Памяти братьев

Позвольте представить Вам, уважаемые читатели, историю двух братьев, судьбу одной семьи.Прикоснуться к этой истории автору Зинаиде Тобияш помог случай.Волею Его Величества Случая ей открылась эта потрясающая история. Она приняла её очень близко к сердцу и преподносит ее нам как с исторической точки зрения, так и с эзотерической, в свете того, как информационное поле и мы связаны в этом мире незримыми, но прочными нитями, как информация приходит к нужному человеку в нужное время.Один из братьев художник Арье Перель был моим мужем.               
И мне посчастливилось, что Зинаида Тобияш так глубоко проникла в суть вещей.Это серьёзная исследовательская работа, выполненная на высоком профессиональном уровне.Она включает также мои воспоминания, полные эмоций и переживаний, всего того, что нам пришлось пройти с Арье. А шла я с ним до конца.
Теперь нам жить и нести людям те уроки, которые каждый их нас, участников этой истории, извлёк для себя…
                С уважением, Ольга Голлер.

ПАМЯТИ БРАТЬЕВ.
Адаму Мерцу (1932-2018) и Арье Перелю (1945-2018), урожденным Кюнстлих посвящается.
Фото 1.Арье Перель у портрета брата Адама Мерца.
Содержание:
1.  Поездка в Польшу.
2.  Случайные Неслучайные встречи.
3.  Семейная тайна.
4.  Трагедия семьи Кюнстлих.
5.  Усыновление и приемные рoдители.
6.  После войны.
7.  ”Праведники народов мира”. Юзефа Гибес.
8.  Книга воспоминаний Адама Мерца ”Комната”.
9.  Встреча братьев.
10.Трагедия возвращается.
11.Фильм о Холокосте для поляков.
12.Художник-самоучка.
13.Выставка в Москве.
14.Без Арье.
15.Братья по крови.
16.Увековечивание памяти.
17. P.S.
18.Документальный фильм израильского режиссера Хаима Этгара «Братья по крови».
«Все, что сегодня было для нас воспоминанием, завтра может быть покрыто пылью забвения. Долг живых собрать осколки и крохи самых дорогих воспоминаний прошлого и записать в памяти будущих поколений».               
    Мариан Леон Кантор-Мирский (1884-1942, Освенцим-Биркенау).
Поездка в Польшу.

Какой удивительной и непредсказуемой может быть наша Жизнь! Как ненавязчиво, но постоянно и последовательно она подает нам знаки, расставляет на нашем пути вехи. И все, что нам нужно, - это быть внимательными и «читать» их. И тогда нам откроются удивительные вещи!

Вспоминает Ольга Голлер, вдова художника Арье Переля:                "А я все думаю, какие подарки дарит нам жизнь. Как уметь прочитать те великие мессеры, которые нам пишутся большими буквами на стенах домов? И как здорово, что мы тут на этой земле и все вместе. Амен!"

В то лето я с нетерпением ожидала отпуска, чтобы отправиться в Польшу и отметить свой юбилей.Тогда я еще не знала, что со мной в одном самолете полетят люди – будущие герои моего рассказа. И что, еще ничего не ведая, я буду постоянно пересекаться с ними:  в холле гостиницы, на концерте, на Генеалогической Конференции, на экскурсии. И что в это самое время в Израиле в Музее Яд Вашем сотрудники будут заниматься историей этих людей.                Судьба преподнесла мне совершенно неожиданный подарок. Мне суждено было стать невольной свидетельницей удивительных событий, прикоснуться к лихо закрученному самой Жизнью сюжету.                Этой потрясающей и трагической историей я хочу поделиться с вами.
Случайные Неслучайные встречи.

Фото 2.Арье Перель (1945-2018)

Из лифта варшавской гостиницы «Новотель» вышел мужчина, не заметить которого было невозможно.Невысокого роста, худощавый, пожилой, но ни в коем случае не старик, а из того типа людей, о которых поется в песне “Старость меня дома не застанет”. В нем чувствовалась внутренняя сила и огромная харизма. Он привлек к себе всеобщее внимание – такой он был яркий, импозантный и так резко отличался от всех окружающих.  Не заметить его было невозможно еще и по той причине, что его тут же окружили люди с видеокамерами и большими мохнатыми микрофонами. Началась съемка и, неожиданно, я услышала иврит. Так как было 2 августа, время, когда в Польше отмечают годовщину Варшавского восстания, то я подумала, что здесь есть какая-то связь.
Образ этого человека врезался в мою память. Но его подлинную историю мне было суждено узнать в другом месте и в другое время. Почему именно мне? Я не перестаю думать об этом до сих пор.

