Потери

Я хочу спросить у вас: часто ли вы в своей жизни теряли? Испытывали ли вы это чувство безвозвратной потери, когда ничего уже нельзя вернуть? Когда вы, мысленно отматывая назад время, изменяли всю хронологию и находили тот момент, когда можно было все изменить… Вы вновь возвращались в сегодняшний день и понимали, что это случилось в самом деле.
Потеря… Спросите у своего ребенка, и он ответит вам, что в его еще недолгой жизни потери уже были. Одна девочка собирала монетки в кошелек для того, чтобы накопить побольше денег и купить в магазине то, что она пожелает. Но по дороге в магазин потеряла и деньги, и сам совсем еще новенький кошелечек. Сколько было слез, сколько переживаний!                А тот пятилетний белобрысый мальчуган на прогулке потерял свою сестру. Он так испугался! Долго искал ее, оббежал весь двор, успел пореветь… и нашел! Как он радовался!                Мальчишка-спортсмен, лучший вратарь в команде, потерял дорогие вратарские перчатки, подарок на день рождения. Наверняка он был очень расстроен, ведь он так их ждал!
Его друг, тоже спортсмен, забыл в раздевалке новенькие кроссовки. Влетело же ему дома от матери!
Восьмилетняя озорная девчонка, немного поразмышляв о потерях, сказала:
- Дайте подумать… Вспомнила! Я потеряла своего милого лемурчика, которого мне купил папа. Я очень любила свою игрушку, но случайно забыла его в поезде.
- Ты расстроилась?
- Ну конечно! Ведь я его так ждала. Ой, я еще перчатку потеряла! Она упала с моста в реку и уплыла. Теперь в кармане ношу одну на память…                Взрослый парень-старшеклассник на вопрос о потерях ответил так:
- Я потерял время и деньги.
И это ответ в пятнадцать лет! А его ровесница друг за другом потеряла два телефона. Эх, знать бы, где…                Другая девочка-второклашка с грустью ответила:
- Я потеряла Чета. Это был лучший лабрадор на свете. И его уже не вернуть…
- И как ты пережила потерю?
- Мне папа подарил Самсона. Он тоже лабрадор, и теперь мой любимый пес.
Не все дети теряют детские вещи. Кому-то из них выпадает доля взрослых, потери далеко не игрушек. Чем старше мы становимся, тем ощутимее и горше становятся потери.
Маленькая, ссутулившаяся старушка, глядя в глаза своей дочери, сказала:
- Я потеряла маму в очень молодом возрасте. Она уходила у меня на глазах, буквально таяла. Я до сих пор понимаю, как мне ее не хватает. А позже по своей воле потеряла твоего отца. Этого не надо было делать…
- Мама, значит можно было все повернуть назад?
- Не знаю. Но теперь ничего изменить нельзя. Его уже нет на этом свете.
Другая, грузная пожилая женщина, передвигающаяся по своей квартире с помощью специальных ходунков и подолгу не выходя из дома, находила свое утешение в двух кошках, которые были для нее детьми больше восемнадцати лет. Они ушли от своей любимой хозяйки одна за другой, то ли от старости, то ли от болезни. Какие слова утешат ее и смягчат переживания от потери?
Старая, не по погоде одетая женщина как-то давно поведала о своей потере. Это была такая же старая, со слов самой рассказчицы, собака, которую та подобрала на улице.
- Мой Зайчик был для меня всем. Он единственный, кто радовался мне открыто, без лести и лицемерия. Если он умрет, я умру вслед за ним.
Хозяйка собаки ушла раньше… Зайчик пережил ее ровно на два года.
- Я потеряла иллюзии юности, – улыбнувшись, сказала подруга.
- Я потеряла страх, – с иронией в голосе ответила другая.
До того, как этот страх потерять, она, видимо, многое прошла и многое испытала.
- Я потеряла Любовь, – проговорила третья. – Но потерять ее не так страшно. Думаю, гораздо страшнее эту Любовь не встретить вообще, ведь правда?
- Да, дорогая, я с тобой согласна.
- Моя потеря – это отец, – поделилась со мной коллега. – И еще я потеряла доверие. Но думаю, страшнее потери Веры нет ничего.
- В моей жизни были большие потери. Ушли мои папа и бабушка, – произнесла красивая молодая женщина. – Слава Богу за то, что со мной рядом моя мамочка и семья.
- Я потеряла ребенка. И не одного. – почти шепотом поведала моя рассказчица. Теперь я одна. Ни мужа, ни детей. И самое страшное, что я могла многое изменить, но именно тогда это не представлялось возможным. Жалею ли я об этом? Тысячу раз да!
Что тут скажешь? Женщина, когда-то отказавшаяся от ребенка. Сколько нас таких ходит по белому свету? Тысячи. И где та точка, тот миг, когда каждая история могла пойти иначе, счастливее?
 - Я потеряла ребенка. Потом потеряла отца, – немного помолчав, ответила подруга. – Ты знаешь, эта боль всегда во мне.
Мать, оставшаяся без ребенка… Попросить  у нее об этом рассказать просто не хватит смелости.
- Я много потеряла, и мне уже терять нечего! – с отчаянием вымолвила моя собеседница. – У меня уже ничего не осталось... Я даже не помню все, что происходило потом. Только мокрый снег, толпу знакомых и незнакомых лиц да горсть холодного песка в моих ладонях. Я смотрела на эту горсть сквозь толстую призму этих слез, сжимая веки и сбрасывая слезы в ладони.
С этими словами она накинула на плечи кофту и вышла на темный не застекленный балкон.
Потери. Один мудрый человек сказал когда-то: «Смерть – не величайшая потеря в жизни. Гораздо страшнее то, что умирает в нас покуда мы живем…» Так сложно порой приходится сохранять это «что-то» в себе, теряя, падая и вновь стараясь сохранить равновесие. Но потери, вопреки всему, продолжаются…


Рецензии