Протоиерей Александр Егоров

Письмо режиссёру

19 сентября 2016.
Привет Валерий!!
На днях по каналу «Спас» смотрел фильм об отце Александре Егорове. Вроде твой, а вроде не твой. Согласно титрам твой, но от того фильма, который мы смотрели в Доме Кино, сильно отличается. Из двух часов сделали получасовой. Я собственно, не о фильме хочу говорить, а о самом его герое, я же его знал.
Об отце Александре хочется узнавать все больше и больше. Ведь это был истинный старец. Я тоже стал свидетелем его прозорливости. В Обыденский храм я ходил давным-давно. С тех пор, как, работая в театре Маяковского, неожиданно увидел в этом храме знакомых артистов. Помню, как охлопковская актриса Светлана Мизери в роскошной белой шубке, в облаке духов, ставила свечки перед иконой Спасителя. А потом (невероятно!) вставала на колени перед образом. Удивлению моему не было предела. В то время актрисы были совсем иные, чем сейчас. Их можно было распознать за километр. Совсем другой способ, принцип поведения. Если ты актриса, то актриса всегда! Сейчас таких нет. Было это в 1972-м году.
Отца Александра я тогда не замечал. Служил там величественный, седой настоятель, был там добрый духовник с бугристым лицом. Потом появились в этом храме и другие исключительные священники. Отец Глеб Каледа, маленький, в развевающейся рясе, стремительно носившийся по храму в окружении как бы своей бригады разведчиков, - духовных детей. Он на фронте был разведчиком и что-то сохранил от этого в решительности своих жестов, а за ящиком сидела, еще более мелкая чем он, будущая игуменья Новодевичьего монастыря Серафима Чёрная.
Потом на много лет я забыл о существовании этого храма. Как-то в субботний вечер, проходил по Пречистенке, и решил зайти на всенощную. Постоял, после Евангелия  стали помазывать елеем. Когда я подошел, священник помазал меня, а потом сделал такой жест, словно от меня сильно и противно пахло, и даже зажал нос.
Я был в шоке. Такого никогда не бывало, чтобы так меня встречали в церкви. Я понял, что этот священник все обо мне знает, и совсем не обиделся. Наоборот. Меня посетило колоссальное внутреннее оживление. Словно проснулся. И действительно, жизнь моя была полна совсем не благоухания, было от чего зажимать нос. Священником этим был о. Александр Егоров. Я понял, что давно его знаю, но никогда ничего подобного за ним не замечал. Он не был модным священником, за ним не ходили толпы. Проповеди он говорил самые обычные, голос у него был совсем не певческий, а немного гнусавый, и писклявый, роста небольшого, выглядел совершенно обычно. Но меня стало опять тянуть в этот храм. Я думал, стать свидетелем еще каких-то подобных случаев. Но ничего не происходило.
Священник скрывал свои дары надежно и непринужденно. Настала Страстная седмица.  Накануне Великого Четверга, как обычно, большая исповедь. Но я к ней, конечно, опоздал, пропустил и всенощную, и все-таки, пришёл в храм. Какой бы ты ни был ничтожный христианин, какой бы ни жил, самой паскудной жизнью, и какие бы ты грехи не совершал, но накануне Великого Четверга, если ты русский человек, хоть заглянуть, хоть постоять в притворе храма, этого все-таки тебя не могут лишить. Я вошел. В храме абсолютно никого. Ни у ящика, ни у икон. Свет потушен, свечи не горели. Ни души. Но я увидел отца Александра, который положил епитрахиль на голову какой-то женщине. Единственной живой душе. Мы встретились с отцом Александром глазами. Я, ни о чем, не думая, подошел к нему. И началась моя исповедь. Отец Александр принимал в правом приделе, он видел, что я только что вошел с улицы, но ничего не сказал мне, не упрекнул. Я почувствовал, что он рад, что я пришел.  Мне до сих пор кажется это невероятным.
Было совсем поздно, часов 11 вечера. Священник, как я думаю сейчас, встал, как обычно, к первому метро, весь день провел в храме, и завтра опять его ждал такой же напряженный и ответственный день, и, вот, наконец, служба закончена, и можно идти отдохнуть, но вместо этого еще какой-то приблудившийся человек хочет отнимать у него время и силы. И любой другой на его месте погнал бы этого нерадивого, пропустившего и службу, и молитвы пред исповедью. Вообще, все пропустившего.  Но он, этот священник, не гонит, а с какой-то непередаваемой внутренней радостью выслушивает этого обормота. 
Конечно, я его не обрадовал своей исповедью, впрочем, что можно услышать хорошего на исповеди от грешника? Слушал он меня даже с интересом, вниманием. И я опять понял, что он видит мою душу, мой внутренний мир абсолютно отчетливо, и очень рад, что я каюсь.
Он разрешил мои грехи, разрешил назавтра причаститься, и посоветовал только одно.
- Почаще в церковь ходите.
Что может быть проще?
Я видел в своей жизни многих величайших подвижников. Например, отца Тавриона Батозского, у которого жил в пустыньке по многу месяцев. Общался с отцом Адрианом, от которого с визгом бежали во все стороны бесы, и с отцом Иоанном Крестьянкиным. И вот я думаю, что многие стремятся найти старца, прозорливого человека, ездят далеко, плывут на острова, спускаются в пещеры, поднимаются в горы. И вроде правильно, где же и найти святого, как не в отдаленных местах, вдали от суеты мирской. Но отец Александр Егоров, жил на виду у всех, в центре Москвы, не далеко от Кремля! и стал таким же великим старцем. Был найден многими, но остался в тайне. Вот эти слова, которыми начинается фильм: «Я поселяю в твоем сердце благодать» - говорит отец Александр прихожанке. Очень дерзновенные слова. И кто способен такое сказать, такое делать? Но это реальные слова. В моем сердце он точно поселил благодать.
Из всех подвижников прошлого века, я бы выделил этого священника, 48 лет на одном месте, в одном храме. Никаких особенных событий, в его жизни: ни гонений, ни тюрем.  48 лет прилежно трудился, достиг духовных высот и даров, и остался незамеченным. Мне кажется, это высшим деланием. Это какой-то духовный спецназ. Он жил среди нас, у всех на виду, незаметно. Каждый день спускался в метро, как один из нас. Машину он так и не приобрел. Вот так же и Христос незаметно живет среди нас. И в нас.
И чудеса, которые происходили вокруг него, это особенные чудеса. Как говорит в фильме один из его духовных чад: "Сначала крестился я, потом моя жена крестилась и стала ходить в этот храм, потом дети, потом родственники, а потом все вокруг, все наши друзья и знакомые так же". Вот это – действие закваски, описанное в Евангелии.
Поэтому прихожане так благодарны ему. Просветившему их, поселившему в их сердцах благодать. Ведь и фильм они заказали снять на собственные деньги.  Заказчиком фильма стал приход.  А кто бы еще снял?
Есть на свете удивительные люди, поражающие своими талантами, своим дерзостным гением. Но все-таки, талант оставаться незамеченным, делая великие дела, это свойственно только самому Богу. И Богоподобным людям. Таким, как отец Александр.
Не знаю почему, сегодня с утра мне пришло в голову написать это письмо. Фильм то я видел на прошлой неделе.  Написав это, я справился в Интернете, и увидел, что именно 19 сентября о. Александр был рукоположен. В 1951 году, 19 сентября — в день праздника Чуда архистратига Михаила в Хонех, 67 лет назад.
Ты спрашиваешь, можно ли показать письмо другим людям. Конечно, пусть читают, если интересно.
Но вот этот жест, он, конечно, неповторимый.  И невероятно, что такой тихий, незаметный человек, как о. Александр, мог сделать такой театральный жест. Значит смрад был невыносимый! Думаю, никогда в жизни ему так нос не приходилось оберегать.
Желаю тебе, Валера, и дальше снимать интересные и проникновенные фильмы.
С уважением.....


