Организация детского творчества
("Детская энциклопедия" академии педагогических наук РСФСР (тысяча девятьсот шестьдесят первый год), триста двадцать седьмая страница десятого тома, автор текста - Н. Л. Лейзеров)
Богатства человеческого знания хранятся в десятках миллионов книг. "Книга, - говорит народная пословица, - стол мысли, за который приглашается каждый". Но как в этом безбрежном океане книг разыскать нужную?
Если на беглый просмотр каждой книги и рукописи в тринадцатимиллионном фонде Государственной библиотеки СССР имени Владимира Ильича Ленина отвести лишь один час, то человеку, работающему по восемь часов в день, понадобилось бы около пяти тысяч лет.
Как же не заблудиться в бесконечном множестве книг и научиться находить нужную?
Жизненная необходимость породила новую отрасль знаний - библиографию, которая стала своеобразным компасом в руках человека, странствующего среди книжных сокровищ.
Слово "библиография" произошло от двух греческих слов, означающих "книга" и "пишу". Сначала библиографами в Древней Греции называли переписчиков книг. В те далёкие времена не существовало ни книгопечатания, ни бумаги. Книги писали на волокнах тростника, скреплённых клеем, - папирусе или на длинных листах хорошо очищенной и отбелённой кожи животных - пергаменте. Переписанные книги сворачивали в виде свитков. Уже в третьем веке до нашей эры одна только библиотека в городе Александрии насчитывала до семи тысяч таких томов-свитков. Разыскать нужную книгу с каждым днём становилось всё труднее.
Чтобы облегчить доступ к книге, учёный и поэт Калимах занялся описанием богатств Александрийской библиотеки. Он составил каталог, то есть систематический перечень книг, а слово "библиография" наряду со старым значением "писание книг" получило новое значение - "книгопечатание", со временем вытеснившее первое.
В настоящее время библиография сделалась одним из условий научной работы. Действительно, разве можно заниматься научными исследованиями, не зная того, что уже достигнуто в той или иной области? Известно, например, что Владимир Ильич Ленин, работая над книгой "Империализм как высшая стадия капитализма", использовал более шестисот книг, не считая журнальных и газетных статей.
Советское правительство с первых лет своего существования придаёт огромное значение библиографии. Постановление "О передаче библиографического дела в РСФСР Государственному издательству" от тридцатого июня тысяча девятьсот двадцатого года, подписанное Владимиром Ильичом Лениным, положило начало деятельности крупнейших библиографических учреждений страны - книжных палат. Всесоюзная книжная палата, палаты союзных и автономных республик регистрируют все произведения печати, выходящие в СССР. Палаты выпускают еженедельные книжные летописи журнальных и газетных статей. По этим изданиям можно следить за всеми книжными новинками.
Различные тематические указатели научной и художественной литературы в помощь молодёжи, занимающейся самообразованием, выпускают крупнейшие библиотеки нашей страны, Дом детской книги Детгиза.
Вот перед нами одна из таких книг. Раскроем переплёт и сделаем библиографическое описание книги по первой выходной странице - её называют титульной. Каждый должен уметь составлять такое описание; по нему мы разыскиваем нужную книгу, заказываем её в библиотеке.
Книга, описание которой мы производим, составлена библиографом В. И. Недзвецкой. На титульном листе жирным шрифтом набрано заглавие: "Что читать детям". Напечатанный мелким шрифтом подзаголовок - "Рекомендательный указатель литературы для учащихся пятого-седьмого классов" - объясняет назначение книги. В самом низу титульного листа помещены выходные данные, указывающие, где, каким издательством и когда выпущена книга: Москва, Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1958. Выходные данные книги принято записывать сокращённо, и если мы будем разыскивать эту книгу в библиотеке, то на требовательном листке напишем так: М., Детгиз, 1958. Вот ещё один пример: Гайдар, Аркадий Петрович. Школа. Повесть (Для старшего возраста. Илл. В. Щеглова). М., Детгиз, 1957.
В верхней части титульного листа, как обычно, указано имя автора. В библиотечных карточках каталога, содержащих полное библиографическое описание, есть и количественные данные книги: число страниц и иллюстраций.
