Додзё-Пагода

«Додзё-Пагода»

Додзё (яп. ;; до:дзё:, «место, где ищут путь») — изначально это место для медитаций и других духовных практик в японском буддизме и синтоизме. Позже, с одухотворением японских боевых искусств будзюцу и превращением их в будо, этот термин стал употребляться и для обозначения места, где проходят тренировки, соревнования и аттестации в японских боевых искусствах, таких, как айкидо, дзюдо, дзюдзюцу, кэндо, карате и т. д. В додзё, обычно в передней части, находится святыня школы и/или изображение важного для школы лица, которым в той или иной мере оказывается почтение (см. Рэй).
Однако есть и другие определения додзё:
Место под священным деревом Бодхи, где, на 49-й день медитации, Будда Гаутама Шакьямуни достиг духовного просветления.
Место, где буддистские монахи практикуют буддизм; например, храм.
Место, где группа людей пребывает преимущественно для того, чтобы дисциплинировать себя.
Таким образом, додзё — это место, где мы дисциплинируем и совершенствуем себя, чтобы стать лучше. Слово додзё, «место просветления», произошло от санскритского bodhimanda, что значит «место превращения личного сознания в безличное».
Образ Священной Додзё-Пагоды как центра мира и мировой оси. Ее ярусы символизируют ступени восхождения на Небеса, а их уменьшающиеся размеры - движение вверх, в бесконечное и безграничное пространство. Считается, что само слово pagoda взято из персидского языка, в котором означает дом идолов, или происходит от слова дагоба или ступа в том значении, которое оно приобрело в буддизме Тхеравады.в древние времена пагоды были одними из самых высоких строений, поэтому они часто привлекали к себе молнии. Для решения этой проблемы на верхушках стали использовать громоотводы, которые также приобрели и эстетическое значение.
«Этикет додзё»
В додзё нельзя входить в обуви. При входе и выходе делается церемониальный поклон рэй.
В додзё запрещено шуметь, заниматься непотребством, вести суетное времяпрепровождение.
То, что нельзя делать в додзё
Не делать поклон, входя в додзё или выходя из него.
Носить верхнюю одежду (пальто, куртка, т.д.) в додзё.
Носить шапку, шляпу, кепку и т. д. в додзё.
Сидеть с вытянутыми ногами.
Сидеть с поднятыми коленями либо одним коленом.
Лежать на полу.
Есть и пить в додзё (кроме особых ситуаций)
Каратэ
В додзё обычно напротив татами находится святыня школы и\или изображение основателя школы, которым в начале и в конце мероприятий производится поклон. Во всех школах принят этикет додзё, который регулирует поведение в стенах школы, нарушение которого карается вплоть до разжалования и изгнания из школы. На данный момент из-за распространения боевых искусств придерживаются значительно упрощённой модели этикета додзё.

«Додзё кун»
Ученики кланяются и произносят Осcу при входе в здание школы и тренировочный зал додзё. При входе в додзё ученики должны поклониться и произнести Осc в направлении Синзен, поклониться и произнести Осс в направлении учеников, уже находящихся в помещении.
Ученики должны на тренировке работать в полную силу. Опоздавшие к началу тренировки должны поклониться и произнести Осс в направлении центра зала и сесть в положение Сейза лицом к стене, противоположной Синзен, с закрытими глазами и опущенной головой. Опоздавшие должны сидеть до тех пор, пока их не пригласят присоединиться к группе. После приглашения опоздавшие, находясь в положении Сейза, должны поклониться и произнести сицурэй симасу (яп. ;;;;;, прошу прощения за беспокойство). Затем опоздавшие должны встать в конец группы, стараясь не проходить перед группой, особенно перед старшими.
Ученики должны содержать себя и свою форму (доги, накладки, перчатки, раковину и др.) в чистом, аккуратном состоянии. Разрешается надевать на тренировку только чистое доги. Официальные эмблемы школ следует укреплять на левой стороне груди доги. Все порванные места должны быть аккуратно зашиты. Постоянно неопрятная и неотремонтированная форма показывает небрежное и неуважительное отношение ученика к своим товарищам по группе и к додзё.