Вскоре мне опять представился случай побывать в Польше.               
В Тарнове, недалеко от Кракова, мы подошли к местному еврейскому кладбищу, но его ворота были наглухо закрыты. И вдруг... Из-за памятников, как будто из-под земли, показалась странная фигура. Когда фигура приблизилась к воротам, то оказалась не привидением, а вполне нормальным парнем с видеокамерой. Войтек – так звали парня – рассказал нам, что приехал из Варшавы по просьбе знакомого еврея из Копенгагена, чтобы снять на Тарновском кладбище могилы его родственников.Tак же, как и нaм, ему не удалось открыть замок, но вернуться с пустыми руками он не мог, поэтому просто перелез через ворота кладбища.
                3.Войтек перелезает через ворота.       4.Войтек и я.Тарнов
Я заинтересовалась этой историей, и позже Войтек рассказал мне, что он оператор телевидения и работает над документальным фильмом о двух еврейских братьях польского происхождения, которые нашли друг друга спустя 73 года после войны!         Старший из них - это его знакомый Адам Мерц, который живет в Копенгагене, а младший – это израильский художник из Натаньи Арье Перель.                И тут меня осенило!                Я поняла, что человек, который произвел на меня столь неизгладимое впечатление в холле варшавской гостиницы «Новотель»,  и есть один из героев  этого документального фильма - художник Арье Перель!
Из разговора с Войтеком Лазаровичем, телеоператором:                «Если говорить серьезно, подумай, как все это удивительно. Мы встретились случайно, когда я перепрыгнул через ограду кладбища, но получается, что ранее мы видели «несчастный случай» в отеле, мы встречали одних и тех же людей. Жизнь может быть удивительной!»
Семейная тайна.
Для израильского художника Арье Переля длительный творческий перерыв был связан с драматичными событиями в личной жизни.В 72 года Арье, сам уже отец четверых детей и дедушка многочисленных внуков, впервые узнал, что он – приемный сын, и eго настоящее имя  - Леонард Кюнстлих (K;nstlich).

Вспоминает Ольга Голлер, вдова художника:
«Иногда в судьбе человека наступает момент, который вдруг останавливает привычное течение  жизни и заставляет вернуться в прошлое.И никто нас об этом не спрашивает и не предупреждает…
В тот день у моей дочки родился сын, а у меня внук, первый и долгожданный. Малыш появился на свет в Иерусалиме. Я приехала домой в Натанью поздно вечером, уставшая, но очень счастливая. Арие вел себя как-то странно, не встречал меня, а долго ходил по саду с телефоном около уха, что было ему вовсе не свойственно. Я хотела пригласить его в ресторан, чтобы отметить рождение внука. Для нас обоих это был внук номер двенадцать. 
Вдруг он положил трубку, сел за стол и резко пригласил меня сделать то же самое:
«Сядь, Оля. Мне сейчас сказали такое, что вся моя жизнь перевернулась»!
Такую пафосную фразу можно было услышать от кого угодно, например,  от меня, но от Арие - никогда. Его вообще было почти невозможно вывести из равновесия.
«Мне сейчас позвонили из Варшавы, из Музея истории евреев. Сказали, что меня нашёл мой старший брат. И что я  приёмный сын. Меня усыновили во Вроцлаве в 1947 году».
От волнения у него дрожали руки……»
 
Трагедия семьи Кюнстлих.
Вспоминает Ольга Голлер, вдова художника:                «Мы, дети советской поры, выросли на фильмах о войне. История, такая недавняя, была крепко впаяна в наше сознание. Лет до двадцати я видела кошмарный сон: меня увозят в грузовике от бегущей за мной мамы».
Настоящая, не киношная трагедия произошла в семье Кюнстлих во время фашистской оккупации Польши. Все евреи из окрестных местечек были депортированы в гетто Бжеско - Brzesko-Okocim ghetto, недалеко от Кракова.
5.Бжеско. Старая миква и еврейский общинный дом сегодня.
В 1942 году Якубу Кюнстлиху, а затем его жене Доре с сыном Долеком (сокращенно от Адольф, так назвали Адама при рождении) удалось бежать из гетто. Мать Якуба с внучкой Эстерой Розой 1936 г.р. остались в гетто и позднее погибли в Треблинке.
Якуб вернулся в свою деревню Ядовники Мокре и тихонько постучал в дверь семьи Гибес. Юзефа Гибес была “шабес гойкой”1 в их доме до войны. Она согласилась укрыть своих бывших соседей. Несмотря на смертельную опасность для себя и своих семерых детей, Гибесы спрятали беженцев в яме под хлевом.Позже к ним присоединился Шимек Гольдберг, бывший торговец скотом. Его жена и семеро детей остались в гетто и погибли.
1«Шабес гой/гойка» – это неевреи, которые выполняют работы,запрещенные евреям в субботу.
6.Дом семьи Гибес в Ядовниках Мокре.На переднем плане – Анника, дочь Адама Мерца.
В апреле 1944 года Дора Кюнстлих родила девочку.В ту же ночь Якуб оставил ее на пороге дома бездетнoй набожной польской семьи. Те приютили девочку и назвали ее Вероникой.
Семья Гибес, руководствуясь гуманными соображениями, укрывалa Кюнстлихов и Гольдберга, несмотря на риск и свои стесненные обстоятельства, до января 1945 г., пока этот район не был освобожден. Сразу после освобождения Шимон Гольдберг покинул Польшу.
7.Шимон Гольдберг со второй супругой во Франции.
А Якуб и Дора Кюнстлих остались, полные уверенности в завтрашнем дне и радужных надежд. 
8.Якуб (1911-1945), Долек и Дора Кюнстлих (1912-1945).      
Но ожиданиям на счастливую мирную жизнь не суждено было сбыться. На дом и имущество Кюнстлихов уже давно претендовали новые хозяева – соседи-поляки, поэтому их ждала страшная участь.               
Бандиты старались убить евреев, чтобы завладеть их имуществом, и убить поляков, которые прятали евреев, чтобы уничтожить саму память о этих людях.
Якуб и Дора Кюнстлих, которых недалеко от Освенцима в течение 2,5 лет, рискуя своей жизнью и жизнью своих детей, укрывала семья поляков, уже после войны в освобожденной Польше были убиты бандой польских головорезов!                Вот документ из польского архива, подтверждающий этот факт и многочисленные ему подобные:
“31.1.1946 в окрестностях Бжеска был убит Кюнстлих Якуб.
6.2.1946 в Тарнове убита Кюнстлих Дора жена Кюнстлиха Якуба убитого 31.1.1946.”

