромные деньги. Мне за месяц и платили столько. На планёрке невесело говорю дояркам. Так и сяк, буду делить на всех недостачу.

Мужчина Сергей Иванович, вдруг посмотрел строго на нас,как на тех доярок..
Голос спокойный и праведный. Мы отвлекаемся, кричим:
 – Брось камень!
 – Не бери палку!
А он будто накипевшее всё рассказывает, рассказывает.
Вечер сегодня прохладный, наконец спала жара. Мы уютно устроились на лавочке и уже не собирались расходиться.
Дети разыгрались.

–  Планёрки тогда какие были? Не в офисах. Прямо у коровника, недалеко от коров.
–  Я то говорю,а доярки шумят. Была там одна орденоноска..
Больше всех надоев у нее. Женщина украинка, здоровая, белая. Вес имела в правлении.
–  Ты, шо, это Серожа? Без году неделя работаешь,а уже с нас деньги забирать собрался? Не будет такого!
Голову я стал ломать. Где взять недостачу?
Вызвал меня председатель, говорит мол,спишем не боись, на телят.
Родились слабые,требуется по 5 литров молока, а не по 3 литра, положенных по советской технологии.
Я это дело крепко запомнил, но мысль что недостача просто так не может быть, не давала покоя.
Пришла зима.
Думаю, пойду пораньше. А куда раньше доярок?
Пришел в коровник,по ночному звездному небу. Валенки скрип, скрип. Иду, а собаки лают. Далеко идти.
Я пришел, сена коровам дали закопался в это сено, под морду коровам, чтоб привыкли. Не мычали.  Затаился, жду.
Сено пахнет прелью и травой, колется. Доярки пришли.Пришла и орденоноска, за ней и наблюдаю. Доит. Литров сорок надоила, а рядом кран с водой. Сверху буль, буль и десять литров добавила. Жирное, парное в ведрах стоит, ждёт, когда его домой отнесут.  А разбавленное в сад или школу отошлют. Все довольны. Я тут как чёртик из табакерки и выпрыгни!
–  Здравствуйте, Марь Ивановна! Это вы так себе орден заслужили?
–  Ой, Серожа! Не губи! Шесть деток у меня! Муж пьёт.
Я хоть и мальчишка, понимал ситуацию.
–  Ладно, чтоб у меня последний раз!
–А потом на планёрке,–  довольный, улыбаясь рассказывая нам старую историю, говорил,
 – Моя орденоноска поддакивала на каждое моё слово.
–  Так, Серожа, так! Что Серожа скажет, то и правильно!

Иван Константинович удивлялся:
– Что случилось с Ивановной?
– Ключик нашел,– хитро улыбаясь, говорил я.
А историю с  досмотром хранил до сего дня.
Уральск 2019 г.


Рецензии
замечательный рассказ.О в принципе незаметном но ОЧЕНЬ хорошем человеке. Спаси Бог Ирина за такое погружение в наше прошлое
с уважением Дмитрий

Димитрий Крылов   21.11.2020 14:41     Заявить о нарушении
Дима,это очень замечательный человек..Жалко не могу еще про него написать ..Ведь с ним поговорить свидетель многих событий..У человека огромная жизнь за плечами...а главное захватывающе рассказывает !Но мы мало знакомы!

Ирина Уральская   03.12.2020 18:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.