Не разрешается без команды поправлять доги в процессе тренировки. Если же возникла необходимость поправить форму во время тренировки, нужно сделать это быстро и без суеты, повернувшись спиной к Синзен.
Всем ученикам более высокого спортивного уровня, а также старшим по возрасту, должно оказываться соответствующее уважение. Все ученики должны встать и произнести Осc при появлении старшего по положению.
Обращаясь к старшему ученику или инструктору (синпай), или приветствуя их, ученик должен произнести Осc и поклониться. То же самое нужно сделать и после окончания беседы или обращения. Данный ритуал должен соблюдаться также и за пределами додзё, поскольку ученики всегда должны уважать старших. Если Вам неизвестно положение или спортивный уровень Вашего собеседника, необходимо всегда обращаться к нему как к старшему.
При пожатии рук друг другу используйте две руки, показывая доверие и скромность и произносите Осc. Подобный ритуал соблюдается и за пределами Додзё, особенно по отношению к старшим по положению.
На тренировке ученики должны работать в полную силу, немедленно реагируя на команды инструктора или старшего по уровню, громко произнося Осc. Медленное или безразличное реагирование считается невежливым.
В процессе тренировки ученики должны полностью сосредотачиваться на выполнении техники или других заданий инструктора и не отвлекаться на посторонние темы, оказывать глубочайшее уважение и доброжелательное отношение к инструктору и к своим товарищам по Додзё. Никогда не занимайтесь Кёкусинкай карате без серьёзного отношения, которого карате заслуживает.
В процессе тренировки ученикам временами разрешается по команде «расслабиться сидя» принять «турецкую позу» Анза. В это время расслабления ученики должны сидеть спокойно и не отвлекаться на разговоры или другие посторонние действия.
Ученики не имеют права выходить из зала без разрешения. Если возникла срочная необходимость покинуть зал, сделайте это как положено и по возвращении объясните инструктору причину своего выхода из зала.
Для предотвращения возможных травм ученики не должны носить на тренировке украшения, часы или другие острые предметы. Разрешено находиться на тренировке в очках, предписанных врачом, но во время вольного боя очки необходимо снять или заменить контактными линзами. Рекомендуется также использование накладок на голень, накладок на кисти рук, нагрудники для девушек и паховые раковины для учеников мужского пола.
Традиционно, тренировочный зал является почитаемым местом, поэтому ученики не должны находиться в зале в головных уборах, уличной обуви, а также употреблять грубые и нецензурные выражения. В зале не разрешается жевать жвачку, принимать пищу или напитки. Курение запрещено на всей территории Додзё.
Все ученики убирают зал после тренировки. Ученики должны заботиться о тренировочном зале как об особом и уважаемом месте.
Ученики должны уважать дух товарищества в додзё и не наносить вред образу боевых искусств неспортивным и неблаговидным поведением, а также не проявлять враждебного отношения к оппоненту в процессе вольного боя, когда возможность травмы значительно увеличивается.
Все члены Додзё должны воздерживаться от сплетен, пренебрежительных и унижающих замечаний о других школах и стилях боевых искусств.
Ученики, желающие участвовать в соревнованиях и чемпионатах, до подачи заявки должны проконсультироваться с Сэнсеем.
Ученики, желающие посетить другие школы боевых искусств, должны сначала спросить разрешения у сэнсея. Ученики, желающие тренироваться в филиале школы боевых искусств, должны иметь действующую карточку члена Международной организации боевых искусств и получить письмо-рекомендацию от сэнсея. Находясь в филиале, ученик должен выражать соответствующее уважение, доброжелательность и скромность по отношению к ученикам и инструкторам.
Все ученики должны достойно вести себя внутри и вне додзё чтобы достойно представлять Международную Организацию боевых искусств. Ученики не должны применять боевую технику с целью умышленно травмировать любого человека. Исключение составляют случаи, когда жизнь ученика или жизнь близких ему людей находится в непосредственной опасности.