9.Документ из польского архива.
После войны Дора и Якуб Кюнстлих забрали дочку Веронику и сына Долека и c новорожденным сыном Лелеком (Леонардом) поселились в Тарнове. Но им не суждено было долго насладиться свободой.

«31 января 1946 г. Якуб Кюнстлих был застрелен из пистолета при невыясненных обстоятельствах в лесу около Заборова во время езды на мотоцикле. Его тело бандиты бросили в болото и засыпали, мотоцикл, одежду и часы украли. Через неделю 6 февраля 1946 г. бандиты, выдающие себя за «партизан», смертельно ранили Дору в собственном доме в Тарнове выстрелами из карабина через деревянные двери. Дети чудом уцелели.»

Тем ясным зимним днем 31 января 1946 года Якуб Кюнстлих на своем мотоцикле отправился забрать ценности, которые он оставил у своих довоенных польских «друзей».  Но они не только не вернули отданное им на хранение, но еще и убили самого Якуба. Дору они застрелили чуть позже.Она купала своего 4-хмесячного малыша.
Смертельно раненная выстрелом из карабина, она выронила младенца, и он упал в деревянную балию. Долек вытащил братика, положил на топчан и, на ослабевших после долгого пребывания под землей ногах, убежал, куда глаза глядят.
Тогда, в Тарнове, братья видели друг друга последний раз перед долгой разлукой длиною в жизнь.

Усыновление и приемные родители.

После трагической гибели родителей Долек и Вероника Кюнстлих скитались по приютам, пока не попали в еврейский детский дом в Отвоцке, откуда их усыновили Эмиль и Бронислава Мерц. Поскольку у Мерцoв была тесная квартирка, они сначала взяли только двух старших детей, a когда пришли за маленьким Лелеком, им сказали, что он уже усыновлен.
10.Детский дом в Отвоцке.Через его стены после войны прошли сотни еврейских сирот.

11.Люба и Песах Перель с усыновленным Лелеком Кюнстлихом во Вроцлаве, Польша.

Люба и Песах Перель, оставшиеся бездетными после войны, решили усыновить осиротевшего Лелека Кюнстлиха.  B 1950 г. в возрасте 5 лет  будущий художник Арье Перель со своими приемными родителями на судне "Кедма" прибыл из далёкой Польши на Землю Израиля. Здесь oни надеялись обрести мир и покой.
В 1989 г. Песах Перель умер, за ним в 1992 ушла Люба.

12.Могила Любы и Песаха Переля на кладбище в Натанье.Надпись на иврите:
Люба дочь Лейбуша (Альтмана)               1916-1992
Песах сын Ицхака                1905-1989
Перель
«В память о членах семьи, погибших в Катастрофе.
Да отомстит Г-дь за их кровь».
         
После войны.

13.Адам с сестрой Вероникой.
 
После усыновления Адам и Вероника жили в семье Мерцов в Варшаве.Адам учился в Школе кадетов, потом работал на телевидении, был защитником прав человека в Польше. B 1970 г. эммигрировал в Данию и поселился в Копенгагене под именем Адам Мерц, преподавал в Университете, вышел на пенсию. Именно он попросил Войтека снять могилы на старом еврейском кладбище в Тарнове, у закрытых  ворот которого мы с ним и встретились.Адам был женат, у него две дочери Моника и Анника.
Вероника была замужем, у нее сын Даниэль, дочь Доминика, внуки.

