Софизм

Какое-то время назад на меня снизошло озарение, что можно мыслить не логически.

Да, есть такое предположение, что нелогичный равно тупой.

Интеллект - это способность пользоваться понятиями, суждениями и умозаключениями.

Но ни слова о том, суждения и умозаключения должны быть логичны.

С софизмом я познакомилась в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Воланд был одним из тех, кто активно его использовал.

Софи;зм (от греч. ;;;;;;;, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») — можно подразделить на:

-сложное рассуждение, иногда намеренно запутанное с целью показать умственное превосходство или ввести в заблуждение;

-нестандартная задача, как правило, имеющая несколько решений;

-приём обучения и метод исследования, введённый древнегреческими софистами; широко практиковался в средневековых университетах (sophismata), послужил прообразом современных сборников задач и упражнений;

-ошибочное рассуждение, неправильный аргумент. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.

В качестве примера вставлю монолог Волонда о свете и тьме.

Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.

Заметьте, данный текст с самого начала имеет логическую цепочку, цепочка развивается с новым абзацем.

Это именно то, как нас учат писать рефераты, курсовые работы итд Это логика, на мой взгляд она скучная.

Разумеется, софизмом я редко пользуюсь, (люди не поймут) хоть он мне и нравится.


Рецензии