Презентация. Охота на слова

Пользуясь толковым словарём  Дмитрия Ушакова, рассмотрим значение нескольких однокоренных слов:

ПРЕЗЕНТ, презента, муж. (франц. pr;sent) (разг. устар., теперь фам. шутл.). Подарок, приношение, сюрприз. Сделать презент. Преподнести презент. «Нужно будет ему на ярмарке портсигар в презент купить.» Чехов.

ПРЕЗЕНТА;БЕЛЬНЫЙ, презентабельная, презентабельное; презентабелен, презентабельна, презентабельно (франц. pr;sentable) (разг. устар.). Представительный, видный, порядочный, приличный (теперь чаще с отриц.: непрезентабельный). Презентабельный вид. «Дамы города N были то, что называют презентабельны.» Гоголь. «Она… являла из себя женщину весьма презентабельной наружности.» Писемский.


ПРЕЗЕНТАНТ, презентанта, муж. (от лат. praesento - предъявляю) (торг.). Предъявитель какого-нибудь документа (векселя и т.п.).


ПРЕЗЕНТАЦИЯ, презентации, мн. нет, жен. (лат. praesentatio) (торг.). Предъявление, представление ко взысканию. Презентация векселя.

Сегодня слово ПРЕЗЕНТАЦИЯ имеет не только множественное число, но и совершенно другое значение. Рождённое в торгово-финансовой среде, оно вошло в лексикон большинства, стало особенностью страны, вернувшейся в среду капиталистических отношений, где бесплатно ничего не делается.

Первые презентации состоялись во времена Михаила Горбачёва, когда появились частники, кооператоры, люди, зарабатывающие деньги для себя, когда только-только навязывали мнение,  формировали устойчивое  убеждение, что главная задача любого экономического или финансового образования (предприятия) – получение прибыли. А мы-то думали, что главное – удовлетворить спрос.

Я работал в Челябинске, как говорят, в городе суровых нравов, в городской газете и считал, что газета должна отражать жизнь города, отстаивать интересы в первую очередь самых слабых, беззащитных, самых молодых и самых старых. Прошли первые забастовки, и я ехал к бастующим и выяснял, в чём дело. Не всегда мог помочь. Были ситуации, когда поддержавший мою публикацию  прокурор города был бессилен. Решения суда часто противоречили и закону, и здравому смыслу. Говорили о рынке, который всё расставит. А рынка не было, были деньги и интересы тех, кто при деньгах и при власти.

И вот на этом фоне в Челябинске стали проводиться первые презентации. Я шёл на них только тогда, когда получал приглашение или указание от редактората. Презентация ЛДПР с участием самого В.В. Жириновского оказалась для меня не совсем удачной. Моя публикация в 30 строк в день приезда вождя в Челябинск не понравилась лидеру партии,  и меня по сути признали персоной нон грата, и хотя приглашение у меня было, оно оказалось недействующим, когда ко мне подошли двое охранников и с извинениями, как говорится, под белые рученьки довели до раздевалки  и вывели за пределы дома политпросвещения.

Презентации частных фирм шли в городе вовсю, но меня на них не приглашали. И я мог только слышать, чем кормили на презентациях, какое вино подавали, каким деликатесом угощали.  О целях таких сборов  с кормёжкой речь обычно не шла. Мне казалось это очень не серьёзным, ведь получается, что журналистов подкупают. Одно дело, когда сопровождаешь кого-то в длительной поездке, и тебя покормят, но другое, когда 20 минут тебе рассказывают о предприятии, а потом два часа кормят и поят, нередко деликатесами, а ещё «угощают» выступлениями  певцов, танцоров, музыкантов или артистов разговорного жанра.

А потом и меня стали приглашать. Презентации я увидел многолюдными, были на них журналисты, которые никакое издание не представляют, кто-то пришёл только для того, чтобы поесть и выпить.

Они сидели и равнодушно взирали на деловую часть  заседания, а больше всего  ждали обеда… Я помню партийные конференции на предприятиях,  конференции районного, городского и областного уровня. Участников кормили неплохо, иногда был шведский стол, и все могли набрать в большую тарелку то, что привлекает, в таком количестве, чтобы наесться. Я не видел, чтобы кто-то хватал сверх меры, оставлял массу еды на одной тарелке  и набирал на вторую. Была мера, которой все поддерживались. Была какая-то сдержанность…

Деловая часть презентаций заканчивалась обычно приглашением в соседний зал, и журналисты срывались с мест и бежали, чтобы успеть захватить побольше, набирали еды сразу на две или три тарелки, в первую очередь,  пытаясь захватить бутерброды с икрой, нарезку деликатесных рыб, колбас или карбонатов.

Кроме отвращения подобные действия у меня ничего не вызывали. Ну, неужели люди настолько голодны? Зачем же терять человеческий облик? На год вперёд не наешься…

В  книге графа Алексея Алексеевича Игнатьева (1877 – 1946) «50 лет в строю» я встретил аналогичную ситуацию. Другое время, но люди вдруг перестают быть людьми, чтобы отхватить что-то для себя дармового… Впрочем, читаем книгу:

«Рождественские каникулы всегда вносили большое оживление в обыденную жизнь. В стеклянной галерее красовалась громадная елка, а в гостиной устраивали сцену для любительского спектакля. В первый день елка зажигалась для семьи и приглашенных, а на следующий день для прислуги. Все было торжественно-красиво до той минуты, когда догоравшие свечи как бы звали кучера Бориса покончить с чудесным видением. Он, как атаман, валил могучее дерево, а за ним, забывая все различия положений служебной иерархии, пола и возраста, прислуга бросалась забирать оставшиеся фрукты, сласти и золоченые орехи, набивая ими карманы.
Почти такие же сцены я видел впоследствии после ужина на придворных балах в Зимнем дворце, где почтенные генералы и блюстители законов — сенаторы — грабили после ужина недоеденные царские фрукты и конфеты, набивая ими каски и треуголки».

В советские времена ничего подобного я не видел. Если партийные чиновники что-то и добывали редкое для себя, они делали это скрытно, за пределами мероприятия, в узком кругу доверенных. А на презентациях в постсоветскую эпоху, журналисты, многие  с опытом в десятки лет, как говорится,  акулы пера, а наряду с ними и откровенные самозванцы,  никакое издание не представлявшие,  кидались на дармовщинку.

Позднее, когда я возглавлял  пресс-службу ЧТЗ, мне приходилось самому быть организатором презентаций, связанных с выпуском новых марок тракторов или выполнения важных заказов. Презентация рассматривалась как форма рекламы. Администрация выделяла средства. Служба питания приобретала необходимое, готовила, нарезала, раскладывала и т.д. Я отвечал за явку журналистов, обеспечивал их пресс-релизами, а ещё следил за тем, чтобы их не обидели. Только позволь работникам общепита, и они вывернут карманы. Конечно, я прекрасно знал, что некоторые и шампанское уносили не по одной бутылке, и бутерброды в кофры складывали десятками. Я не позволял ни обыскивать на выходе, ни требовать, чтобы не брали. Всё, что заказано, было оплачено. Деньги будут списаны. Люди живут трудно. Хотя чаще всего, насколько я видел,  хватали те, кто не бедствует.

Презентации обычно для журналистов и рекламщиков, а для своих стали проводить корпоративы. Но это слово для охоты в другой раз.


Рецензии