Европейское произношение - какое оно?
Я потом и вам задам этот вопрос.
Но, чтобы ответить на мой вопрос, вы должны знать - что такое красивая речь? Проще - из чего она состоит?
1) Бесспорно, на первом месте - чистая дикция. И это я говорю вовсе не потому, что я - логопед.
К примеру, если то, что я здесь пишу, говорить запинаясь и бормоча - то я сразу получу ответ: «Мы тебя послушаем как-нибудь потом».
2) Красивый голос. Правильные интонации. Мелодика речи.
3) Риторически правильно выстроенная речь. (В частности, правильно построенные фразы). Богатый лексикон (словарный запас).
4) И конечно, литературное произношение и отсутствие говора.
Немного обсудим одну из составляющих красивой речи - говор, вернее, его отсутствие.
Эта проблема волнует людей, приезжающих в Москву и имеющих намерение остаться в Москве надолго или навсегда.
Говорок, пусть и не слишком заметный, режет ухо, звучит провинциально.
Для некоторых профессий и должностей - это жирный минус.
Прошу обратить внимание! Ни в коей мере никто и не думает унизить или пренебрежительно отнестись к разным областям нашей великой страны. И к речевым особенностям, присутствующим во многих районах (краях). Где-то говорят убыстрённо, где-то упирают на «О», где-то вместо «Щ» говорят «ЩЧ» и так далее. Это – мы! Мы разные, и это прекрасно!
Тем не менее, лингвистика и её знаменитые представители, начиная с М.В. Ломоносова, продолжая В.И. Далем, С.И. Ожеговым, В.В. Виноградовым, Д.Н. Ушаковым и многими другими учёными, считает эталоном русского современного литературного произношения – московское произношение. Так называемый, московский говор. Поэтому – без обид.
Московское произношение лежит в основе русского литературного произношения.
Одним словом, хотите иметь речь без говора, говорите по-московски.
Это обосновано не только тем, что Москва - столичный город, многие века являющийся духовным, культурным, политическим, экономическим центром России.
Но ещё и тем, что, по утверждению великого русского учёного-энциклопедиста М.В.Ломоносова, московский говор - один из красивейших по звучанию.
Он вобрал в себя всё звуковое богатство русского языка.
И ещё - московское произношение легко и удобно слушать и понимать.
Московское умеренное «акание» - уже не первое столетие лежит в основе русского литературного произношения. Как логопед, скажу – «А» не выделяется, просто слова произносятся открыто, не зажато, ясно.
Моя семья живёт в Москве с 1880-годов. Прадедушка и прабабушка переселились в столицу из Черниговской губернии, село Фастовцы. Прадед служил в армии до 40 лет (казак), демобилизовавшись, женился на 16-летней моей будущей прабабушке и отбыл в Москву. И в Москве у них родились пятеро деток. Простая семья обычных людей.
Своих бабушек я помню. И помню, что они, родившись и прожив всю жизнь в Москве – став полноправными москвичками – иногда говорили слова с малороссийским акцентом (прадед с прабабкой из Чернигова). Это было редко, но – бывало.
А мама моя, закончив МГУ, став юристом, считала небезосновательно, что речь – оружие юриста. И, имея прекрасное образование, следила за своей речью и совершенствовала её. Мамина сестра, моя тётя, став художественным редактором крупного столичного издательства, говорила идеально.
То есть – второе поколение москвичей уже говорит чисто по-московски.
Поэтому, чтобы заговорить по-московски (и чтобы судить о московском произношении) необходимо достаточно долго прожить в Москве, иметь неплохое образование и следить за своей речью.
Тогда у человека развивается фонематический (речевой) слух. И он начинает себя правильно слышать. Не только себя, но и окружающих людей. И уже чувствует (речевой слух – это чувство речи, его центры находятся в коре головного мозга), как надо правильно сказать. То есть – знает, как сказать по-московски, а как – нет.
Иногда о москвичах говорят: мАсквичи подчёркивают «А». Нет! Человек, упрекающий москвичей в усилении «А» - чувствует, слышит по-своему. Его речевой слух настроен на ЕГО говор. И наоборот, москвич об этом человеке скажет: он слишком сжимает гласные и в целом говорит зажато.
Я утверждаю, что избавление от говора и приобретение литературного произношения - каковым и является московское произношение – очень непростой и длительный процесс, требующий старания, специальных знаний и терпения!
Как создавались нормы произношения? В процессе общения между людьми.
Из необходимости быть понятым большинством русских, населяющих пространства нашей Родины.
Отбор речевых средств происходил в течение веков. Писатели, учёные, учителя, ораторы, поэты - были теми мастерами, которые отбирали из богатой кладовой народного языка всё лучшее.
Обрабатывали и закрепляли в своих произведениях, выступлениях, учёных исследованиях, лекциях.
Так литературный язык становился достоянием народа. Сердцевиной народного языка.
Соблюдение норм литературного произношения - это один из основных признаков культуры речи и необходимость для того человека, который любит и уважает родной язык.
Литературное произношение подвержено некоторым изменениям, что свойственно всем живым языкам. Поэтому современные нормы литературного произношения отличаются в отдельных случаях от старых норм.
Но основные правила окончательно утвердились и не требуют пересмотра.
А сейчас я, наконец, задам Вам вопрос, о котором говорила в начале статьи: «Хотите говорить красиво?»
Ответ принят!
Автор: дефектолог / логопед для взрослых, кандидат филологических наук Юлия Николаевна Белик-Харашкевич.
Свидетельство о публикации №220041301503