Рецензии
"Постоял, после Евангелия стали помазывать елеем."
Лев, вы самое главное скрываете от читателей. Есть ли какой-то толк от стояний, помазаний? Вам это помогло?

Владимир Иноземцев   06.04.2023 13:47     Заявить о нарушении
Я описываю русскую жизнь. Вы возможно читали Лескова, Толстого, Достоевского. Там вы постоянно встретите такое. "Наташа Ростова говела Великим постом. Ее глаза были красными от слез... " "Родион Раскольников открыл Евангелие и Соня стала читать о воскресении Лазаря"... Приобщайтесь к русской культуре! Вы же владеете русским языком. Толк будет.

Лев Алабин   06.04.2023 23:56   Заявить о нарушении
Лев, Наташа Ростова не училась в школе. а у вас какое образование. Кто вас научил про елей, и самое главное, от каких недугов вам он помог? Есть графики таблицы?
Или вы занялись бесполезным хобби? Вам не чем заняться?

Владимир Иноземцев   07.04.2023 13:44   Заявить о нарушении
Скорее всего это вы не учились в школе. И говорить с дикарями вроде вас, бесполезно.

Лев Алабин   07.04.2023 18:15   Заявить о нарушении
Просвещенному Алабину: Вы в каком нибудь научном журнале опубликовали, от каких недугов помогает елей?
Просветите читателей. тогда они перестанут обращаться к врачам, а станут лечиться у батюшек.
Представляете, какой будет экономический эффект? почему вы не хотите помочь ближним и дальним?

Владимир Иноземцев   07.04.2023 19:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.