Атилла и свобода. Экспорт степной демократии

                Я люблю свободу и воздух над
                свежей землёй,лучше я буду
                спать на воловьих шкурах,
                чем на почестях и уважениях.

                Ф.Ницше.

    Свобода - это многогранное и многозначительное слово.Казалось бы в обыденной жизни оно звучит даже нарочито банально.В памяти всплывает определение знакомое ещё со школьной скамьи:"Свобода - это осознанная необходимость".Действительно,это необходимость-как воздух,как пища,как вода, она важнее всего этого.Так как без свободы умирает душа человека.Именно свобода стала основой жизни степняков -кочевников, ни суровый быт,ни жёсткие условия среды обитания не омрачали степняка,если он жил свободно,творил, любил.Он принимал ограничения в пределах необходимых для жизнеобеспечения себя и своих соплеменников,не более того.О том,что существует мир номадов,оседлые народы старого света знали давно.Это были неизведанные для них земли,поэтому их обитатели стали своего рода пугалом для них. Это и одноглазые циклопы,и кентавры, и ужасные великаны. Варвары с лицом человека и сердцем зверя.
    Но родился человек, который изменил их представления о номадах,человек который принёс в Старый свет своё понимание свободы и миропорядка. Это был властелин мира -гунн Атилла.Кто же он Атилла,которого называли бичём Божьим? Он предопределил крах Римской империи, основанной на рабстве и в конечном итоге способствовал переходу от рабовладельческого к феодальному строю.Кризис Запада повлечёт за собой не только смену формаций,он приведёт к образованию новых этносов на территории Европы и со временем сформирует её современный вид. Атилла принёс в Западную и Восточную Римские империи номадическое понимание свободы,когда права и обязанности члена кочевого сообщества давали больше прав и свобод, чем римское право и несли больше нравственных ограничений, чем юридических. Атилла станет с юных лет править гуннами вместе с братом Беледой.Хан гуннов из племени хуннагуров Атилла подчинит себе обе Римские империи, которые будут выплачивать ему ежегодную дань.Боясь его гнева, римский сенат удостоит его почётного звания "военный магистр обеих римских империй".Существует устойчивый миф о якобы германских племенах,которые на короткий миг объединил Атилла. Между тем Византийские хроники 438г.н.э. сообщают о гуннах как о народе,который ничем не отличается друг от друга и говорят на одном языке.В документе 532 года говорится"...в то время гунны,которых мы обычно называем тюрками..."Казалось бы всё ясно, но как же великим империям древности признать тот факт, что они находились в подданстве гуннского(тюркского) хана. И последующие поколения идут на всяческие ухищрения,чтобы вытравить память о гуннах, придумывая всякие небылицы о кровожадности и варварстве Атиллы и его воинства. А "бич Божий" Атилла освобождает тысячи и тысячи рабов и уравнивает их в правах с гуннами. Даёт им возможность жить по-людски, иметь свой очаг,свою семью.И даёт им право выбрать, быть воином его войска или жить обычной жизнью. Это что варварство? Нет. Это умение предвидеть,умение смотреть далеко вперёд, это удел Великих.Всеми фибрами души он ненавидит рабство, он воспитанный на традициях  степной, кочевой культуры, на традициях тенгрианства. И сознательно идёт против величайших империй того времени и ставит главную цель: уничтожение рабства.То как свобода и доверие превращает вчерашнего раба в человека,гражданина и воина, ярко проявится в 451 году при сражении недалеко от города Шалон (Франция), где всретятся две великие армии. Когда первый и самый страшный удар примет на себя армия, созданная Атиллой из рабов, примет и сдержит удар профессиональных воинов легионеров и даст Атилле возможность придерживаться своей стратегии. Этот фактор, фактор раба, ставшего свободным, больше морально нравственный фактор предвидел хан гуннов,но не предвидели римляне.Оружия против Атиллы не было, тогда на помощь пришла религия.Греческие и римские проповедники зачастили к простодушным гуннам. Начались интриги,сплетни, раздоры.На почве религии повздорили братья соправители Атилла и Беледа.В первый раз Атилла разгадал замысел врагов и,помирившись с братом, поставил на колени Восточную римскую империю. Константинополь сдался на милость хану гуннов и он проявил эту милость. Но монахи продолжали свои козни и добились своего.Спор братьев решил меч.Гнев и боль стали спутниками хана, он не мог простить себя, не мог простить интриги и козни врагов.
   Византия (Восточная римская империя) получила жестокий урок, 447-448 году все её провинции и города были фактически уничтожены. Религию во все времена использовали как фактор борьбы за власть. Да и в современном мире религия всё ёщё остаётся орудием вражды. Примеров тому множество.Борьба продолжается, борьба за души людей,а значит и за их свободу.Степняки -кочевники всегда были веротерпимы и религиозным фанатизмом не отличались. Веротерпимость и свобода, эти два фактора,по моему мнению, которые способны сделать людей счастливыми.В 453 году умрёт хан гуннов Атилла. Империя гуннов распадётся. Гуннские племена дадут начало новым народам:акациры,биттогуры, сабиры вернутся на Алтай-это предки современных казахов, кыргызов, тувинцев,уйгуров, хакасов. Майландуры и хайландуры уйдут в Малую Азию - предки современных турков, кутургуры и утургуры расселятся по берегам Гуннского (Каспийского) моря это предки современных болгар, угоры и хуннагуры останутся - это предки современных венгров, некоторые откочуют на Едиль(Волга)- предки современных башкир,чуваш, осетин и других народов.
    Всему есть своё время. Время разбрасывать камни и время их собирать.Вслед за империей гуннов, восстанет кочевая империя тюрков - Тюркский каганат, у которого свои взлёты и падения.Жизнь течёт и меняется,только не меняется стремление человека быть свободным.Это общий движущий фактор всего человечества, хотя в каждой эпохе своё понимание свободы, да и у каждого народа свои определённые тонкости и оттенки.Свободные люди на свободной земле, ни это ли рай, в который все хотят попасть, но никто до конца не понимает, что это такое...