Рассказывает Арье Перель:
"Меня зачали в бункере, когда немцы начали уходить из Польши, и мои родители увидели свет в конце туннеля. Я дитя надежды. Когда я спрашивал своих родителей, почему у нас такая маленькая семья, они отвечали мне, что всю родню сожгли фашисты.В течение многих лет они надеялись, что кому-то удалось спастись, и искали родственников в радиопередаче, которая называлась "Поиск родных".

Арье Перель учился в Натанье в школах Усишкин и Черняховский, закончил «Макс Рейн» в Тель-Авиве, некоторое время был техническим специалистом. Вместе с партнером основал компанию кухонного оборудования. Позже он оставил работу из-за тяжелой болезни супруги, за которой преданно ухаживал до самой ее смерти.
               
14.Арье Перель с супругой Ицей в молодости.      15.Арье Перель с дочерью Лии.

Семья Перель жила в Натанье, у них родилось четверо детей: дочери Шарон,Тули, Лии и сын Бен.

“Праведники народов мира”.Юзефа Гибес.

В 1994 г. Адам Мерц передал данные о спасителях своей семьи в Музей Яд Вашем в Израиле. На основании этого полякам  супругам Гибес Юзефе (1909-1946) (посмертно) и Юзефу (1919-  ) было присвоено почетное звание Праведников народов мира.

Главная роль в спасении семьи Кюнстлих и Шимека Гольдберга принадлежала Юзефе Гибес.В своих воспоминаниях Адам Мерц неоднократно подчеркивал это и очень тепло писал о ней.

Вспоминает Адам Мерц:
“Всегда в Субботу (до войны) приходила «гойка» т.е. «нееврейка», и всегда это была Юзефа Гибес.
Юзка была удивительной, отважной  и смелой женщиной, наверное, единственной  такой женщиной, которую можно встретить на свете.
Юзка была удивительной женщиной, она выглядела маленькой, хрупкой, худенькой,  низкой (145 см), и в то же время - БОЛЬШАЯ ЛИЧНОСТЬ - она обладала силой Геркулеса и отвагой ГЕРОЯ.
Даже сейчас, когда я пишу эти воспоминания, я тронут до слез, она была замечательным человеком, беспрецедентным человеком, и я всегда привожу ее  как пример НАСТОЯЩЕГО ПОЛЯКА - ГЕРОЯ - ЖЕНЩИНЫ!
Юзефа Гибес, храбрая, отважная польская женщина, которой я плачу сегодня так называемую «Вечную свечу» в Риме за ее героизм и человеческое отношение.”

Когда в деревне стало известно, что семья Гибес укрывала евреев во время оккупации, они стали мишенью для угроз и шантажа польских бандитов. В июне 1946 года, после того, как Юзефа Гибес умерла, на ее похоронах появилось множество головорезов. Они прострелили ее гроб и стали оскорблять покойную за то, что она спасала евреев во время войны.

Вспоминает Адам Мерц:
«Юзефа умерла в возрасте 37 лет после войны естественной смертью. Повторно Юзефа Гибес была уничтожена посмертно, в гробу, очередью из автомата, выпущенной «проклятыми солдатами».2

2 «Про;клятые солдаты» или «отверженные солдаты» (по-польски ;o;nierze wykl;ci),  антикоммунистическое подполье в Польше в 1944—1953 годах.

"Комната".

В 2015 году Адам Мерц завершил работу над книгой воспоминаний "Комната" - так он называл то место под землей, где он с родителями и их другом скрывались от фашистов.
Из «комнаты» они могли выходить только ночью. Они не выжили бы, если бы поляки не заботились о них. После войны они покинули «комнату».

16.Адам Мерц c дочерью Анникой и книгой воспоминаний «Комната».

Рассказывает Анника Изабелла Мерц, дочь Адама Мерца 4.12.2015 г. Копенгаген:
«Я очень горжусь своим отцом, который пережил Холокост в Польше. Сначала в гетто Бжеско-Окоцим, затем в яме, которую его отец вырыл под землей, а затем выжил после войны как сирота, когда его родители были убиты у него на глазах их польскими "друзьями" и соседями.
Став взрослым, он бежал из Польши в 1969 году в качестве политического беженца в Данию и сумел создать для себя нормальную жизнь, создать свою семью.
Я благодарна отцу за прекрасное детство, которое он подарил мне!
Я очень горжусь, что ему, в возрасте 84 лет, удалось закончить записывать свои воспоминания и опубликовать их!!!
Книга, написанная на польском языке, лучше всего переводится как «камера», которая относится к «грязной яме», в которой он провел несколько лет своего детства, сидя или ползая, имея возможность вставать только ночью, когда они пробирались на улицу и никогда в течение 2,5 лет не говорил громче, чем шепотом».
               