Ученики должны стремиться быть мягкими и уравновешенными в повседневной жизни, оставаться собранными, здравомыслящими и предупредительными во всех действиях. Ученики должны не забывать о духе «Бусидо», девиз которого гласит: «Держите свою голову низко (будьте скромными), взгляд высоко (будьте честолюбивы), будьте сдержанными в словах (отдавайте отчёт в сказанном) и добрыми в сердце (относитесь к другим с уважением и доброжелательностью). Относитесь к своим родителям почтительно.»
Любая Додзё-Пагода имеет свой секрет в строительстве. Даже самое сильное землетрясение не может разрушить Додзё-Пагоду.
 Что же предохраняет Додзё-Пагоду от разрушительных землетрясений?
Первый секрет заключается в используемом материале — каждая деталь конструкции пагоды сделана из дерева. Когда древесина подвергается воздействию силы, она изгибается и деформируется, однако разрушается далеко не сразу. После прекращения действия силы дерево принимает первоначальную форму. Благодаря своей гибкости древесина гасит напряжение от сейсмического воздействия. Второй секрет заключается в конструкции, которая обеспечивает дополнительную гибкость древесины. Деревянные балки скрепляются вместе практически без гвоздей путём установки заострённых выступов в пазы. Поэтому в случае земных толчков происходит проскальзывание сопряжённых поверхностей в местах таких соединений. Это предотвращает передачу сейсмической энергии к вершине башни.
В Додзё-Пагодуе насчитывается около 800 больших шарнирных соединений, что делает всю конструкцию гибкой.
Третий секрет связан с многоярусной конструкцией пагоды. Возьмём к примеру пятиярусную Додзё-Пагоду. Если вы установите длинный штабель из конняку, каждый последующий кусок которого меньше предыдущего, получится конструкция из пяти поставленных друг на друга кубиков, очень напоминающая строение пагоды. По-русски иногда говорят “пятиэтажная пагода”, однако японский термин го-дзю-но то (“пятиярусная башня”) более точен, поскольку пагода представляет собой ряд напоминающих коробки конструкций, уложенных одна на другую. Это во многом походит на традиционные квадратные блюда дзюбако, частично вкладывающиеся одно в другое. “Коробки” скреплены вместе с помощью гнездовых шарниров. В случае земных толчков каждая из них качается медленно и независимо от других ярусов.
Четвёртый секрет связан с эффектом качания. Все ярусы пагоды допускают незначительное раскачивание, однако, если они отклонятся слишком далеко от осевой линии, то конструкция упадёт. В давние времена один плотник, владевший строительными технологиями того времени, наблюдал как-то раз за пятиэтажным павильоном во время сильного землетрясения. Он рассказал, что когда нижний ярус павильона смещался влево, расположенный над ним ярус смещался вправо, находящийся еще выше — влево и так далее. Создавалась иллюзия танцующей змеи! 
Такое раскачивание напоминало традиционную балансирующую игрушку ядзиробэ, состоящую из секций разного размера, которые раскачиваются в противоположных относительно друг друга направлениях, возвращаясь в вертикальное положение.
Почему крыши у Додзё-Пагод пагод загнуты?
