Европейское произношение - какое оно?

Есть один вопрос, в ответ на который любой человек (пусть ему будет 3 года или 83; пусть это будет мужчина или женщина; пусть это будет русский, француз или таитянин; пусть это будет строитель, водитель,  пожарный, президент) скажет:  «Да!»

Я потом и вам задам этот вопрос.

Но, чтобы ответить на мой вопрос, вы должны знать - что такое красивая речь? Проще - из чего она  состоит?

1) Бесспорно, на первом месте - чистая дикция. И это я говорю вовсе не потому, что я - логопед.
К примеру, если то, что я здесь пишу, говорить запинаясь и бормоча - то я сразу получу ответ: «Мы тебя послушаем как-нибудь потом».

2) Красивый голос. Правильные интонации. Мелодика речи.

3) Риторически правильно выстроенная речь. (В частности, правильно построенные фразы). Богатый лексикон (словарный запас).

4) И конечно, литературное произношение и отсутствие говора.

Немного обсудим одну из составляющих красивой речи - говор, вернее, его отсутствие.
Эта проблема волнует людей, приезжающих в Москву и имеющих намерение остаться в Москве надолго или навсегда.
Говорок, пусть и не слишком заметный, режет ухо, звучит провинциально.
Для некоторых профессий и должностей - это жирный минус.

Прошу обратить внимание! Ни в коей мере никто и не думает унизить или пренебрежительно отнестись к разным областям нашей великой страны. И к  речевым особенностям, присутствующим во многих районах (краях). Где-то говорят убыстрённо, где-то упирают на «О», где-то вместо «Щ»  говорят «ЩЧ» и так далее. Это – мы! Мы разные, и это прекрасно!

Тем не менее, лингвистика и её знаменитые представители, начиная с М.В. Ломоносова, продолжая В.И. Далем,  С.И. Ожеговым,  В.В. Виноградовым,  Д.Н. Ушаковым и многими другими учёными, считает эталоном русского современного литературного произношения – московское произношение. Так называемый, московский говор. Поэтому – без обид.

Московское произношение  лежит в основе русского литературного произношения.
Одним словом, хотите иметь речь без говора, говорите по-московски.

Это обосновано не только тем, что  Москва - столичный город, многие века являющийся духовным, культурным, политическим, экономическим центром России.

Но ещё и тем, что, по утверждению великого русского учёного-энциклопедиста М.В.Ломоносова, московский говор - один из красивейших по звучанию.

Он вобрал в себя всё звуковое богатство русского языка.

И ещё - московское произношение легко и удобно слушать и понимать.

Московское умеренное  «акание» - уже не первое столетие лежит в основе русского литературного произношения. Как логопед, скажу – «А»  не выделяется, просто слова произносятся открыто, не зажато, ясно.

Моя семья живёт в Москве с 1880-годов. Прадедушка и прабабушка переселились  в столицу из Черниговской губернии, село Фастовцы. Прадед служил в армии до 40 лет (казак), демобилизовавшись, женился на 16-летней моей будущей прабабушке и отбыл в Москву.  И в Москве у них родились пятеро деток. Простая семья обычных людей.

Своих бабушек я помню. И помню, что они, родившись и прожив всю жизнь в Москве – став полноправными москвичками – иногда говорили слова с малороссийским акцентом (прадед с прабабкой из Чернигова). Это было редко, но – бывало.

А мама моя, закончив  МГУ, став юристом, считала небезосновательно, что речь – оружие юриста. И, имея прекрасное образование, следила за своей речью и совершенствовала её. Мамина сестра, моя тётя, став художественным редактором крупного  столичного  издательства, говорила идеально.

То есть – второе поколение москвичей уже говорит чисто по-московски. 
Поэтому, чтобы заговорить по-московски (и чтобы судить о московском произношении) необходимо достаточно долго прожить в Москве, иметь неплохое образование и следить за своей речью. 

Тогда у человека развивается фонематический (речевой) слух. И он начинает себя правильно слышать. Не только себя, но и окружающих людей.  И уже чувствует  (речевой слух – это чувство речи, его центры находятся в коре головного мозга), как надо правильно сказать. То есть – знает, как сказать по-московски, а как – нет.

Иногда о москвичах говорят:  мАсквичи подчёркивают «А».  Нет!  Человек, упрекающий москвичей в усилении «А» -  чувствует, слышит по-своему.  Его речевой слух настроен на ЕГО  говор.  И наоборот, москвич об этом человеке скажет:  он  слишком сжимает гласные и в целом говорит зажато. 

Я утверждаю, что избавление от говора  и приобретение литературного произношения - каковым и является московское произношение –  очень непростой и длительный процесс, требующий старания, специальных знаний и терпения! 

Как создавались нормы произношения? В процессе общения между людьми.
Из необходимости быть понятым большинством русских, населяющих пространства нашей Родины.

Отбор речевых средств  происходил в течение веков. Писатели, учёные, учителя, ораторы, поэты - были  теми мастерами, которые отбирали из богатой кладовой народного языка всё лучшее.
Обрабатывали и закрепляли в своих произведениях, выступлениях, учёных исследованиях, лекциях.
Так литературный язык становился достоянием народа. Сердцевиной народного языка.

Соблюдение норм литературного произношения - это один из основных признаков культуры речи и  необходимость для того человека, который любит и уважает родной язык.

Литературное произношение подвержено некоторым изменениям, что свойственно всем живым языкам.  Поэтому современные нормы литературного произношения отличаются в отдельных случаях от старых норм.
Но основные правила окончательно утвердились и не требуют пересмотра.

А сейчас я, наконец, задам Вам вопрос, о котором говорила в начале статьи: «Хотите говорить красиво?»
Ответ принят!

Автор: дефектолог / логопед для взрослых, кандидат филологических наук Юлия Николаевна Белик-Харашкевич.


Рецензии