«Но брата Лелека до сегодняшнего дня не удалось мне найти.Постоянно о нем помню, он моя маленькая семья», - такими словами завершил Адам Мерц свою книгу воспоминаний.

Встреча братьев.
Долгие годы Адам Мерц пытался разыскать младшего брата Лелека - Леонарда. И лишь в апреле 2018 г., благодаря упорным усилиям сотрудников Еврейского Исторического Института в Варшаве, его мечта сбылась. Большую помощь в поисках Адаму оказал сотрудник Института молодой и талантливый израильтянин Ноам Зильберберг.Трудно переоценить его вклад в дело поиска братьев. Именно Ноам был тем человеком, который первым позвонил Арье и сообщил ему новость.

17.На фото: я и Ноам Зильберберг на Конференции по еврейской генеалогии в Варшаве 6 августа 2018 г.Встретились случайно...

Старший брат наконец-то отыскал младшего! Им оказался ... Арье Перель из Натаньи!

Вспоминает Ольга Голлер, вдова художника:
«Последним решительным движением он закрыл чемодан и привычно протянул руку за шляпой. Тяжёлая дверь дома тихо закрылась за нами. Последний взгляд на дом, на сад, нежные и смешные слова нашему любимому коту Нио.У самых ворот неугомонный оператор  направил на нас камеру и спросил: «А что ты сейчас чувствуешь, Ольга»?
Ответ родился сам собой. Есть мгновения в жизни, когда только внутренний голос говорит за нас:«Я чувствую, что мы никогда не вернёмся в этот дом таким, каким его оставляем. Это будет другая жизнь, энергии дома будут совершенно иными».
В аэропорту Варшавы нас встречали новые люди, незнакомые объятия и камеры журналистов. Арие поспешил в отель. Нас ждал нелёгкий день и целая бездна событий, о которых никто пока не догадывался.»

В августе 2018 г. в Варшаве состоялась незабываемая встреча братьев, разлученных войной. Старший брат не только рассказал историю семьи Леонарду-Арье, его детям и внукам, но провел и показал места, в которых ему пришлось пережить самые драматичные события своей жизни. Сначала из-за языкового барьера им было трудно общаться, но через несколько дней Арье стал вспоминать польские слова, ведь он прожил в Польше до 5 лет.

Вспоминает Шарон Перель, дочь художника:               
«Во время этой трогательной встречи открылись два совершенно особенных человека и две очень похожие личности.Оператор Войтек Лазарович записывал на видеокамеру каждую минуту, как будто знал, что эта потрясающая встреча не повторится больше никогда».
 
            18.Арье Перель, Адам Мерц и Войтек Лазарович.Варшава, август 2018 г.
            19.Первое братское объятие.Парк Лазенки, Варшава, август 2018 г.               

Tрагедия возвращается.

Братья и вся семья думали, что, наконец, круг замкнулся, и наступило счастливое время. Но эта встреча была всего лишь предвестником трагедии, которую никто не мог себе вообразить. Адам уже знал, что смертельно болен. Но беда пришла с другой стороны. После возвращения из Варшавы Арье Перель скоропостижно скончался.

Вспоминает Ольга Голлер, вдова художника:
«За неделю до кончины Арие неожиданно позвал меня, попросил взять бумагу и ручку и продиктовал письмо для Адама. Такое довольно сентиментальное проявление чувств было не свойственно Арие. Я записала:
«Дорогой Брат, Адам. Я только сейчас осознал всю значимость нашей встречи. Я понял, как неожиданно полюбил тебя и почувствовал нашу близость. Желаю тебе быть стойким в предстоящем лечении, ты ещё и не такое переживал. Ждём тебя в Израиле».                Наверное, Арие чувствовал, что жизнь его подходит к концу.
В те же дни вдруг сломалась его любимая кофеварка, и Арие с грустью пошутил:
«Ну раз, она сломалась, то и мне недолго осталось».
Могла ли я тогда знать, насколько вещими будут его слова?»

Из письма Адама Мерца семье Перель в день похорон Арье 28 августа 2018 г.:
"Я шокирован стремительностью ситуации, произошедшей в связи с внезапной и неожиданной смертью моего брата Арье. Я рад, что мне удалось узнать его несколько дней. Я рад, что у меня есть вся моя семья. Глубокие соболезнования всей семьe. Мне жаль, что я не могу быть с вами сегодня. Ольга, Шарон, Лии, Тули, Бен, Рони, Дин, Авигайль, Дуди - обнимаю всех вас и целую. Bаш Адам."