Самое распространенное восточное поверье гласит, что злые духи могут передвигаться лишь только по прямой линии. Именно по этой причине при входе в жилище вешались изображения лабиринта, или создавались препятствия, которые должны были запутать духов и не пустить внутрь дома. Но духи были коварны и пытались проникнуть в жилище людей не только через обычный вход, но и через крышу. Тогда один мудрец придумал, приподнять слегла края дома. Таким образом, злой дух скатывался не по прямой линии, а по изогнутой траектории отлетая обратно в небо, где он рассеивался. К тому же на карнизе помещались лепные изображения зверей-стражей, драконов, львов, фениксов, единорогов, которые должны были дополнительно охранять дом. Значимость сооружения обуславливалась числом мифических существ. Драконы были особенно почитаемы в Китайской культуре и архитектуре. По легендам они были способны не только отгонять злых духов, но и вызывать дождь, спасая деревянную постройку от пожара. Еще одно поверье о загнутых крышах пагод, связано как раз с драконами. Есть легенды, что воздушные драконы были большими проказниками и любителями развлечений. Больше всего на свете они любили кататься с крыш домов. И вот, к одному крестьянину по имени Лю Тянь повадились прилетать воздушные драконы и кататься с крыши каждую ночь. Так как около его дома был разбит огород, драконы, скатываясь, непременно сваливались к нему на грядки и портили посевы. Крестьянин сильно разозлился,но знал, что портить отношения с драконами не стоит.  Инженерная смекалка помогла ему решить проблему. Лю пришла идея немного изменить траекторию скатывания драконов по крыше. Он взял и загнул края крыши дома, чтобы дракон съезжая взлетал опять в воздух, или улетал по крайней мере не к нему в огород. Таким образом, Лю Тянь спас свои посевы, а драконы получили дополнительное развлечение. Теперь у них был трамплин для взлета в небо. Так же китайцы верили, что в специально выстроенную пагоду можно поймать и запереть злого духа, чтобы тот больше никогда не смог вредить людям. Именно поэтому небольшие пагоды были выстроены почти в каждой даже захудалой деревушке. В Фен-шуй считается, что прямые углы создают негативные, потки энергии Ци, так что одно из назначений загнутых вверх углов крыши - разбить негативные потоки Ци. Против проникания энергии под скатами размещали скульптуры мифологических зверей, которые сидя друг за другом образуют непрерывную линию обороны. Так же в фен-шуй считается, что пагода целиком гармонизируют энергию в окружающем пространстве. А каждый ярус обозначает ступени просветления, которые ведут в мир богов.
      Есть мнение, что традиционная китайская пагода позаимствована из буддизма, где ее праобразом стала - священная ступа, символизирующая ум Будды. Считается, она способная открыть путь к просветлению. Возможно, именно благодаря истории своего возникновения пагода является признанным средством, улучшающим концентрацию сознания и благоприятствующим умственной работе.
       Во время правления династии Хань эти изящные крыши, время от времени многоярусные, с направленными вверх карнизами, были самыми красивыми строениями. Они поддерживались четырехгранными кронштейнами, которые помещались на верхушке колонн. Крыши, как и остальные строительные элементы, сооружались без использования гвоздей, все держалось благодаря соединяющим конструкциям креплений. Со временем они стали неповторимой чертой классической китайской архитектуры. Позже прекрасные наклонные крыши стали еще наиболее выразительными благодаря добавлению кропотливо сделанного декора: разноцветной черепицы, резьбы, рисунков и даже скульптур. Важные постройки нередко украшались глиняными фигурами, которые отражали статус владельца и были разрешены лишь в официальных резиденциях империи. Фигуры чаще всего иллюстрировали мифических животных, они должны были защищать жителя дома от злых духов. Их число также зависело от количества дел, выполнявшихся в доме, но очень могло быть не наиболее 9 скульптур. И лишь в Чертоге Высшей Гармонии в Запретном городке их было одиннадцать, с необыкновенным дополнением бессмертным стражем, помещенным перед драконом.
Существует и легенда, связанная с возникновением первых ступ и пагод в Китае. Император Мин династии Хань (правил 58-75 н.э.) однажды увидел сон, в котором был огромный позолоченный человек около трех метров в высоту. Золотой человек сиял светом и летал вокруг дворца. Императора захватило чувством восторга и благодати. Вокруг головы золотого человека светился ореол, и Император понял, что этот человек принадлежит иному миру. Следующим утром, император Мин позвал министров и спросил их, что может означать его сон. Один из советников по имени, Фу Йи, рассказал ему о странном боге на Западе. Он говорил о боге по имени Будда, который был очень похож на золотой дух во сне императора. Правитель немедленно разослал чиновников в Индию, Шри-Ланку и Пакистан, чтобы узнать о таинственной религии. В Центральной Азии, группа помощников императора, встретилась с двумя буддийскими монахами, которые предложил, помочь советникам в их поисках и дали им некоторые религиозные писании статуи Будды.  Для того, чтобы следовать новой религии и дабы показать свою преданность и любовь к Будде, император Мин построил первые пагоды в Китае.


Рецензии