Главный экзамен
Школьные экзамены? Старался сдать их как можно лучше, потому что собирался поступать в институт, а в те времена при поступлении в высшее учебное заведение учитывался средний балл школьных экзаменов, и чем он выше, тем больше шансов поступить. Готовился, немного волновался перед экзаменом. Учителя, разумеется, знали мои способности, и оценка моих знаний была для них известна заранее.
Вступительные экзамены в институт? Один из поворотных пунктов в моей жизни – или институт или армия. Хотелось учиться дальше, тем более я рисовал для себя будущею карьеру научного работника. В армию не хотелось никогда! Уже в институте преподаватель по военной подготовке даже обвинил меня в не патриотизме, когда я заявил ему о моём нежелании служить в армии. Тогда мне показалось странным деление мужчин на патриотов и не патриотов по их желанию служить либо не служить в армии. Наверное, ему надо было найти для меня какие-то другие слова.
Во время сдачи вступительных экзаменов в институт волновался страшно. Если были бы устные экзамены, не сдал бы. Набрал на полбалла выше проходного и поступил.
Экзамены первой сессии? Зима, холодно. Тяжелые физические и моральные условия проживания в комнате на частной квартире с соседями, плохая еда. Экономил, старался не напрягать родителей материальной мне помощью. Во время сдачи сессии волновался, боялся отчисления за не сданный экзамен.
Предложение девушке выйти за меня замуж? Тяжело было получить отказ!
В армии два экзамена: в мирной и боевой обстановке?
Первый в Бердичеве во время полевых учений вертолётного полка, когда мы вдвоём с бойцом должны разобрать и собрать пулемёт вертолёта. Я весьма смутно помнил из курса ненавистной мне военной подготовки, как это делается. Дело осложнялось ещё тем, что в институте изучали мы устройство авиационной пушки, а пулемёт вообще не проходили. Ну не мог же я, офицер, признаться рядовому, что не умею обращаться с пулеметом! Пришлось мобилизовать все уголки своей памяти, собрать волю в кулак, включить сообразительность и сдать этот экзамен. Повезло. Получилось. Летчики на учениях почти не стреляли, имитировали стрельбу. И если бы я не правильно собрал пулемёт, то позже прапорщики из технико-эксплуатационной части (ТЭЧ) полка при проведении планового регламента исправили бы мою ошибку, дружески попеняв на мою оплошность.
Второй в Афганистане. Когда заболели и были отправлены на лечение кто в госпиталь в Кабул, кто на Родину специалисты-вооружейники из ТЭЧи. Мне приказали временно с позиции подготовки ракет перейти на работу в ТЭЧ и делать регламентные работы пулемёта устаревшей марки, устройство которого я даже приблизительно не знал. Выручило меня то, что, прослужив в полку год, мне волей-неволей приходилось наблюдать работу прапорщиков при регламенте вооружения вертолёта и в памяти кое-что отложилось. Пришлось попыхтеть - подсказать-то некому! Разобрать-то пулемёт разобрал, почистил, смазал, а вот собрать удалось только с третьего раза. До конца не был уверен, что правильно собрал. Вертолёт в тот же день должен был лететь на боевое задание. А что если пулемёт после моего регламента откажется стрелять. Может сложиться ситуация, когда от работоспособности пулемёта будет зависеть жизнь экипажа вертолёта. Не дай Бог непоправимое случится по моей вине! Обошлось. Нареканий от командования в мой адрес не поступило.
И всё же самый главный экзамен я выдержал с честью от своей младшей дочери-первоклассницы!
Приходит она домой на второй день из школы и говорит:
- Папа, я хочу задать тебе задачку!
- Ну, давай, - говорю.
- На асфальте сидело три воробья. Кошка прыгнула и съела одного из них. Сколько осталось воробьёв на асфальте?
- Ещё раз, - я читал газету и слушал в пол уха.
Дочь повторила задачку слово в слово.
- Ноль, - говорю, продолжая читать газету.
- Правильно! - радостно засмеялась она, - а мама сказала – два. Когда кошка прыгнула и схватила одного воробья, остальные испугались и улетели! Нам в школе учительница задавала эту задачку. Я тоже ответила – два.
- Это что же получается, дочь, ты меня проэкзаменовала?
Смеётся!
Ну, как тут можно было попасться и в один миг потерять весь свой отцовский авторитет.
А дочка уже бежит к маме и кричит:
- Мама, мама! Папа правильно ответил!
Вот тебе и задают экзамен маленькие дети! Даже не успеешь подумать о последствиях! А что впереди? Кто-нибудь видел будущее? Кто-нибудь что-нибудь знает о нём?
Если ребёнка экзаменует опытный, умудрённый жизнью наставник, то не зазорно ошибиться ребёнку. А если наоборот? Теряешь то, что уже не приобретёшь никогда, хоть добейся даже мировой славы!
Через полгода опять экзамен от дочери:
- Папа, как ты относишься к ребусам?
- В каком смысле? - отвечаю вопросом на вопрос.
- Ну, умеешь разгадывать?
- А как же, конечно, умею!
Приносит и показывает рисунок: большая прописная буква «а», в её кружочке маленькая буква «и», а за ней буква «н».
- Прочитай, что написано, - спрашивает заговорщицким шепотом дочка.
- Иван, - говорю, - это же просто и в а и ещё н, получается «Иван».
- Правильно, а мама не смогла решить.
- Это вам в школе показали?
- Да, я отгадала!
А вообще-то мои экзамены, которые я время от времени сдавал моей младшей дочери, началась с её трёхлетнего возраста, когда ещё вопрос-то ей сложно было сформулировать.
Однажды, гуляя в городе по площади, мы шли мимо стоянки легковых машин.
- Папа, это какая машина? - спрашивает меня дочь.
Я на секунду задумался. Не может же в таком возрасте её интересовать марка машины, наверное, интересует цвет.
- Красная, - говорю.
- А эта?
- Белая.
- Эта?
- Синяя.
Показывает рукой на следующую машину.
- Бежевая, - говорю.
- Молодец, папа, всё знаешь!
Приятно так стало. Заслужил оценку «отлично», можно сказать. То ли будет ещё с внуками! Надо готовиться уже сейчас!
Записано 13.04.2020г. 15.30
Свидетельство о публикации №220041301417