Ко дню Победы. Павел Коган

      Павел Коган (1918-1942)


   Павел Коган родился в Киеве 4 июля 1918 года. Отец - Давид Борисович (Борухович) Коган (1895—1970), мать - Фани Моисеевна Коган (урождённая Парташникова,(1896—1977).  В 1922 году вместе с родителями переехал в Москву.
В 1936—1939 годах учился в ИФЛИ, затем также занимался и в Литературном институте им. Горького. Выделялся из группы молодых поэтов, собиравшихся на поэтическом в  семинаре И. Сельвинского (А. Яшин, С. Наровчатов, М. Кульчицкий и другие). При жизни не публиковался, хотя его стихи были популярны в кругу московской литературной молодёжи. Совместно с другом Георгием Лепским сочинил несколько песен, в том числе песню «Бригантина» (1937), с которой позже, уже в 1960-е годы, началась его известность.
   В 1937 году написал стихотворение "Поэту", посвящённое расстрелу Гумилёва и, по-видимому, оставшееся неизвестным органам НКВД. В 1966 году, несмотря на практически дословную цитату из знаменитого гумилёвского "Жирафа", это стихотворение было опубликовано в сборнике вместе с другими стихами Когана.

ПОЭТУ

Эта ночь раскидала огни,
Неожиданная, как беда.
Так ли падает птица вниз,
Крылья острые раскидав?
Эта полночь сведет с ума,
Перепутает дни – и прочь.
Из Норвегии шел туман.
Злая ночь. Балтийская ночь.
Ты лежал на сыром песке,
Как надежду обняв песок.
То ль рубин горит на виске,
То ль рябиной зацвел висок.
Ах, на сколько тревожных лет
Горечь эту я сберегу!
Злою ночью лежал поэт
На пустом, как тоска, берегу.
Ночью встанешь. И вновь, и вновь
Запеваешь песенку ту же:
Ах ты ночь, ты моя любовь,
Что ты злою бедою кружишь?
Есть на свете город Каир,
Он ночами мне часто снится,
Как стихи прямые твои,
Как косые ее ресницы.
Но, хрипя, отвечает тень:
«Прекрати. Перестань. Не надо.
В мире ночь. В мире будет день.
И весна за снега награда.
Мир огромен. Снега косы,
Людям – слово, а травам шелест.
Сын ты этой земли иль не сын?
Сын ты этой земле иль пришелец?
Выходи. Колобродь. Атамань.
Травы дрогнут. Дороги заждались вождя...
 
...Но ты слишком долго вдыхал болотный туман.
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя».
 
   В 1940 году он впервые в Доме Литераторов прочитал отрывки из романа в стихах «Владимир Рогов» Иосифу Уткину, руководителю объединения молодых поэтов при Союзе Писателей.
Ещё школьником дважды исходил пешком центральную Россию. Побывал в геологической экспедиции в Армении (где его застала война). Хотя по состоянию здоровья (близорукость) был освобождён от призыва, стал офицером, военным переводчиком полкового разведотряда в звании лейтенанта. Написал строевую песню для своего батальона на мелодию «Бригантины».
23 сентября 1942 года на сопке Сахарная Голова под Новороссийском он и возглавляемая им разведгруппа попали в перестрелку, в которой Павел Коган  был убит.

   Поэт награждён посмертно мемориальной медалью литературного конкурса им. Н. Островского (1968), проводившегося Союзом писателей СССР и издательством «Молодая гвардия». Его произведения переведены на многие иностранные языки.(1)

   Рассказывает друг Павла Когана Георгий Лепский:

   Познакомился я с Павлом Коганом заочно, по радио. Радионаушник возле больничной койки, где я лежал со сломанной ногой, зашептал стихи. Я стал слушать: передавали выступления победителей поэтической олимпиады. Юношеский голос, напористый и звонкий, читал немного нараспев, как обычно читают поэты:
 
