На тонкой кромке жизненного выбора

  Спектакль «Пьяный Амур». МТЮЗ онлайн трансляция.
Постановка Генриетта Яновской. Пространство Сергей Бархина.
Костюмы Елены Орловой. Художник по свету Александр Мустонен.
Актеры: Константин Ельчанинов,  Мария Луговая, Максим Виноградов, Мария Зубанова, Александр Вдовин, Антон Коршунов, София Сливина, Игорь Ясулович, Сергей Погосян, Александр Тараньжин, Екатерина Александрушкина, Алексей Алексеев,  Анна Ежова, Полина Одинцова, Елена Левченко, Арина Нестерова, Надежда Подъяпольская,
Искандер Шайхутдинов.
Спектакль Генриетты Яновской поставлен по одноименной пьесе Е. Попова, в нём она открывает нам фрагмент истории из недалёкого российского прошлого, и здесь мы узнаём временной отрезок, который помнят немногие. Машина времени Генриетты Яновской переносит нас в начало семидесятых в страну, которой больше нет на карте и время следы, которого скрылись на пыльных полках архивов истории. В этом проекте  она переносит нас в пространство высокой типичности того времени, в маленький полу- провинциальный городок, где-то в российской глубинки советского периода. Это фрагмент прошлого она создаёт в маленьком дворике на городской окраине где живут герои того времени. Её персонажи живут в деревянном, многоквартирном доме, каких немало было построено на руинах войны.
Это пространство жизни тех лет несёт хорошо заметные следы суровых реалий послевоенного времени, когда разрушенные города нуждались в людях для подъема экономики, и по этой причине они застраивались домами для заселения людьми из разных районов и краёв страны. Власти строили эти однотипные имитации жилья, которые больше напоминали многоквартирные бараки, чем дома для нормального проживания. Эти лачуги урбанизма были без водопровода и канализации, но для людей измученных реалиями войны они были реальной возможностью жизнь по законам мирного времени.
Действие спектакля «Пьяный Амур» происходит во дворе такого дома и здесь это практически замкнутое пространство воссоздано через типичные артефакты быта того времени: колонку, скамейку, столик и дощатую туалетную кабинку. Для обитателей этого дома – это место играет особую роль в общественной жизни, для них это зона социализации.  Здесь, на небольшом пяточке дворового пространства, происходят сплетения общественной жизни жильцов дома. Яновская в своей аутентичной проекции жизни российской урбанистической глубинки семидесятых воссоздаёт атмосферу общественной жизни в формате театра абсурда. В «Пьяном Амуре»- это симбиоз парадоксов, в котором присутствуют наивный идеализм коммунистических догм и серых аскетические реалии жизни ежедневной барачной жизни без элементарных систем водоснабжения и канализации.
Яновская создаёт театр абсурда советского периода с помощью этой коллекции парадоксальных артефактов того времени которые были практически в каждом подобным дворе, они придают картине жизни персонажей сильную гротесковое видение и аутентичность. На этом ярком художественном полотне спектакля эти парадоксы времени создают особый трагикомичный фон абсурда и сюрреализма коммунистических мифов в суровых реалиях жизни того времени. В этом видении «Пьяный Амур» это комедия в чеховском понимании истории человеческих отношений как одну большую комедию абсурда. 
Яновская в этом пространстве маленького дворика создаёт плоскость социализации персонажей спектакля, здесь это эмоционально-насыщенное пространство, где происходят события пьесы Попова. На этой плоскости она создаёт многочисленные точки пересечения случайных и неслучайных встреч жильцов дома. В этих точках взаимодействия персонажей происходит раскрытие их реального внутреннего мира, скрытого за внешней оболочкой условностей человеческих отношений. Множественность этих точек на этой плоскости позволяет нам создать подобие антологии человеческих конфликтов того времени, а в их многообразии мы можем увидеть столкновения различных мировоззренческих систем. В этих столкновениях нам раскрываются противоречия, которые раздирают их внутренние миры, в них они пытаются примирить их собственное видение с общепринятым пониманием.
Конфликты в спектакле очень многообразны и индивидуальны, у каждого из персонажей спектакля они отражают собственную грань трагедии человеческой жизни, но все они здесь приводят их к развилке жизненного выбора, в которых они достигают точки экстремума их жизни. В этой точке эмоционального накала они осознают, что дальнейшая их жизнь не возможна без переосмысления привычных устоев жизни и своего мировоззрения. В эти моменты они пытаются найти своё понимание счастья и парадигму собственной жизни. На этой суровой тропе поиска и осмысления они сталкиваются с тем, что общепринятый паттерн и видение человеческих отношений противоречат их собственным. Это противоречие является главной конфликто-образующей спектакля «Пьяный Амур». Формула этой компоненты универсальна и вечна, так как подобные конфликты были и происходят во все времена, в любом обществе.
Яновская в своем спектакле предоставляет нам возможность увидеть трагедию людей, чьи противоречия ставят их перед гамлетовской дилеммой жизни и смерти. История, под названием «Пьяный Амур»- это драма людей стоящих на кромке жизни, в точке эмоционального экстремума их внутреннего мира, где они должны сделать выбор, который определяет их дальнейшую судьбу. В этом спектакле у каждого из нас есть возможность оказаться в этих точках и осознать хрупкость нашего внутреннего мира и человеческой жизни.   


Рецензии