Самур. Возмутитель спокойствия. Главы 1-2
Вручая диплом Самуру, Валерий Николаевич невольно задержал его тонкую, почти прозрачную ладонь в своей, охваченный противоречивыми чувствами. С одной стороны, ректор проникся уважением к молодому специалисту за его оригинальность, а с другой — хотелось бы, чтобы их пути больше никогда не пересекались. Тот своими неосмотрительными действиями доставил ректорату много хлопот и неприятностей.
Проблемы у ректора начались сразу после приезда абитуриента. Спозаранку, обнаружив дверь института запертой, Самур оставил у неё свой багаж и отправился на поиски насущного. За вещи он не волновался: мол, кому нужна его рухлядь? И точно, никто не соблазнился. Да и кто рискнёт, когда рядом с чемоданом с неизвестным содержимым, любезно одолженным соседом, стоял сапёр, а за ним, с непробудным сном на лице, наблюдал ректор. Так состоялось их первое знакомство.
Вскоре студент вновь напомнил о себе: в графе «Место проживания» анкеты указал «Вокзал “Южный”, второй этаж, восьмая скамья слева». В иных обстоятельствах откровенность студента могла бы остаться незамеченной, но в этот раз опрос проводился комиссией Министерства высшего образования СССР.
Как следствие, ректору указали на слабый контроль за распределением мест в общежитии, а декану факультета объявили строгий выговор за низкую воспитательную работу.
Следует отметить, что место на вокзале студентом было выбрано разумно: во-первых, скамейка находилась на отшибе, и до неё не доходили вкусные запахи из буфета. Во-вторых, в этом укромном уголке под лестницей редко убирали, поэтому не надо было спасать ноги от грохочущего полотёра. Отдыхать лёжа было опасно, таких милиция вычисляла сразу и безжалостно выдворяла с вокзала.
Однако, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. На следующий день декан, хмурый как туча, выписал «правдолюбу» направление в общежитие.
Глава 2
Самур учился прилежно, особенно преуспевая в предметах, связанных с его будущей специальностью конструктора. От лекций по общественным дисциплинам он старался увильнуть, предпочитая проводить время в Доме учёных, активируя творческие зоны коры головного мозга.
Это неудивительно, ведь «храм науки» находился в старинном особняке, принадлежавшем корифею архитектуры — академику Бекетову. Потолки в здании были украшены росписью, а окна — витражами. Такая роскошь не могла не вызывать восторг и положительные эмоции у каждого, а лекции в актовом зале становились поводом для оживлённых дискуссий среди учёных, инженеров и изобретателей, способствуя расширению кругозора и создавая атмосферу активного творчества. Помимо выступлений с докладами, здесь сохранилась прекрасная традиция проведения благотворительных обедов. Бесплатные обеды не только стимулировали умственную деятельность, но и заглушали предательское урчание в животе.
Что касается изобретателей, то к ним Самур относился с особым благоговением. Он верил, что всё созданное не человеком — творение Бога, а всё созданное человеком — результат работы новаторов.
Как-то, не желая слушать лекцию по научному атеизму, Самур, как обычно, отправился в храм науки. В «трапезной», обжигаясь, выпил горячий чай каркаде и помчался в актовый зал.
Несмотря на спешку, студент прихватил только конец заседания. У доски, испещрённой чертежами различных механизмов, выступал последний докладчик. Он старался убедить аудиторию в том, что предложенное им техническое решение является самым оптимальным. Самур внимательно слушал его, пытаясь уловить суть смысл обсуждаемой темы.
По окончании доклада председательствующий подвёл итоги:
— Коллеги, благодарю всех за активное участие в разрешении насущной проблемы. Теперь позвольте мне предоставить слово заказчику — директору рыбозавода.
Рыбовод натянуто улыбнулся, пытаясь скрыть своё недовольство, и произнёс:
— Товарищи, прошу ещё раз вникнуть в суть проблемы. Речь идёт о перевозке рыбы на большие расстояния. Трудность, которую необходимо разрешить, заключается в том, что рыба данной породы во время транспортировки должна постоянно находиться в движении, иначе она погибнет, не доехав до пункта назначения. Предложенные вами насосы, мешалки и другие механизмы, хотя и представляют определённый интерес, в данном случае не годятся. Они могут нанести рыбе травмы, что недопустимо. Надеюсь услышать от вас иное решение — простое, дешёвое и эффективное.
Обычно Самур не вмешивался в процесс обсуждения, обдумывая свои варианты решения той же задачи. Но на этот раз он не выдержал.
— Щука! — выкрикнул он с места.
В зале повисла напряжённая тишина. Учёные с недоумением переглянулись и уставились на «выскочку».
Ведущий постучал карандашом по столу:
— Молодой человек, будьте добры, объясните свою мысль!
Самур встал.
— Косяк, спасаясь от хищника, будет постоянно двигаться, и никакие мешалки для этого не нужны, — выпалил он. Затем виновато добавил: — Правда, несколько рыб щука успеет съесть. Но остальные останутся живы!
Директор завода вскочил с кресла и восторженно воскликнул:
— Наконец-то! Вот вам и идеальное решение! Спасибо. Принимается безоговорочно! — А затем с любопытством спросил: — Кто вы?
Внезапно за спиной Самура раздался торжественный голос:
— Это мой студент!
Учёный секретарь одобрительно похлопал в ладоши:
— У вас отличные воспитанники, Валерий Николаевич, поздравляю!
Самур обернулся и обомлел. Это был ректор. Затем до него донёсся шёпот:
— Идею одобряю, но за пропущенные занятия вам придётся ответить перед деканом.
Рисунок Наби Анкаева
Свидетельство о публикации №220041301651
Вадим Светашов 26.03.2021 12:23 Заявить о нарушении