Рецензии
Текст эпиграфа не совсем точен.
У Ф. Ницше сказано: "Свободу (в другом переводе - простор) люблю я и воздух над свежей землей; лучше буду спать я на воловьих шкурах, чем на званиях и почестях их." Под "их" разумеются "ученые".

"О том,что существует мир номадов,оседлые народы старого света знали давно."
Оседлые народы старого света когда-то сами были номадами. Во всяком случае таковыми были праарии, а также их потомки индо- и ираноарии.

"Это и одноглазые циклопы,и кентавры"
По мнению современных ученых, черепа слонов на Сицилии, которые попадались на глаза древним грекам, породили у них представление об одноглазых великанах-циклопах. Сказания о древнегреческих кентаврах и родственных им древнеиндийских гандхарвах восходят к общему мифологическому источнику, созданному в период, когда прагреки и праарии составляли единую этническую общность и вели пастушеский образ жизни.

"Он предопределил крах Римской империи, основанной на рабстве и в конечном итоге способствовал переходу от рабовладельческого к феодальному строю."
Ничего он не предопределил. Римская империя к тому времени уже распалась на два государства, и феодальные отношения (колонат) в них начали вызревать задолго до появления гуннов. Обе части Римской империи были поражены системным кризисом, в котором в течение века пребывало римское общество. Кризис власти усугублялся сепаратизмом провинций, повстанческими движениями внутри империи, а также натиском варваров-германцев, совершавших вторжения из-за Рейна и Дуная.
Никакого "номадического понимания свободы" Атилла не принес; имперская власть к тому времени превратилась в машину по выкачиванию налогов из нищающего населения. Поэтому низы с относительным равнодушием встречали внешних захватчиков, вторгавшихся на территорию империи. Германские варвары отбирали у римских земледельцев-латифундистов до двух третей принадлежавших римлянам земли, причем латифундистов, как правило, лишали жизни. Интересы простых колонов-арендаторов это не слишком ущемляло и было им даже выгодно, поскольку колоны получали в собственность землю и освобождались от податей.
Столь любезные вашему сердцу гунны к концу 2-го века н.э. были изгнаны ханьцами из мест своего обитания, откуда они совершали набеги на Китай, и им пришлось мигрировать в западном направлении.

"Боясь его гнева, римский сенат удостоит его почётного звания "военный магистр обеих римских империй"
Римский сенат, к вашему сведению, был в ту эпоху (доминат) органом власти только в городе Риме, который уже перестал быть столицей империи. Дальше административных городских границ власть римского сената не распространялась. Римские императоры располагались тогда в Равенне и Константинополе. Отряды гуннов использовались обоими римскими императорами в своих целях. Так, очередной узурпатор Запада Иоанн направил своего подчиненного Аэция к гуннам за поддержкой; получив ее, Аэций нанес с помощью гуннов удар по коннице противника Иоанна римского полководца Аспара (алана по происхождению). Позднее как Аэций, так и Аспар с Атиллой получали от императоров (но не от сената) титулы комитов и военных магистров. В охваченных кризисом империях шла острая борьбы с мятежными римскими полководцами и полчищами варваров (в частности франков, вандалов, других германцев, аланов и гуннов).

" А "бич Божий" Атилла освобождает тысячи и тысячи рабов и уравнивает их в правах с гуннами."
Прежде чем вторгнуться в пределы Восточно-Римской империи, гунны напали на владения остготов, которых они разгромили в нескольких сражениях. Часть этих германцев, как и освободившиеся от готского владычества славяне, ираноязычные аланы и прочие племена и народы, обитавшие у восточных границ империи, вошли в состав племенного союза гуннов и двинулись грабить слабеющие государства римлян. Какие там у них были права? Грабить, насиловать и убивать.

Смешно читать, как Атилла, "поставивший на колени Константинополь", не смог противостоять козням монахов-христиан. Когда западные германцы-варвары поняли, что гунны грозят захватить то, что они захватили у Рима (Галлию и Испанию), они объединились между собой и отрядами Аэция и отразили наступление Атиллы в битве на Каталаунских полях. А Атилла, разграбив через год беззащитную Италию, бесславно погиб на свадебном ложе, задушенный очередной женой и ее родичами из одного из германских племен. После этого разношерстный гуннский племенной союз распался как карточный домик. Их разбойничью ставку на среднем Дунае окружили и разгромили германцы, возглавлявшиеся племенем гепидов - они вырезали всех, кого смогли. Спасшиеся рассеялись в Подунавье, где их постепенно ассимилировали новые волны пришельцев. Точку в этом процессе поставили пришлые мадьяры, очередные кочевники угро-финского происхождения, ассимилировавшие на обретенной родине также часть тюрков - печенегов, половцев, не говоря уже о дунайских славянах.

Не надо воспевать грабительские войны тюркоязычных племен с их якобы особым пониманием свободы. Свободы грабить и убивать. Эти войны ничем не лучше и не хуже войн и вторжений, совершенных народами другого этнического происхождения.

Алексей Аксельрод   28.06.2023 15:45     Заявить о нарушении