Войтек Лазарович, оператор, снимавший встречу братьев в Варшаве, был потрясен случившимся:                “Сейчас в Израиле начинаются похороны моего друга Арье Переля.Он родился 1 октября 1945 года в Польше как Леонард Кюнстлих. Через несколько месяцев после  рождения Леонарда польскими бандитами был убит его отец Якуб, а через неделю и мать Дора. Его усыновили, дали имя Арье Перель и в пятилетнем возрасте увезли в Израиль.Всю свою жизнь он не знал своего истинного происхождения. До той минуты, пока после упорных поисков его не нашел старший брат Адам, проживающий в Копенгагене. В Варшаве в августе 2018 года они встретились впервые после 73 лет вынужденной разлуки.Я был с ними во время их встречи, вместе мы провели счастливые и волнующие дни. Как оказалось, слишком волнующие...               
Через три недели после возвращения домой в Израиль Арье умер.
Арье, дорогой друг! Ваш брат был один 73 года, вы провели вместе всего десять счастливых дней, и вы снова оставили его.Так не поступают с братом!                Любимый Арье, ты старый Фома неверующий! Надеюсь, вы были неправы, повторяя, что Tам нет никакого Б-га. Надеюсь, что Б-г все таки есть, и позволит вам с Адамом когда-то снова быть вместе...А мне позвольте встретиться с вами обоими... снова вместе есть, пить и рассказывать друг другу еврейские майсы.” 

 Фильм о Холокосте для поляков.
                                Hа фоне развернувшейся в Польше дискуссии о новом законе о Холокосте, Войтек Лазарович решил самостоятельно на собственные деньги, не дожидаясь официального разрешения телевизионного начальства, сделать документальный фильм о трагической судьбе семьи Кюнстлих, прежде всего, для самих поляков.               
В Польше создано много фильмов о Холокосте. Среди них знаменитая оскароносная «Ида» (2013) режиссера П.Павликовского. Но, как объяснил мне Войтек, "посмотрев художественный фильм  или прочитав книгу, каждый может сказать - это художественный вымесел.В  моем документальном фильме – все правда, какой бы горькой она ни была. Tам есть все, как было в жизни, - и праведники, и убийцы. И мы должны помнить об этом."                Войтек Лазарович делает свой фильм, руководствуясь чувствoм ответственности и подлинного патриотизма, по наказу совести.

Из эссе польского историка еврейского происхождения Адама Михника"По наказу совести":
"Почти всю мою семью поглотил Холокост, мои близкие могли погибнуть в Едвабне. Некоторые из них были коммунистами или родственниками коммунистов, некоторые были ремесленниками, торговцами, может, и раввинами. Но все были евреями.
Своей вины перед теми погибшими не чувствую — чувствую ответственность. Не за то, что их убили, — этого предотвратить я не мог. А за то, что после смерти их убили второй раз, — по-человечески не похоронили, не оплакали, не раскрыли правду об этом позорном преступлении, но разрешили десятилетиями обманывать. И это уже моя вина.   
Не хватило воображения, времени, из-за своего оппортунизма и духовной лени не задал себе некоторых вопросов, не искал ответов. Почему?"

Оператор и друг Адама Мерца Войтек Лазарович был первым, от кого я услышала о судьбе братьев. Хочу от всего сердца пожелать ему удачи в работе над фильмом. Как говорят евреи, «В будущем году – в Иерусалиме!» на премьере твоего фильма!

Xудожник-самоучка.

После того, как в апреле 2018 г. Адам Мерц нашел брата и узнал, что Лелек стал художником, он написал: «Моя мечта – увидеть выставку работ моего найденного через 70 лет единственного брата».
20.Арье Перель на выставке своих работ.         
Арье Перель (1945-2018) - xудожник-самоучка, колоритная фигура современного израильского искусства. Eго живопись отличает экспрессия, энергетика, эмоциональность и особая мудрость.
Он не изучал искусство, но искусство всегда жило в нем, и это не случайно, ведь его настоящая фамилия Кюнстлих (K;nstlich в переводе с немецкого «искусственный»).
В своих первых картинах Арье сосредоточился на изображении галактик в стиле, напоминающем картины Дали. Ранние работы Арье выставлялись в Доме журналиста Бейт-Соколов в Тель Авиве, в Яффо, в различных галереях в Нетании.
С появлением в его жизни Ольги, творчество Арье ощутимо изменилось.Именно Ольга познакомила Арье с фотохудожником Дмитрием Брикманом.Арье Перель создал серию портретов представителей всех религиозных конфессий Израиля, людей с потрясающим выражением лица, выхваченных камерой Дмитрия в Иерусалиме.
21.Так создавались портреты.
Союз трех творческих личностей принес свои плоды. Ольга Голлер, которая  является сегодня представителем Столичного Цеха Деятелей культуры при Московской Городской Думе, помогла организовать Выставки Арье в Думе, в Саду Эрмитаж и в Музее на Поклонной горе.Она вложила в этот проект всю свою любовь к близкому человеку.Чудесные выставки Арье прошли с успехом и завоевали сердца москвичей и гостей столицы.

