Вот и кончена дорога

Сыт, пьян и нос в табаке

Прочитала вчера перед сном в книге воспоминаний Андерса Рамзая про колоритную персону Ларса Арнеля. Барон, военачальник, переводчик с французского на шведский, владелец книжного магазина, редактор газеты в Турку. Спроектировал аграрный центр в королевской усадьбе Мустиала в Таммела. Заядлый игрок, дружил с королями, сбежал от долгов в Финляндию (как финны в Америку). Наследников, ждущих смертного часа ”дарителя”, называл мародерами.

Поскольку Рамзай был его родственником и жил в огромном доме с одиноким дядюшкой, мемуарист запечатлел и последние минуты неординарного человека. На смертном одре в окружении друзей и близких переводчик вдруг изрек:

Slutet nalkas. Jag ;r tr;tt.
Vilorna och fl;rden
ha min vandringsstaf f;rn;tt;
m;tt jag l;mnar v;rlden.

Никто не понял, чьи это стихи. Да и спрашивать уже было некогда: барон сразу после их декламации отошел.

На финском есть перевод:

Loppu l;henee. Olen v;synyt.
Harhat ja turhuus
ovat matkasauvani kuluttaneet;
olen saanut kyllikseni maailmasta.

На русском я предлагаю свой:

Вот и кончена дорога. Я устал.
Призраки и тщета
поистерли посох мой.
Что ж? Я сыт.

Последнюю фразу ” я пресытился этим миром” не хочется переводить высокопарно. Почему-то вспомнились слова ”сыт, пьян и нос в табаке”. Они из века восемнадцатого и про наших дворян. Шведский барон, поэт в душе, по воспоминаниям Рамзая, как раз воплотил дух столетия.

Про него только на шведском и финском в Википедии

lars Arnell

https://fi.wikipedia.org/wiki/Lars_Arnell


Рецензии
Здравствуйте, Милла!
Почему же высокопарно: на смертном одре только высокая Истина...

Отвыкли мы от таких слов, потому и кажутся"киношными"...
Жил в далёкие времена Санаи, его при жизни считали царём в стране слова.
И когда он умирал, он стал что - то шептать.
Наклонился к нему кто - то и приложил ухо к его губам и услышал примерно такое, пишу по памяти:
- Все мои стихи, все мои слова - ничто перед словами:"Нет Бога, кроме Аллаха"...
Вот и барон сказал важное для себя!...

Зайнал Сулейманов   18.07.2020 14:27     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Зайнал!
Огромное спасибо за отклик.

Милла Синиярви   19.07.2020 11:56   Заявить о нарушении