Андре Жид

 Андре Жид родился  в Париже в ноябре 1869 г.  в семье университетского преподавателя римского права. В детстве будущий писатель получил весьма строгое пуританское воспитание, внутренний протест против которого впоследствии сильно повлиял на формирование его личности. Когда ему было одиннадцать лет, умер отец, и мальчик оказался на попечении  матери, теток, в окружении многочисленных кузин. Так случилось, что в этой же среде он нашел первую свою любовь. Ей стала двоюродная сестра Мадлен Рондо. Жид описал свои чувства к ней в повести «Записные книжки Андре Вальтера» - первом своем произведении, увидевшем свет в 1890 г. Успеха повесть не имела, но она открыла перед Жидом двери литературных салонов. Он завязал знакомство и с самим мэтром французского символизма Стефаном Малларме.

Несколько следующих лет прошли под знаком символизма. Жид пишет стихи, критические статьи, а также две повести «Опыт любви» (1893) и «Путешествие Уриана» (1893). В 1893 г. писатель, у которого обнаружился туберкулез, совершил путешествие в Алжир. Эта поездка (а вернее пережитый в это время переход от отчаяния обреченного к эйфории выздоравливающего) оказала большое влияние на умонастроение Жида, заставила его пересмотреть отношение ко многим вещам. Его духовные горизонты значительно расширились, и он быстро перерос эстетику символизма. На смену разочарованности и тоске приходит упоение всеми радостями земной жизни. Жид отказывается от привитых ему в детстве норм религиозной нравственности и проникается гедонизмом, отвергающим разграничение добра и зла. Тогда же местные гитоны  приобщили Жида к гомосексуализму, и этот опыт раскрыл ему глаза на его собственную натуру. Позднее, в 1895 г., когда Мадлен Рондо приняла наконец его предложение, врач объяснил ему, что по вступлении в брак все должно прийти в норму. Однако этого не произошло. Андре Жид  пронес через всю жизнь глубокую и искреннюю любовь к своей жене, но эта любовь так навсегда и осталась платонической. Драма взаимотношений с женой чувствуется во многих его произведениях.

В 1897 г. выходят «Яства земные». Считается, что эта книга оказала самое сильное и самое глубокое влияние  на умонастроения нескольких поколений французов. По жанру это произведение представляет собой что-то среднее между длинной поэмой в прозе и лирическим дневником. Хотя для того, чтобы продать первый тираж книги (1650 экземпляров), потребовалось целых восемнадцать лет, в конечном счете судьба ее оказалась счастливой, и она стала одной из знаковых книг грани веков. Это, быть может, самое гедонистское из всех произведений Жида. Автор призывал своих читателей отказаться от традиций и без страха идти опасными дорогами свободы, пропагандировал отказ от покоя, воспевал природу и естественные чувства. Особенно популярны были «Яства»  20-е гг. Молодежь воспринимала их как прославление инстинктов, как гимн сладострастию.

Потом появилась яркая и изящная философская сказка «Плохо прикованный Прометей» (1899). Действие повести разворачивается в ХХ веке. Прометей (в трактовке его образа Жид весьма далеко отошел от традиций греческого мифа), разгадав секрет своих цепей (символизирующих разного рода условности)  с раздражением разрывает их и отбрасывает прочь, а затем направляется в современный город. Этот новоявленный Прометей излечился от любви к людям и любит лишь своего орла, символизирующего его совесть, то есть то, что пожирает человека. Он провозглашает странные идеи, согласно которым каждый должен завести себе орла, дабы испытывать угрызения совести, а в случае необходимости пожертвовать ради него своей жизнью. Однако в конце концов он не выдерживает и съедает своего орла. Жид сатирически изобразил в своей сказке тех, кто слишком скрупулезно следуя пуританским нравственным предписаниям, превращается в собственных мучителей и находит в своих страданиях мазохистское наслаждение.

