Самур. Часть первая. Гл. 2

    Учился студент относительно неплохо. Правда, интересовался только предметами, имеющими непосредственное отношение к будущей специальности. А вот от лекций по общественным дисциплинам старался увильнуть. В основном он сбегал в Дом ученых, размещенный в бывшем особняке академика архитектуры Бекетова. Здесь ему было интереснее, и он чувствовал себя раскованно. При Доме функционировали различные секции, проводились «Дни науки», действовал клуб «Пульсар», объединяющий сотни научных сотрудников; собирались инженеры и изобретатели для решения насущных проблем, проводились выставки промышленного дизайна. Иногда устраивали благотворительные обеды, что тоже было немаловажным влекущим фактором. Что касается изобретателей, то Самур относился к ним с особым благоговением. Он считал, что все нерукотворное создано Богом, а все рукотворное - изобретателями.

    Как-то, удрав с лекции по истории КПСС, студент опять направился в храм науки. На этот раз в актовом зале обсуждали проблему дальней перевозки живой рыбы. Закавыка заключалась в том, что рыба данной породы в пути постоянно должна была находиться в движении, иначе она погибала, не успев доехать до места назначения. От ученых и инженеров сразу же посыпались предложения использовать всевозможные мешалки, насосы, создающие циркулирующие потоки воды, и т.п. Все они, в принципе, решали задачу, но были сложны и дороги, причем могли нанести рыбе травму. Требовалось более простое и эффективное решение. Самур обычно не вмешивался в процесс обсуждения и только внимательно слушал докладчиков, прикидывая в уме свои варианты решения той же задачи. Но на этот раз он не выдержал и выкрикнул с места:

- Щука!

Ученые удивленно переглянулись между собой, мол, кто это такой и что он имеет в виду?

- Надо в цистерну с рыбой запустить щуку!- разъяснил студент- Хищник наведет на рыбок страх и заставит постоянно двигаться. Правда, она сожрет пару рыбёшек, зато остальные останутся живы. И никакие мешалки не нужны!

   Самур хотел было добавить, что это известное решение, но не успел. Сзади вполголоса донеслось:

- А вы, молодой человек, почему не на лекциях?

    Студент обернулся и обомлел. Это был Валерий Николаевич. С этого момента отношение ректора к подопечному потеплело. Имея за плечами огромный опыт педагогической работы, он сразу смекнул, что из этого худенького паренька может получиться талантливый инженер. Предложенное им техническое решение могло прийти в голову только человеку с раскрепощенным воображением, а такие люди, как правило, становятся локомотивом любого творческого коллектива. Да и по характеру Валерий Николаевич был человеком удивительной теплоты, живущим по принципу: «доброта спасет мир». Он считал, что студентов надо любить. Если они чувствуют заботу о себе, то и сами становятся другими – более открытыми, контактными, прилежными. Особо ректор заботился о здоровье своих подопечных, заставляя их заниматься спортом, и шутливо повторял: «Советской стране нужны инженеры не с красными дипломами и синими мордами, а с синими дипломами и красными мордами». Вот и на этот раз ректор поспешил поделиться своими соображениями с деканом Самура, поручив ему не препятствовать студенту в творческих изысканиях. На этом Валерий Николаевич несколько успокоился, но в душе не перестал опасаться очередных подвохов.

Рисунок из интернета.


Рецензии