Рекомендательный указатель книг, выпущенный в тысяча девятьсот пятьдесят пятом году Государственной библиотекой имени Владимира Ильича Ленина, - "Классики русской художественной литературы восемнадцатого-девятнадцатого веков" (составитель Б. А. Пескина) включает произведения, которые следует читать в первую очередь тем, кто желает расширить и систематизировать свои знания по литературе. В небольших пояснительных статьях автор раскрывает значение творчества каждого писателя-классика, рекомендует издания его произведений и заключает очерк разделом: "Что читать о жизни и творчестве писателя".
Для более углублённого чтения и изучения литературы полезно познакомиться с библиографическими пособиями, выходящими в издательстве "Советская Россия" серией "Библиотека самообразования" (круг чтения).
Библиографические указатели по разным отраслям знаний помогают разыскать интересную художественную книгу на определённую тему. Особенно ценна для молодого читателя среди этих изданий серия "В помощь читателю" (планы чтения). Опубликованный Государственной библиотекой имени Владимира Ильича Ленина выпуск номер двенадцать за тысяча девятьсот пятьдесят четвёртый год посвящён советской художественной литературе. Он состоит из отдельных карточек. В первой колонке карточки указаны произведения писателей и критическая литература, вторая колонка оставлена для отметок о прочитанном.
Библиографические указатели помещаются в конце энциклопедических статей, специальных книг и брошюр и даже в журналах - научных, литературно-художественных и общественно-политических. Существует несколько специальных библиографических журналов: "Что читать?", "Советская книга", "Библиотекарь".
В большинстве случаев за нужной книгой мы идём в библиотеку. Путь ко всем книгам, находящимся в библиотечном хранилище, указывает каталог. Это слово по-гречески обозначает "список", "указатель". Каталоги возникли в первых же библиотеках мира. Сначала это были рукописные тетради, куда записывались книги, поступавшие в библиотеку. Такие каталоги были крайне неудобны, ведь для того чтобы отыскать нужную книгу или получить справку, приходилось страницу за страницей просматривать огромное количество каталогов. В девятнадцатом веке каталоги стали печатать на библиотечных карточках. Карточки, содержащие библиографическое описание книги, заложенные в специальные ящики, составляют каталог современной библиотеки.
Самый простой - это алфавитный каталог, где книги перечислены в алфавитном порядке по фамилиям автором.
В систематическом каталоге, который есть в каждой библиотеке, книги расположены по отраслям знаний в определённой связи и последовательности. Например, читательский систематический каталог в Государственной библиотеке имени Владимира Ильича Ленина имеет двадцать шесть разделов, обозначенных прописными буквами русского алфавита: "А" - математика, "Б" - механика и физика, "В" - химия и так далее.
В библиотеках можно встретить и так называемый предметный каталог, напоминающий энциклопедический словарь: книги располагаются здесь в алфавитном порядке по содержанию: авиация, агрономия и так далее.
Разыскав книгу по каталогу, мы записываем на требовательный листок её библиографические данные, шифр, листочек вручаем библиотекарю. Книга скоро будет у нас в руках.
Количество книг и изданий на земном шаре превышает пятьдесят миллионов названий. Выбрать нужные и лучшие помогают читателям самых разных возрастов и специальностей "лоцманы книжных морей" - библиографы, составляющие описание книг, библиотекари, хранящие и выдающие книги, рецензенты и критики, дающие отзывы на изданные книги и журналы.
Для того чтобы быть по-настоящему культурным человеком, надо учиться, надо много читать, уметь самому разыскивать любую книгу, а поэтому необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с библиографией и с библиотечным делом.
В качестве общего руководства по библиографии можно использовать учебник "Общая библиография" под редакцией А. Д. Эйхенгольц (издательство "Советская Россия", тысяча девятьсот пятьдесят седьмой год).
О выборе книг и об использовании библиографии можно прочесть в книге А. П. Примаковского "Культура чтения и методы работы с книгой" (М., Учпедгиз, 1951), в сборнике И. Ковынева "О работе с книгой" (М., Молодая гвардия, 1953). В очень интересной книге П. Н. Беркова "Введение в технику литературоведческого исследования. Источниковедение, библиография, разыскания" (Л., Учпедгиз, 1955) читатель почерпнёт ряд полезных сведений и советов и найдёт список многих библиографических и литературоведческих работ, описание крупнейших книгохранилищ и литературных музеев нашей страны.
