Сказка про домашнее обучение

Ох, ребятушки, многое довелось мне на своем веку необычных сказок слыхивать, но чтобы такую сказку кто вымолвить смог – не припомню. Ну что ж, если и вы не слыхали, с радостью ее вам поведаю.
Все на веку идет своим чередом: молодые женятся, деток родят, работают с утра до ночи, болеют да старятся. Их детки подрастают, на смену родителям приходят; все снова да ладом. Так в истории, голубчики мои, за годом год проходит, а за веком век пролетает.
Вот и у наших героев времечко незаметно пролетало, подросли Софиюшка с Верушкой, наступила пора на обучение школьное отдавать. Думал отец, глядя на своих отпрысков да вымолвил однажды:
- Смотрю на дочерей, радуюсь. Уж и буковки знают, вона, уголечком на камушке выводят. Корявенькие, а все ж разобрать можно.
- Что ж ты думаешь, милый батюшка? – спросила мать, замешивая тесто на пироги.
- Пора их, душа моя, дисциплинам разным учить, пора образование давать. Арифметике, письму, Закону Божьему и другим наукам обучаться. Нынче век наук наступает.
- Не рано ли? Им же только восемь исполнилось!
- Не рано, – ответил отец. – Вон, в общество благородных девиц с шести годков принимают. В остальные школы я слыхал, с девяти.
- Ура, ура! – хором закричали детки. – Уж больно нам в школу хочется!
- Ох, и не знаю, милый, что сказать, – запричитала мать. – Они же девицы! А что девицам надо? Обучить женским умениям – прясть, ткать да скатерти вышивать, искусно щи варить да караваи печь, платья да рубашки кроить. Зачем их писанию да счету учить почем зря? Придет времечко, выдадим дочерей замуж, пусть лучше мужья считают да пишут.
Осерчал купец, стукнул по дубовому столу так, что подскочил горшок с горячими щами, а детки с перепугу под лавку забились. Не хотелось ему такие слова от супруги своей слышать.
- Супротив меня не позволю! – крикнул он на весь терем. – Посмотри на нашу старшую дочь, разве она зря в училище наукам обучалась? И Закон Божий читает, и арифметикой владеет, и пером пишет, и красками рисует. Танцует даже! Только что виолончель не освоила. Такую и замуж не стыдно отдать. Девица наша будет украшением любой семьи! Аль не согласна со мною?
- Будь милостив, батюшка, – покорно закивала головушкой жена.
Как можно с мужем спорить-перепираться? Прав он во всех вопросах, а уж в вопросах обучения и того больше.
- Сшей-ка ты лучше нашим деткам по платью кофейному, в младших классах платья им в аккурат понадобятся.
- Сошью, дружочек мой ненаглядный, будут как куколки, – промолвила матушка. – Только времена нынче хмурые, чумные. Сам же нас из города вывез, чтобы от вируса заморского не сгинуть. Кто ж детей обучать станет?
- Тут думать надобно, у других бояр поспрошать, – почесал затылок купец. – Может ямщиков засылать в город к учителю?
- Будет ли гонец больше полсотни верст туда-обратно гнать, чтобы тетрадки с учебниками за отметками возить? Да и нельзя нам ямщиков заразе опасной подвергать.
- Это да, – согласился с женой купец. – Слышал я про голубей почтовых, которые за сотни верст письма доставляют. Они не лес, океан-море перелетят! Очень умные птицы, эти голуби. Они и станут детям задания урочные доставлять.
- Как это, батюшка?
- А так. Купим у голубятников птицу обученную, привяжем к лапке листочек берестяной, к мастеру грамоты голубя того направим. Учитель напишет на берестянке задание, голубь нам вернет. Так и будем учить деток. Я, слава богу, в знаниях силен. Да и ты почти три класса окончила, счет помнишь. Пока не совсем стары, справимся как-нибудь.
- Ой, ты наш умный батюшка, все то ты знаешь, все умеешь, – заулыбалась матушка. – Как мне по юности с тобою повезло!
- Так и мне с женою повезло, – смягчился сердцем купец. – Вон, в избе все чисто да мило. Детки у нас чистенькие, чесаные да умытые. Заплатки вовремя пришиты, щи всегда горячие, пироги с начинками разными.
На том и порешили. Выбрали в городе лучшего мастера по учению, по соседству у птичника голубя дорогого приобрели, да к учителю птицу посылать стали.
Видит учитель в окне птицу, отворяет ставни, впускает почтового голубя. Аккуратно снимает берестянку да ответы смотрит. Прочтет все, новые задания отправит с птицей. Голубь обратно, за леса еловые направляется, в терем лесной, к Софиюшке да Верушке. Там уж и ждут его, все глаза проглядят. Отец задания те читал, а детки гусиными перышками буковки с циферками выводили. Так и учились, пока чума заразная с Руси не сгинула. А как в город вернулись ребятки, в школу книжного учения пошли, все к тому же мастеру, Наталье Свет Валерьевне.


Рецензии