Знаковой для Андре Жида стала повесть «Имморалист» (1902). Здесь рассказывалось о том, как молодой ученый Мишель, воспитанный в строгой пуританской морали, после тяжелой болезни, застигшей его врасплох в Северной Африке во время свадебного путешествия, обретает в процессе выздоровления новый вкус к жизни и постепенно  освобождается от старых этических норм. Но на пути к полной свободе и к счастью, как он его теперь понимает, стоит жена Мишеля Марселина. Когда молодая женщина в свою очередь заболевает, он ничего не делает для ее спасения и позволяет ей умереть, освобождаясь таким образом от тисков всякой нравственности.

Собственную версию готического романа Жид создает в повести «Изабель» (1912). Здесь есть все, что присуще этому жанру:  тайна, убийство, адюльтер. Героиня преодолевает искушение, и вроде бы добродетель торжествует, но преодоление это совершается из страха перед свободой, в результате чего погибает ее возлюбленный, а перед ней самой открывается путь бесконечно долгой нравственной деградации.
 
Повесть «Подземелья Ватикана» (1914) подвела своеобразный итог религиозным исканиям Андре Жида. Детективный сюжет – рассказ о деятельности банды, обирающей верующих с помощью сенсационной новости о необходимости спасения якобы похищенного римского папы, - дает возможность посеять сомнение в достоверности  любой истины, не только в достоверности папы, но и самого Бога. А коль скоро все сомнительно и недостоверно – значит все дозволено и нет никаких преград для самовыражения. Этот роковой вывод озаряет одновременно двух героев повести – респектабельного романиста и отнюдь не респектабельного Лафкадио.  Романист размышляет о перевороте в искусстве, которое можно совершить, обратившись к «немотивированному действию», размышляет о новом типе героя, способном совершить убийство без цели и смысла, а Лафкадио именно таким героем и предстает. Он сбрасывает с поезда ни в чем не виноватого, чудаковатого обывателя, решив проверить, существуют ли границы его решимости. Творческие планы романиста и спонтанные поступки Лафкадио обозначают одно и то же: обретение абсолютной свободы, равнозначной вседозволенности.

После Первой мировой войны к Андре Жиду приходит настоящая слава. Он становится властителем душ молодежи. Этот период его творчества открывает  повесть «Пасторальная симфония» (1919).  Написана она в форме дневника швейцарского протестантского священника, который, занявшись воспитанием одной слепой девушки и желая научить ее науке чистой любви, невольно увлекся ею и невольно доводит до самоубийства. Характер священника-лицемера получился здесь очень убедительным.

В 1923 г. Жид выпускает книгу «Достоевский» (1923), которая в немалой степени способствовала популяризации этого писателя во Франции. А в 1925 г. увидел свет единственный роман Жида «Фальшивомонетчики». Он подвели итог всему предшествующему творчеству писателя, и поэтому в романе прозвучали все основные его темы: конфликт поколений, необходимость искать собственную правду, борьба против условностей и многое другое. Здесь впервые у Жида была поднята социальная тема. В дальнейшем она становится все боле явственной. В середине 20-х гг. писатель совершил путешествие по французским колониям в Африке и выразил свое возмущение царящими там порядками в книгах «Путешествие в Конго» (1927) и «Возвращение из Чада» (1928), которые вызвали большой общественный резонанс и даже стали предметом парламентских дебатов. В дальнейшем общественные взгляды Жида делались все более левыми и все более радикальными. В середине 30-х г. он вступил в Коммунистическую партию. (Правда, его коммунистические пристрастия сильно поубавились после того, как он в 1936 г. совершил путешествие в Советский Союз и своими глазами увидел царившие здесь порядки; свои впечатления он описал в книге «Возвращение из СССР» (1939)).

 В 1939 г. Жид издал в двух томах свой «Дневник» - чрезвычайно интересный документ эпохи и общепризнанный литературный шедевр, содержащий богатую информацию как о самом писателе, так и о многих явлениях французской культуры.

После оккупации в 1940 г. Франции, Жид уехал в Северную Африку и прожил там до конца войны. В Тунисе он начал работу над своим последним крупным произведением – повестью «Тесей». В 1947 г. писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе.  Умер Жид в феврале 1951 г.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100


Рецензии