Мавзолей Дири Баба

Мавзолей Дири Баба (1402) — суфийская действующая мечеть шейха Дири Баба (Diri Baba Mausoleum) или «маразинского шейха», расположенный в городе Гобустан.

Святой Дири-баба (бессмертный старец), был учителем Сеид-Ибрагима (ширваншаха - Шейха Ибрагима I). Есть несколько версий, кем был человек над гробницей которого построили Мавзолей:
ВАРИАНТ 1. Дири Баба - известный суфий, которого при жизни называли Учитель, который удалился для медитации в одну из келий, и настолько глубоко погрузился в транс, что его уже не смогли оттуда вывести. Якобы Дири-Баба оставался в коленнопреклонной позе своей медитации более 300 лет.
ВАРИАНТ 2. Дири Баба - муэдзин при дворе Ибрагима Первого. Муэдзин — в исламе служитель мечети, который зычным голом совершает азан: призыв мусульман на молитву.
ВАРИАНТ 3. Дири Баба - Пирмагомед, скончавшийся при чтении намаза.
ВАРИАНТ 4. Дири Баба - путешественник Атам ибн Эмир.
ВАРИАНТ 5. Дири Баба - мощи святого Симиона близ Шемахи.

СПРАВКА:
Полное имя - шейх Ибрагим ибн Султан Мухаммад ибн Кейкубад, принадлежавший дербентской ветви династии ширваншахов. Шейх Ибрагим I (1382—1417) — правитель Ширвана, основатель третьей династии ширваншахов — Дербенди, спас страну от нашествия Тамерлана.

Шейх Ибрагим I завоевал себе положение государя, реально правившего своей страной. Он значительно увеличил пределы своего государства, при нем Дербент с его округой и часть муганской степи входили в состав владений Ширваншаха.

Вокруг места погребения Тири-баббы в той же горе высечено много пещер и каморок, в которых останавливаются паломники и совершают жертвы.

СПРАВКА:
Город Гобустан  до 2008 года назывался Мараза. Задолго до основания Мавзолея здесь существовал древний город, предположительно Маризад. Гобустан расположен к востоку от Шемахи (старейший город северного Азербайджана), в 101 км от столицы Азербайджана. Согласно этнографическим материалам конца ХIX века, Гобустан (Мараза) был русским поселением (молокане).

Мавзолей (святое место, куда приходят поклоняться многие люди) стоит на высеченной в отвесной скале площадке. Сама постройка двухэтажная. Первый ярус имеет зал, покрытый стрельчатым сводом, в который есть проход из небольшого вестибюля с восьмигранным куполом.

В скале высечена лестница, которая ведёт в зал второго этажа. Сферический купол с заострённой макушкой имеет тромпы, украшенные растительным орнаментом. Особенность строения в том, что зодчий как бы «вмонтировал» гробницу в скалу. Она будто держится «на весу», оторванная от земли.

Мавзолей примыкает вплотную к скале, в массиве которой вырезан грот. Это и есть место захоронения святого. Сюда ведёт узкий ход в северной стене. Здание мавзолея — шедевр ширванской архитектурной школы, прекрасное творение искусства древних умельцев.

Почему Дири Бабу похоронили именно здесь мне совершенно не ясно.
ВАРИАНТ 1. Возможно, святой был уроженец этих мест.
ВАРИАНТ 2. Суфии (аскеты) основали в 10 км от Шемахи, вдали от караванных путей, некое подобие келий для отшельников.

СПРАВКА:
Основной деятельностью населения с древних времен было ковроткачество. Местные ковры "Мараза", "Чуханлы", "Чемчемли" относятся к Ширванской школе ковроткачества.

Вернуться в основную статью http://proza.ru/2020/04/13/54


Рецензии