Он хотел скоро вернуться

 
   ОН ХОТЕЛ СКОРО ВЕРНУТЬСЯ...
   Нам довелось жить в другое время. В селе были лишь старики, женщины, подростки и дети. В начале Великой Отечественной войны нам было лет по шесть, а к ее окончанию - около десяти.

   Без дела никто не сидел. Зимой нам привозили из Барнаула отходы меланжевого комбината - целые вороха спутанных, оборванных ниток белого, зеленого или черного цвета. В них встречались металлические крючки хитрого устройства. Видимо, их роняли или браковали и выбрасывали работницы комбината.

   Темными вечерами соседи собирались в чей-нибудь дом, часто и в наш. При свете коптилок мы терпеливо разбирали и сортировали нитки, а взрослые скручивали из них веревки для хозяйственных нужд. Девчата вязали варежки или шили из лоскутков кисеты для солдат. В них они вкладывали коротенькие записки с пожеланием победы и скорого возвращения. Часто в ответ получали солдатские треугольники. Письма эти читали все вместе.

   Летом были другие заботы. На восходе солнца мы, дети, прогоняли коров в стадо. Матери и старшие ребята уходили на колхозные работы. А на нашу долю оставалось стеречь огороды от потравы, поливать огурцы, полоть картошку. Обязанностей было много. А еще мы находили время удить рыбу.

   Фабричных крючков с бородкой у нас не было. Мы их загибали из иголок. Но, крючок без бородки - неполноценный. С него рыба часто срывалась.

   Иногда в село приезжал старьевщик. За тряпки, за кости и рога, за куриные яйца можно было выменять настоящий крючок. Только и тряпок-то тогда уже не было. Это была латанная-перелатанная наша одежда. А от трех-пяти кур, которых удавалось прокормить зимой, - какие яйца?

   В начале лета особое беспокойство начиналось у мальчишек Олейниковых. Они почти ежедневно забирались на чердак своего дома и уж в который раз внимательно осматривали все уголки и закоулки. Оказывается, у их отца перед войной был полный спичечный коробок фабричных рыболовных крючков. Уходя на войну, он их где-то спрятал. Рассчитывал скоро вернуться. Опасался, что малые дети просто растеряют это его богатство. Или, чего доброго, поранят себе пальчики.

   Дети подросли. Война все продолжалась. На отца пришла похоронка. А крючков нигде не было. Несколько раз и мы, соседние мальчишки, обследовали чердак.

   Рыболовные крючки с бородкой были для нас недосягаемой мечтой. Если бы нам предложили на выбор кусочек золота и настоящий рыболовный крючок - мы бы, не задумываясь, взяли последний. На рыбалку ходили не для забавы: мы добывали пищу для голодной семьи. Крохотные пескарики, окуньки и ершики, сваренные или зажаренные, поддерживали нам жизнь.

   Теперь я начинаю понимать, откуда у меня такая страсть к приобретению рыболовных снастей. Даже когда призвали на службу в армию, я захватил с собой крючки и лески из конского волоса. Суровый старшина Сорока расчувствовался, познакомившись с моим богатством. Он даже отпускал меня на рыбалку.

   Никогда не забуду, как мы, ватага мальчишек, искали припрятанные крючки. Но этого не узнал солдат. Он сам в душе был еще, видимо, мальчишкой. Он уходил на войну ненадолго. Он хотел скоро вернуться. А ушел навсегда.
    .


Рецензии
Понравилось. Мы с двенадцатилетней дочерью в Алупке ловили рыбу по ночам на пристани. Она была такая выдумщица - все знала, и где рыбку поймать, и где мидий собрать, и креветок в рубашку наловить, и где в горах алыча даровая растет. Хорошо ловилось ночью. Просто на леску привязывали крючок, насаживали на него раздавленную улитку и забрасывали в воду. Чего только не ловилось! И мы готовили эту рыбешку и ели свежую ушицу. Чудесное было время! И сын у меня заядлый рыбак. Везде у меня по шкафам "детские запасы" - леска и крючки. Я их храню и все наивно думаю: как-нибудь надо взять с собой на море... Где оно, море, где оно, все лучшее? Я не знаю.

Татьяна Щербакова   18.02.2021 22:13     Заявить о нарушении
Привет, Татьяна! Жизнь наша проходит по тем же законам, по которым развиваются художественные произведения: завязка, кульминационный момент развития и развязка. И все это укладывается в годы от рождения до исчезновения. Вот то, что ты сейчас вспомнила, и было, видимо, кульминационным моментом счастливой жизни. Со сдвигами в ту или другую сторону по времени. Для меня кульминационным моментом было время, когда я собственными руками посадил и вырастил сад и виноград, построил домик на два этажа. Сын в это время окончил институт в Москве и становился предпринимателем, а дочь после института вышла замуж и родила мне первого внука. Я как всегда был опорой и основой для семьи, и жена около меня была счастлива. А с выходом на пенсию как я ни цеплялся за активную жизнь, это все было как утопающего за соломинку. И теперь все позади, я сижу перед компьютером, ни на что не влияю, разве только на настроение семейство сына, когда заболеваю. Это уже развязка, которая сколь ни длилась бы, а назад дороги нет! Так что не горюй и не грусти, надо находить возможность жить полноценной жизнью и в сложившихся условиях и радоваться, что она такая, а не хуже! Будь мужественной и мудрой, девочка! У тебя запас несгибаемости еще не растрачен, его еще надолго хватит! Спокойствия тебе и равновесия! Василий.

Василий Храмцов   19.02.2021 11:09   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Василий. Вы абсолютно точно подметили - этот момент в Алупке и был кульминацией счастья в моей жизни. И как всегда говорила дочь, и ее тоже. Она потому и в Крым переехала, что хотела все это вернуть. Наивный ребенок. Если бы все зависело от наших желаний и даже от наших неимоверных усилий! Она хотела вернуть счастье, а совершила чудовищную, смертельную ошибку и почти убила нас всех. Вот все-таки невероятно: место счастья оказалось страшным концом дороги жизни. Почему так? В такой момент люди сходят с ума, и я, как одна из таких, задаю себе вопрос: может, нам не надо было рыбу ловить, убивать без нужды, то есть? Из прихоти убивали-то. Вопросы, вопросы, никуда от них не деться!

Татьяна Щербакова   19.02.2021 13:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.