Рассказывает Арье Перель:
«Людям нравятся эти картины, и они говорят, что в них есть что-то духовное. Я рисую более 20 лет и до сих пор не знаю, как определить свой стиль».
   
 22.Автопортрет.                23.Портрет покойной супруги Ицы.            24.Автопортрет.

Незадолго до того, как его не стало, Арье Перель много рассказывал о будущей выставке в Москве и очень хотел приехать на ее открытие.         
Выставка в Москве.

3 сентября 2018 года в Москве в Еврейском Музее (Центре толерантности) должна была открыться Выставка израильского художника Арье Переля «Три религии - Единение Мира».               
25.Плакат выставки израильского художника Арье Переля в Москве.
Он очень ожидал ее и очень тщательно к ней готовился. Но Выставка открылась без него, т.к. буквально за неделю Арье Перель скоропостижно скончался.
Ольга открывала выставку со слезами на глазах и подчеркнула, что ей выпало счастье прожить с Арье, ярким и талантливым человеком, значимую часть её жизни.

Вспоминает Ольга Голлер, вдова художника:
«Мы планировали делать красивую, жизнерадостную выставку. Решили не отменять ее, потому что самое главное для художника — это продолжение его жизни в искусстве.
Самый живой из нас, присутствующих в зале, был ОН на этом изумительном фото на сцене!!! Вот такой он - импозантный, въедливый в жизнь ХУДОЖНИК!!!»
26.Oткрытиe выставки в Москве.Слева направо: дочь Шарон Перель, Ольга Голлер.
Вспоминает Рони Сильвер (Маймон), внучка художника:                “Дедушка видел мир под своим углом зрения.Он имел свой взгляд на все, рисовал свою жизнь, но так как бы он хотел ее прожить.Он вставал рано утром, он творил и писал новую жизнь.
Когда он изображал людей, в рисунок он вкладывал часть своей души.               
Люди любили его слушать, хотя он был немногословен. Он не любил себя представлять. Все тянулись к нему и хотели быть рядом с ним.Мне хотелось бы прожить                свою жизнь и полюбить свое ремесло так, как любил свое ремесло дедушка.Он любил путешествовать, любил вкусно готовить. При этом все он делал ярко и талантливо.Иногда  люди говорили, что он сложный человек с трудным характером, но я думаю они его просто не понимали.Я глубоко убеждена, что он с нами рядом.Я всегда буду с ним рядом в своих мечтах, и встречусь с ним в будущем».               

Для художника Арье Переля выставка в Москве была главной вехой в его жизни и творчестве. Выставка «Три религии - Единение Мира» - это отраженные на 36 полотнах               
истории и образы людей трёх религий. Герои картин - это выхваченные из Иерусалимской толпы глаза и судьбы, лица города, запечатленные художником.

Рассказывает Арье Перель:
«В моих работах вы знакомитесь с реальными жителями Иерусалима – иудеями, мусульманами, христианами. Основная идея состоит в том, что все мы независимо от вероисповедания, возраста, цвета кожи несем ответственность за судьбу нашего мира».

Рожденный евреями, спасенный христианами и проживший жизнь рядом с мусульманами, художник говорит нам: “Этот мир многолик и един одновременно”.
Выставка в Москве стала последним словом художника, его творческим завещанием.
Столица отозвалась на уход художника скорбью и благодарной признательностью за его служение искусству.Арье Перель (посмертно) был награжден российским Золотым Орденом «Служение искусству» I степени.
27А.Москва полюбила Арье.
27.Золотой орден «Служение искусству».

Золотым Орденом «Служение искусству» I степени награждаются выдающиеся деятели культуры и искусства, чей вклад в сохранение духовных и эстетических традиций России и всего мира снискал высокое общественное признание. Награда вручается за организацию и проведение благотворительных акций, концертов и выступлений, развитие благотворительного движения и укрепление мира на Земле.

Без Арье.

28.Опустевшая мастерская художника.

1 октября 2018 г. Арье Перелю должно было исполниться 73 года.

Вспоминает Шарон Перель, дочь художника:      
“Он просил меня научиться уступать. Он сердился, когда я грустила. Он учил меня игнорировать эго и показал мне, как важно жить эту жизнь.Он оставил меня с пониманием многих вещей, но и с немалым количеством открытых вопросов...Папа учил меня быть собой и присоединился к маме в моем сердце”.

