Поездка в бухарский эмират сто лет назад

Ташкент, суббота 21 августа 1920 года, вокзал.

- Молодые люди, пожалуйста, уступите Ваши места! - сказал незнакомец лицеистам Петру Львову и его другу, которым было 15 лет от роду, и которые совершали свое первое путешествие в Древнюю Бухару, а точнее, в Эмираты Бухарские. Очень хотели посмотреть на достопримечательности Бухары, на Дворец Эмира, на Базар, осмотреть весь город.

Пётр ехал вместе со своим другом, сыном узбекского министра. Папа друга купил мальчикам билеты, чтобы ребята смогли провести два дня за границей в Бухарских Эмиратах. В это время неторопливо прошел обычный контроль и таможенный. Проверили у всех билеты и визы в паспортах. Все было в порядке. Поезд отправился в путь длиной почти 600 километров. Скорость поезда на этом участке дороги составляла не более 36 км/час. Ехать до Бухары целых 15  часов!

Петя Львов удивился. Возмутился и, показав свой билет и билет товарища, в дерзкой форме решительно сказал незнакомцам:

- Мы занимаем места согласно купленным билетам и никуда не уйдем.

Незнакомец в нерешительности остановился, потоптался на месте, достал дорогой портсигар и, вынимая сигарету, размял ее. Медленно вышел в тамбур к двум своим коллегам.

Спустя несколько минут к мальчикам подошел один из взрослых, коренастый с пышной шевелюрой и произнёс:

- Я Петерс. Прошу освободить места.

Петя Львов, принимавший участие  в защите города Янгиюль от белогвардейского мятежа вместе с папой - Василием Львовым, сразу понял, с кем они сейчас имеют дело.

В памяти еще были свежи события месячной давности, жуткие картины белогвардейского мятежа под руководством англичан.

Ташкентский мятеж с целью свержения Советской власти состоялся 19-21 января 1919 был подавлен Красной Армией. Расстреляли 14 членов правительства. Отец-Василий Львов, открыв настеж окно в ресторане, разместив в нем пулемет Максим, строчил очередями по подступающим к ресторану юнкерам... Петя подавал ему ленты с патронами, быстро вскрывал коробки, готовил новые ленты,бегал под пулями на пункт выдачи патронов и приносил ящики с пулемётными лентами. Про себя он горько сказал, что был такой же как Гаврош...

Он знал, что в это время Временным Председателем ВЧК был назначен Яков Петерс. Петерс также возглавлял и ташкентскую ЧК. 7 июля 1920 года, уже после подавления белогврадейского мятежа и заявления Дзержинского об отставке, Петерс постановлением Совнаркома был назначен временным председателем ВЧК. 22 августа после возвращения Дзержинского Петерс был утвержден его заместителем. В 1920—1922 годы Петерс также выполнял обязанности члена Туркестанского бюро ЦК РКП (б), полномочного представителя ВЧК в Туркестане, а с июля 1920 года Петерс  чрезвычайный комиссар в Туркестанской республике.

Петя и его друг молча встали и неторопливо вышли в тамбур. Всю остальную часть пути, долгие 14 часов, они ехали стоя в тамбуре и думали о том, куда направятся сразу по приезду.

Эту историю, которой через несколько месяцев исполнится ровно 100 лет, мой дедушка Петр Васильевич Львов рассказал, со всеми подробностями, ровно пятьдесят лет назад.

После того, как я нашел ей многочисленные подтверждения из официальных источников я решился ее опубликовать.

Продолжение следует.


Рецензии
Вот это да, Александр! Удивительный факт. Много лет назад, собирая картотеку репрессированных, естественно, в ней была информация о Я. Петерсе.

Позвольте полюбопытствовать. Кем был Пётр Васильевич Львов во время описанных вами событий?
С уважением и теплом.

Владимир Пастернак   14.04.2020 17:07     Заявить о нарушении
Владимир, рад Вашему интересу к моему рассказу и Вашему пояснению.

Мой дедушка и его одноклассник еще учились в школе и им было по 15 лет. Я. Петерс ехал в Бухару с ультимативным предложением Эмиру Бухарскому. Эмир ответил отказом. Ровно через неделю 28 августа М.В. Фрунзе жестоко возьмёт штурмом Бухару с применением современной аритиллерии и даже авиации. Эмиру удастся бежать. Мой дедушка Петя и его друг - одни из последних, кто смог увидеть Бухарские Эмираты до их присоединения к СССР. Свои яркие впечатления он мне поведал в многочисленных рассказах.

Владимир, разрешите и мне задать Вам вопрос. В нашей семье был репрессирован и потом реабилитирован Макар Тарасович Прасолов - старший брат моей бабушки Александры Тарасовны Прасоловой. Он съездил в Японию в 1935 году для обмена опытом. По приезду, в Узбекистане начались репрессии в связи с возбуждением делом против Икрамова. Начались аресты, так как Макар Тарасович пользовался заслуженным уважением у администрации Икрамова, то он также попал в круг людей Икрамова. Дедушку арестовали и потом выпустили. Давление на Икрамова снижалось, однако, через два года возобновилось. Икрамова вторично арестовали, дедушку также. Просидел Макар Тарасович в тюрьме, по информации бабушки, от звонка дл звонка - 20 лет. Вышел и жил в Самарканде, был реабилитирован. Если у Вас вдруг обнаружатся какие-либо архивные данные, то мне было бы очень интересно.
С уважением и признательностью,

Александр Гусев-Львов   14.04.2020 18:31   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр! Моя картотек сгорела на даче 22 года назад. Я вынужден был её сжечь, иначе, меня бы не выпустили. Дело Икрамова помню. Сейчас родственники могут совершенно свободно обратиться письменно с просьбой ознакомиться с делом. Вам ОБЯЗАНЫ предоставить, всё, кроме материалов "первичной разработки". Туда входили все материалы "прослушки", "слежки", "доносов"...
По приказу Шелепина все эти материалы были уничтожены по всем управлениям КГБ СССР в 1960 году. В этих папках были сведения обо всех штатных и нештатных "сексотах" и "стукачах". В главе "Лейтенант КГБ" ("Стукачи") я рассказал об этом.
Есть ещё один путь получить сведения по Вашему родственнику. Найти в интернете Дмитрия Юрасова (Москва) и попросить его от моего имени представить информацию. У него точно есть инфа по "делу Икрамова".

Владимир Пастернак   14.04.2020 19:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.