Нефтяной кризис

Бушующая пандемия коронавируса, в особенности нагнетаемая паника в связи с этой болезнью, ведут к остановке экономики в большинстве стран и способствуют втягиванию мира капитала в острейший экономический кризис.

Неразрывной составной частью этого кризиса является нефтяной кризис, кризис в связи со значительным превышением предложения нефти на мировом рынке по сравнению со спросом.

Проблемы со спросом и предложением нефти начались ещё в прошлом году в связи с замедлением темпов роста мировой экономики. Уже тогда были приняты решения о снижении объёмов суточной добычи нефти странами ОПЭК+.  Сделка ОПЕК+ действовала с ноября 2016 г. В эту группу входили как 13 стран ОПЭК, так и 10 других нефтедобывающих стран, в т.ч. и Россия.

Открытый характер эти проблемы приняли после 6 марта, когда крупнейшие нефтедобывающие страны - Саудовская Аравия и Россия, не смогли договориться о дальнейшем снижении объёмов добычи нефти. Россия не поддержала предложение саудитов о дополнительном сокращении добычи нефти на 1,5 млн. баррелей в сутки во втором квартале текущего года, предложив продлить соглашение до конца года на текущих условиях, действовавших с октября 2018 г. по сокращению добычи нефти на 1,7 млн. бар/сутки.

Россия выступила против дополнительных сокращений, т.к. дальнейшее снижение производства вынудило бы останавливать добычу на уже действующих месторождениях. И, кроме того, эти сокращения не приносили свои плоды, т.к. тут же освободившуюся нишу нефтяного рынка заполняли страны, не участвующие в сделке, в первую очередь США, Канада, Бразилия, Аргентина.

В ответ Саудовская Аравия заявила о резком увеличении добычи нефти и поставке её потребителям по сниженным ценам. Национальная нефтяная компания Saudi Aramco сообщила, что отправила на экспорт сразу 15 танкеров, загруженных 18,8 млн. баррелями нефти, однако некоторые зафрахтованные суда покидают порты, не имея места назначения в связи с перенасыщенностью рынка.

Не продление сделки ОПЭК+ привело к обвалу цен на нефтяном рынке на 30% и более, что нанесло удар по нефтяной отрасли России, т.к. бюджет свёрстан, основываясь на цене 42 долл./барр.  Но при этом российские аналитики утверждали, что Россия даже при цене 30 долл./барр., может продержаться в течение 4-5 лет в связи с накопленными финансовыми резервами за предыдущие «тучные годы». 

В то же время считалось, что Саудовская Аравия не сможет продержаться и 4-5 месяцев, т.к. её бюджет свёрстан при цене нефти 84 долл./барр. и несёт на себе значительную социальную нагрузку. Представители правящего королевского двора прекрасно понимают, что рано или поздно сверхдоходы от нефти закончатся и необходимо диверсифицировать расходы, двигая вперёд другие сектора экономики.

Снижение цен на нефть нанесло удар и по нефтяной отрасли США, основанной на сланцевой добыче нефти, т.к. себестоимость её добычи намного выше, чем при традиционных методах. Сланцевые компании США попали в крайне сложное положение и некоторые из них начали разоряться.

Президент США Дональд Трамп начал оказывать давление на Путина и наследного принца Мохаммеда бен Салмана, чтобы они всё-таки договорились и пришли к согласованному решению. При этом угрожал даже пошлинами на нефть из России и КСА.

Отрасль сланцевой добычи нефти в США развилась за последнее десятилетие и США превратились в крупнейшую в мире страну по объёмам добычи нефти, обогнав и Саудовскую Аравию, и Россию. Сланцевики поддерживают Трампа в избирательной кампании и, чтобы не лишиться их поддержки в связи с ухудшением ситуации в отрасли из-за падения цен на нефть, Трамп и начал «выкручивать руки» и России и Саудовской Аравии.

В результате Саудовская Аравия и Россия начали договариваться.

При этом Путин заявлял, что необходимо достичь соглашения о снижении суточной добычи нефти минимум на 10 млн. барр.,  и Россия берёт на себя соответствующие обязательства.

Видео-переговоры между странами ОПЭК+ а также представителями G-20 фактически продолжались 4 дня - с 9 по 12 апреля.

О чём же странам удалось договориться.

По сообщениям участников сделки, странам ОПЭК+ удалось договориться о сокращении добычи нефти на 9,7 млн. бар/сутки на протяжении двух лет – с 1 мая 2020 г. по 1 мая 2022 г. Причём сокращение на 9,7 млн. бар/сутки будет действовать два месяца (май-июнь 2020); в течение второго полугодия страны ОПЭК+ будут сокращать добычу на 7,7 млн. бар/сутки, а с 1 января 2021 г. – на 5,8 млн. бар/сутки. 

В ОПЭК+ входит 23 страны, в том числе и Россия. При этом Россия согласилась сократить свою ежесуточную добычу на 2,5 млн. бар/сутки, фактически больше всех (это составляет 17-18% от реальной добычи нефти в марте). Как заявил вице-президент и совладелец ЛУКОЙЛА Леонид Федун, без новой сделки России пришлось бы снизить добычу значительно больше, на 50%: «Это было бы ковровое закрытие [скважин]. Добыча бы упала гораздо больше. У нас не было бы возможности отгружать нефть, кроме как на собственные заводы, а потребление крайне низкое в Российской Федерации, поэтому мы могли бы закрыть до 50% добычи». 

Возникает закономерный вопрос, а в чём же тогда состояла сущность демарша России 6 марта, когда саудиты предлагали общее сокращение суточной добычи нефти объёмом в 1,5 млн. бар/сутки?!

Кроме того, три страны члены ОПЭК – Кувейт, Саудовская Аравия и ОАЭ, согласились сократить добычу на дополнительные 2 млн. бар/сутки, написал в Твиттере иранский министр нефти Биджар Зангане.

Также часть членов G-20 договорились о сокращении добычи нефти на 3,7 млн. бар/сутки; в т.ч. США и Канада, которые формально не участвуют в сделке, но намерены сократить добычу. Как видно, США не взяли на себя никаких обязательств, хотя, считают аналитики, добыча нефти в США снижается из-за её нерентабельности.

Общее сокращение добычи нефти составит 15,4 млн. бар/сутки, при условии, разумеется, что все участники будут выполнять взятые на себя обязательства.

При этом необходимо обратить внимание на высказанное ранее предупреждение аналитика Bank of America Карена Костаняна, что, из-за пандемии коронавируса, спрос на нефть в апреле упадёт как минимум на 16,8 млн. бар/сутки. Но падение, считает Костанян, может быть и вдвое больше – на 30-40 млн. бар/сутки, что составляет 30-40% мировой добычи.

Нефтяной кризис является ещё одним показателем крайнего неблагополучия в экономическом положения мира капитала, будет способствовать дальнейшему нарастанию глобального экономического кризиса.


Рецензии