«Я иду, а у сердца песнится,
только вот попробуй, спой-ка,—
страна моя, моя ровесница,
грандиозной легла стройкой».
    А вскоре, выйдя из больницы, я встретил своего одноклассника по прозвищу Таракан. Он вел себя странно: был возбужден, размахивал руками и без конца читал стихи. Вскоре выяснилось, что причиной было его знакомство с некоей выдающейся личностью, всего на год старше нас. Новый знакомый в его рассказах выглядел почти легендарно и назывался Павкой Коганом. Я слушал с недоверием, но вскоре Таракан познакомил нас, и я сразу оказался под обаянием этого человека.
    Безудержный фантазер и мечтатель — вот каким он мне представился. Его облик поразил меня какой-то стремительной мужественностью, резкой решительностью. Он распевал песенку: «Не надо песси-, песси-мизм, а надо О-и-Оптимизм». Он был оптимистом.
    Но более всего он был поэтом и романтиком, видящим жизнь возвышенно и взволнованно, в ярком свете любви к жизни и решимости к действию. Любил громко смеяться. Очень любил петь, хотя и перевирал мелодию изрядно. «Ну и что ж,— говорил он,— не всякий должен уметь петь, но любить песню должны все»
    Мы быстро подружились, виделись почти ежедневно. И вот этот осенний солнечный день в моей комнате. Читали стихи. Курили (Павел — трубку). Я что-то наигрывал на рояле. Не помню, кому из нас пришло на ум сочинить песню, но мы сразу принялись за дело: Павел присел за стол и через несколько минут показал мне первое четверостишие:

«Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса».

    Я никогда прежде не сочинял музыку, да и ноты как следует записать не умел, играл по слуху. Тем не менее я храбро взял бумажку с текстом и сел за рояль, а Павел пошел в соседнюю комнату дописывать стихи. Написав новое четверостишие, выходил ко мне и читал.
    Тем временем я импровизировал мелодию. Сначала пришла музыкальная фраза на    последние две строчки, а потом придумалось и начало куплета. Кажется, не прошло и двух часов, как «Бригантина» была готова к «спуску на воду».
    Года два «Бригантина» не выходила за пределы узкого круга друзей, потом я был призван в армию. Там до меня доходили слухи, что нашу песню поют уже и незнакомые люди. Началась война, и вскоре связь с Павлом прервалась. О его гибели в разведке под Новороссийском я узнал только в 1943 г
    А песня тем временем попала в ИФЛИ, где до войны учился Павел, потом в МГУ, а оттуда поплыла своими неведомыми путями. Переходя из уст в уста, она, понятно, менялась. Появились новые слова, новые интонации в мелодии. Да разве это важно? Павлу Когану удалось нарисовать в своих стихах прекрасный крылатый образ: бригантина, подымающая паруса, и люди на ней — «яростные и непохожие». Романтика всегда ведь «непохожа»— антипод обыденности, привычности, и она всегда «яростна» — вечный враг рутины и самодовольного покоя.

БРИГАНТИНА
(песня)
 
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса...
 
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас...
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
 
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.
 
Так прощаемся мы с серебристою,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови, упругой и густой.
 
И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза.
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса.
 
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют,
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.
 
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса...
 
   …Только здесь, на фронте. Я понял, какая ослепительная, какая обаятельная  вещь – жизнь. Рядом со смертью это хорошо понимается. И ради жизни, ради Оленькиного смеха, ради твоей седой чудесной головы я умру, если надо будет, потому что человек с нормальной головой и сердцем не может примириться с фашизмом. Это я говорю не с чужих слов. Я видел. И я научился ненависти. Я верю в историю, верю в наши силы… Я знаю, что мы победим! Опять начинается канонада. Надо «сворачиваться».
Мама, родная моя! Пишу тебе в минуту затишья. Каждую минуту может начаться обстрел… Очень трудно мне спрашивать об Оленьке – снится она мне ночами. Очень горько, мама, не слышать, как твоя дочь начинает разговаривать. Очень горько бояться, что у нее нет молока. Вы там знаете, что такое фашизм, только из газет, а я видел. Люди и фашисты не могут ужиться на одной планете. Если есть возможность, пришли Оленькину карточку. Поцелуй ее за меня. Расскажи ей, что отец ее воюет за то, чтоб ей на свете светло было…
Май 1942 г.

Использованы материалы из:
Сборника "Строка, оборванная пулей". Издательство "Московский рабочий" 1976 г.
Свободного доступа интернета.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Павел Валентинович!
До чего больно, что так рано погибали люди...
Сколько могли бы ещё знАчимого сделать...
И очень жаль родных и близких, не дождавшихся
своих сыновей, мужей, братьев.
Вечная Слава Героям!
Спасибо большое за нужный цикл.

Тамара Полухина   09.05.2021 18:05     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Тамара! Вечная память героям!

Павел Лосев   09.05.2021 18:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.