Впечатления

В наш век технократии и глобализма, посещение любого музея, пусть и виртуально, становится чудом. Государственный Исторический музей -- это проект века. Строил его архитектор с английской фамилией, но в исконно русском стиле, иначе не могло. Император Александр 3 был истинно русским, эдаким патриархальным богатырём, добрым и могучим. А музей был заказан. Заказан не столько императором, сколько потребностью народной. Народ в данном случае включает и интеллигенцию в том числе, т. е. народ в широком смысле – русских людей. Созерцая  здание музея -- осознаёшь его великую историческую значимость. Прогуливаясь по множественным  залам –  величественным и необъятным – понимаешь миссию истории. Как математика считается основой для наук естественных, так история – базисная карта для гуманитариев, основа, откуда вырастают цветы филологии, культурологи, искусства, религии. Возможно, в жизни это не совсем так, но в Историческом музее воспринимаешь только такую концепцию. Путешествуя по музею, ты находишься в нём и вне его, постоянно удаляясь к местам «духа» и «силы», будь то курган или древнее городище, монастырь с искусными книжными изданиями или сам центр Москвы, так ярко запечатленный и глубоко исследованный «московским Микеланджело», штатным художником музея, Аполлинарием Васнецовым, брата того самого Васнецова, что открыл для нас Алёнушку. Виктор Васнецов оставил тоже след в Историческом музее в изображениях первобытных людей… Невозможно быть только художником или только филологом, трудясь в  Музее. Невольно начинаешь мыслить историческими категориями, вплетать эту науку во все аспекты жизни. А мысль сродни молитве. Без молитвы не мог существовать русский на-род. Храм Василия Блаженного, филиал Исторического музея – истинно русский храм,строился он в честь взятия Казани. Строился царём-извергом – Иваном Грозным, который хотел даже глаза выколоть строителям, чтоб не увидели они красоты божественной храма сего. В этом тоже суть русского народа – объединение сил светлых и принятие жестокости как неизбежности этого мира. История не делится на свет и тьму, она существует, она плавно оттачивает время. Время мирное, время и войн, без которых не существовала Россия. Культ воина, военачальника здесь был и будет всегда. Во времена Петра Россия шагала своим развитием семимильными шагами к западу, добилась высот во многих отраслях, хоть некоторые и жалеют о бородах и длиннополых кафтанах, но это время уже не вернуть. Не сумела бы победить Русская страна Наполеона, будучи в кафтане до пят. Все  исторические события -- на картинах, коврах, золотой и фарфоровой посуде, в дереве и металле – экспонатах Исторического музея. Родословные – в старинных книгах с замысловатым шрифтом. Там, среди множества бумаг, мы найдём родословную Романовых, русских царей, берущих своё начало от бояр Захарьиных и Кошкиных. Александр 3 Романов принимал музей, Николай 2 пострадал за Россию. Один из филиалов музея -- Палата Романовых – посвящён знаменитой  Династии, без которой концепт Святой  Руси не был завершённым.
Исторический музей – это не собрание рукописей… Это предметы быта всех эпох, искусства, «ожившей в сознании» культуры – артефакты, сохранённые во времени, и в то же время потёртые временем. Посещение Московского Исторического музея оставляет впечатление на всю жизнь -- его грандиозность и изысканность внешняя, а также дух пересечённых  во времени племён звонкими монетами уходит в Далёкую Бесконечность…


Рецензии