В деревне

Когда Суреш с мамой вышли из поезда, небо все также было серым, но дождь прекратился. На асфальте блестели огромные лужи и мокрые листья деревьев выглядели темнее обычного. Спёртый от влаги воздух был пропитан сладковатым запахом франжипани. Вечерний автобус до деревни только через четыре часа, поэтому они пошли пешком, в надежде, что кто-нибудь их подвезёт.
Через время возле них остановилась старая машина, гружённая продуктами. Водитель прокричал из открытого окна:

-Запрыгивайте в кузов, если идёте в Касал!

Суреш подсадил Ааи в кузов и следом за ней забрался внутрь. Они сели на полу среди ящиков, наполненных бутылками кокосового масла, сухой рыбой и арахисом. Грузовик вёз их по потрескавшейся асфальтной дороге, окружённой с двух сторон густым лесом. Повернув направо, они въехали в деревню и остановились возле магазина. Суреш спрыгнул вниз и помог маме выбраться. Поблагодарив водителя, они направились по тоненькой тропинке между домов, вымощенной красным камнем.

Деревня находилась в густом лесу. В это время года змеи встречались редко, в основном они прятались от дождя в глубоких норах. Навстречу им прошёл деревенский юноша, ведя за собой на веревке старого горбатого буйвола. Чуть вдалеке на тоненьких ножках шагали аисты, что-то выискивая клювом в траве. И вот впереди уже виднелся знакомый забор из большого красного камня, покрытый на стыках изумрудным мхом и черепичная крыша дома, слегка заросшая длинными травинками. Вокруг дома росли банановые, манговые и кокосовые деревья.
Они вошли во двор и увидели дедушку, сидевшего на бетонном полу со своим другом-соседом, слушающих по радио старые традиционные песни на Маратхи.

Рама Бай встал, держась за спину, взял свою трость и поспешил им на встречу. Он не стесняясь улыбался своим почти беззубым ртом. Суреш и мама поклонились в ноги пожилому человеку, дотронувшись до его стоп, и сложив ладони перед грудью, поприветствовали его и соседа.

-Дочка, внук! Как же я рад вас видеть! Не забыли меня! Приехали! Я вас очень ждал!

Сосед сказал, вставая:

-Значит завтра начнём?

Дедушка одобрительно кивнул ему в ответ и они попрощались.

Они сняли обувь, вошли в дом, помылись с дороги, затем чистые вышли обратно во двор и поклонились стоящей напротив входной двери маленькой статуе Вишну с Тулси, свящённым растением - базиликом. Мама приготовила вкусный чай и дом наполнился сладким запахом кардамона. День подошел к концу и с улицы донеслось вечернее пение соловья.

С восходом солнца прокричали петухи. Суреш открыл глаза. Из кухни чувствовался запах жареных роти и овощей с примесью асафетиды. В желудке заурчало.

Ааи накрыла на стол. Первыми поели Рама Бай с Сурешем. Дедушка, как всегда, наелся лука, а после пускал смешные отрыжки, плавно перешедшие в икоту. После того как мама закончила завтрак они вместе отправились на рисовые поля. Заросли цветущего гибискуса обрамляли дорогу. Трава была мокрой после ночного дождя. На востоке виднелось очертание солнца, поднимавшегося из-за горы и сразу же скрывавшегося за облаками. Густой туман стелился, плавно покрывая кое-где вспаханные поля.

Работу по пересадке риса жители деревни делали сообща, несколькими семьями. Соседи вывели буйволов и шли в направлении к ним. Мужчины запрягли животных в плуги и орали хорошо пропитанную дождем землю, замешивая ее в грязь, а женщины собирали проросший рис и бережно сажали его во вспаханную землю.
К вечеру шестого дня их тяжелая работа была закончена.
 
Последний день оставался до отъезда в город и они, приняв душ и одев чистые одежды, направились в храм. Дорога шла через поля в сторону леса и там, в чаще баньяновых и тиковых деревьев стоял старый храм. У входа висело изображение Шивы с чёрными усами, грозно смотрящего покрасневшими глазами на входящих людей. Перед тем как войти они сняли обувь и омыли ноги под краном с водой.  Затем, дойдя до дверей, опустились на колени и наклонились вперёд, касаясь лбом пола. После они вошли в окуренную сандаловыми благовониями свящённую комнату. По очереди они позвонили в медные колокола, висевшие возле входа. В центре в низине располагался огромный чёрный лингам. Оттуда и подошёл к ним священник. Ааи отдала ему заранее приготовленные свежие цветы, фрукты, рис, плод кокоса, и священник провёл для них Пуджу.

Следующим утром Суреш и мама попрощались с Рама Баем и отправились на автобусе до станции, а позже уже сидели в поезде на местах, которые в этот раз были у окна. Поезд остановился на следующей остановке, Суреш задумчиво смотрел в окно. Как вдруг молчание прервал приятный женский голос. Он обернулся и увидел у прохода девушку в голубом платье. Она поздоровалась и села возле Ааи.


Рецензии