Ширма за которой ничего нет

ЖАН БОДРИЙЯР в работе «СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБМЕН И СМЕРТЬ» отождествил ПРОИЗВОДСТВО МАРКСА и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ФРЕЙДА.

А также НАДСТРОЙКУ МАРКСА и ПОРЯДОК СИМВОЛИЧЕСКИХ РЯДОВ ЖЕЛАНИЯ У ФРЕЙДА...

В контексте переразвития капитализма, НАДСТРОЙКА (производство символических образов) всё больше начинает влиять на БАЗИС (бессознательное по Фрейду). В результате происходит взаимопроникновение. ЗНАЧЕНИЕ НАДСТРОЙКИ ВОЗРАСТАЕТ. БАЗИС ВПАДАЕТ ОТ НЕЕ В ЗАВИСИМОСТЬ.

Отношения переворачиваются и КЛАССОВЫЙ АНТАГОНИЗМ СТАНОВИТСЯ ДВУСМЫСЛЕННЫМ.

Так, в эпоху ПОСТМОДЕРНИЗМА «ВОССТАНИЕ МАСС» (которое так недавно еще пугало Ортегу-и-Гассета) ОКАЗАЛОСЬ НЕЙТРАЛИЗОВАННЫМ «ВОССТАНИЕМ ЭЛИТ».

ЭЛИТЫ СТАЛИ «ЛЕВЫМИ», А МАССЫ - «ПРАВЫМИ».

Американский социолог К.ЛЭШ описал «Восстание элит» как «вульгаризацию» правящего класса, который по своей культуре, нравам и ценностям стал напоминать ТОЛПУ.*
________
* К.Лэш. «Восстание элит и предательство демократии».
М.:ЛОГОС; ПРОГРЕСС, 2002.
________

Эта СИТУАЦИЯ ПЕРЕРАЗВИТИЯ названа БОДРИЙЯРОМ ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬЮ.*
________
* Кстати сказать, ситуация ПЕРЕРАЗВИТИЯ в китайской книге перемен проходит как триграмма №28 под названием "Переразвитие великого" и ассоциируется в виде образа балки или стропил, прогнившей на обоих концах, что символизирует о ЗАСТОЕ, распаде и близком крушении. Книга перемен советует не длить ситуацию, а поскорее выйти из нее, ибо данная чрезмерность, выражающаяся в бездеятельности и зачарованностью образами смерти, приведет к следующей ситуации, которая в книге названа "Двойной бездной".
________

В полученной ГИПЕРРЕАЛЬНОСТИ ныне и ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ СУЩНОСТЬ НОВОЙ ЭПОХИ. Это происходит в тот момент, когда ПРОТИВОРЕЧИЕ ВЫВОРАЧИВАЕТСЯ НАИЗНАНКУ И СТАНОВИТСЯ БЕССМЫСЛИЦЕЙ.

БЕССМЫСЛИЦА ДЕЛАЕТ МИР НЕРЕАЛЬНЫМ. Превращает его в род галлюцинации, которая лишь имитирует реальность.

НАДСТРОЙКА БОЛЬШЕ НЕ ОТРАЖАЕТ БАЗИС, но учреждает его в ИГРЕ. То есть, БАЗИС СТАНОВИТСЯ СИМУЛЯКРОМ.

Так, СМИ, полностью игнорируя происходящие события, создают "сказки о событиях" (симулякры), выдумывают события, описывают то, чего, в действительности, не существует.

Современная демократия не представляет больше никого - это ширма, за которой пустота. Но зато эта "ширма" обретает способность говорить и говорит от имени "всех". То есть, от имени симулякра.

Товары, люди теряют ценность и становятся "брендами" или "ширмами", за которыми ничего нет. И сегодня мир наводнен пустыми "ширмами", которые о чем-то постоянно говорят, выдувают какие-то "пузыри истины", умудряясь, при этом не говорить ничего. Лопатится пустота. Из нее что-то получается. Пустота продается. Массы питаются пустотой и сами становятся пустыми ширмами.

Бодрийяр называет такой порядок вещей ПОТРЕБЛЕНИЕМ НЕ ВЕЩЕЙ, А ЗНАКОВ.

Потребление знаков (а не вещей и не действительных смыслов) переворачивает всю жизнь, делая из нее что-то несуразное и извращенное.

Так происходит сращивание экономики с психоаналиом, а обмен энергией превращается в пустой обмен символами. Ширма, за которой нет ничего,кроме пустоты, становится главным действующим лицом происходящей драмы.

Однако на этой безысходной ситуации умирания можно хорошо нажиться. Я имею в виду торговлю брендами, символами и образами. «Сдирай шкуру, пока кляча еще не сдохла...» - таков слоган наших дней, озвученный М.Веллером.

Художник Андрей Ферез


Рецензии