Вспоминает Ольга Голлер, вдова художника:
«Сегодня у Арье день рождения, и московская поэтесса Наталья Лайдинен посвятила ему такие строки:
Арье Перелю.
Творчество превозмогает страх
Смерти в одиночестве холодном.
Лица, промелькнувшие во снах,
Отсветом ложатся на полотна.
Восстаёт Его Иерусалим
В обликах неведомых прохожих,
Обретая силу, вместе с ним
К жизни возвращается художник.
На Земле он был – весёлый гость,
Песнями завершена седмица,
Через души проходя насквозь,
Будет сам теперь кому-то сниться.»
Братья по крови.
Вскоре после похорон дочь Арье Переля Шарон обнаружила, что есть много родственников в различных частях страны, о существовании которых ее отец даже не подозревал. Арье Перель, единственный ребенок приемных родителей, не только не знал все годы о своих биологических брате и сестре, которые уцелели в Польше, но также не знал о членах своей семьи, которые живут по соседству!
Такая трагическая история никого не оставит равнодушным. Почему она открылась именно мне? Этот вопрос не дает мне покоя. Может быть, одна из причин в том, что моего прадеда, погибшего в Холокосте, звали Барух Перель? Как и людей, усыновивших Арье.Тут поневоле задумаешься о том, как жизнь подсказывает нам, что все евреи - братья по крови, «ахим бадам», даже если они живут на разных континентах или рядом, но об этом и не подозревают.
Когда-то я тоже удивительным образом нашла своих родных, связь с которыми была прервана войной, и пребывала в эйфории!!! В Варшаву я летела как раз для того, чтобы встретиться с одними из них Найджелом и Сарой Бляхович из далекой Австралии на Конференции по еврейской генеалогии и вместе отметить наш юбилей.
Так я оказалась в Варшаве.Остальное вы уже знаете...
Увековечивание памяти.

Я всегда буду благодарна судьбе за то, что дала мне шанс, и я успела увидеть Арье Переля ;";, его удивительный дом в Неве-Итамар, его коллекцию часов, его творческую мастерскую, его картины и работы по дереву, познакомиться с Ольгой, спутницей жизни Арье.         
29.Ольга Голлер и Арье Перель.
 
Как было бы здорово, если бы власти Натаньи сохранили это волшебное место!                И взрослые, и дети смогли бы приходить сюда и наслаждаться искусством!
Дом мог бы стать местом увековечивания памяти семей, разлученных войной.
Да будет так!!!
  30.Семейный кот Нио. 31.Дом Арье невозможно представить без коллекции часов.

P.S.               
Когда эти строки уже были написаны, интернет принес печальное известие:                "Сегодня вечером, 24.11.2018, в 02.36 утра, мой любимый отец Aдам Mерц умер", - написала дочь Адама Анника.
32.Прощание с Адамом. Его дочери Моника, Анника и Ева Ковалик Мерц.

Вспоминает Шарон Перель, дочь художника:
«Так закончилась трагическая жизненная история, которая включила 70 лет поисков, одну неделю вместе, три месяца скорби и невыносимую тяжесть потери вновьобретенного брата».
Последней просьбой Адама было, чтобы на могиле его брата рядом с фамилией Перель была выбита фамилия Кюнстлих.               
33.Могила Адама Мерца в Копенгагене. 34.Могила Арье Переля в Натанье.Вдовы – Ольга Голлер и Ева Ковалик-Мерц.

Рассказывает Ян Збигнев Грабовски, профессор истории в Университете Оттавы:
 «Я знал мистера Адама и описал его ужасно грустную историю в английской версии книги «Охота за евреями». Мы провели с ним вместе десятки часов на Скайпе, он рассказал мне о том, что с ним случилось во время и после войны. Я рад, что хоть на мгновение ему удалось встретиться с братом. Ужасная, шокирующая история из «Комнаты», из Ядовников Мокрых возле Домбровы Тарновской ... »

Документальный фильм Хаима Этгара «Братья по крови».

Последние свидетели уходят. Мы не должны забывать о них и о их послании будущим поколениям.Именно об этом новый документальный фильм израильского режиссера Хаима Этгара «Ахим бадам» («Братья по крови»), посвященный судьбе братьев Кюнстлих. Премьерa фильма состоялась в Израиле накануне Дня Памяти Катастрофы      28 апреля 2019 г.
35Режиссер Хаим Этгар.

Вспоминает режиссер фильма «Братья по крови» Хаим Этгар:
 «Это началось как фильм, но превратилось в потрясающее и невероятное путешествие».

36,37 Встреча братьев.
38,39 Они уходят.
Хочу закончить строками российского поэта, русского человека Андрея Дементьева, написавшего очень точно и емко о евреях:

"Они хотели жить со всеми в мире,
Иметь свой дом, свободную страну.
Но их святые храмы разгромили,
И жизнь саму поставили в вину.
Спасаясь от неправедного гнева,
Они искали мир в чужих краях,
Где общим стало только небо
И где своими стали боль и страх.
Их уводили в рабство, истязали.
Не потому ль их дети с давних пор
Рождаются с печальными глазами,
В которых замер вековой укор".


40.Арье на фоне лунной дорожки.

И не забывайте, друзья: да, жизнь на нашей Земле непроста. Но зато каждый год мы получаем чудесный подарок - КРУИЗ ВОКРУГ СОЛНЦА!

Зинаида Тобияш.                2.8.2019   Израиль      


Рецензии