Как читать литературное произведение
("Детская энциклопедия" академии педагогических наук РСФСР (тысяча девятьсот шестьдесят первый год), триста двадцать восьмая страница десятого тома, автор текста - Н. Л. Лейзеров)
"Чтение книг... сделалось моим главным занятием и единственным наслаждением", - отмечал в одном из писем шестнадцатилетний юноша Николай Александрович Добролюбов, будущий великий русский революционный демократ, критик и мыслитель. Ещё мальчиком Николай Александрович завёл специальные тетради, "реестры", куда вносил названия прочитанных книг, их оценки, отдельные критические замечания. Выбор книг для чтения молодого Добролюбова поражает широтой и целенаправленностью. Желая познать жизнь, разобраться в своих мыслях и чувствах, юноша всегда обращался к художественной литературе.
Об огромной познавательной ценности художественной литературы, о её роли в развитии общей культуры человека говорил, выступая перед молодёжью, Михаил Иванович Калинин: "Повышение культуры - это в первую очередь знание художественной литературы. Она больше всего обогащает человека, даёт возможность... расти человеку, больше понимать людей".
Для лучшего понимания литературного произведения всегда надо учитывать его родовые и жанровые признаки. Существуют три основных рода литературы: лирика, эпос и драма. К произведениям первого рода относятся преимущественно разные виды стихотворений; главные виды драматических произведений - трагедия, драма, комедия, а эпических - роман, повесть, рассказ, очерк.
В лирическом произведении передаются чувства, настроения, мысли, и жизнь предстаёт перед читателем исключительно через переживания писателя или изображённого им героя. В каждом стихотворении прежде всего и надо искать эти выражения внутренней жизни людей, переданные поэтом.
Основные жанры лирики: пейзажная лирика, в которой выражено отношение поэтов к природе, например, "Утёс" Михаила Юрьевича Лермонтова, "К морю" А. С. Пушкина, "Несжатая полоса" Н. А. Некрасова и другие; к общественно-политической лирике относятся такие стихотворения, как "Завещание" Т. Г. Шевченко, "Поэт и гражданин" Н. А. Некрасова, "Стихи о советском паспорте" В. В. Маяковского и другие, в которых находит своё воплощение понимание поэтами современной им общественной жизни; в любовной лирике передаются чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека, например, "Я помню чудное мгновенье" А. С. Пушкина, "И кто его знает" М. В. Исаковского и другие; философская лирика передаёт размышления о смысле человеческой жизни: "Брожу ли я вдоль улиц шумных" А. С. Пушкина, "Дума" Михаила Юрьевича Лермонтова, "Товарищу Нетте" В. В. Маяковского и другие.
Стихотворения рекомендуется читать вслух. "Подобно тому как красота цветов раскрывается лишь в зелени листвы, так и стихи обретают свою силу только в мастерском чтении" (Рабиндранат Тагор).
К драматическому роду литературы относятся произведения, предназначенные, как правило, для исполнения на сцене. Авторский замысел в них раскрывается через слова и поступки действующих лиц.
В драматических произведениях действуют и противодействуют определённые лица (персонажи). В зависимости от характера конфликта между ними драматические произведения подразделяются на три вида. В конфликте трагедии заложены условия неминуемой гибели одной из борющихся сторон ("Гамлет" Вильяма Шекспира, "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского и другие); конфликты в драме вызывают тяжёлые переживания сталкивающихся сил ("Гроза" А. Н. Островского, "Любовь Яровая" К. Тренева и другие); в комедии конфликты способствуют высмеиванию отсталого, отживающего, ненужного в жизни ("Тартюф, или Обманщик" Мольера, "Свои люди, сочтёмся" А. Н. Островского и другие).
Главное при чтении драматических произведений - правильно понять смысл конфликта, на котором построено произведение, а для этого необходимо иметь хотя бы общее представление об особенностях композиции пьес.
Вспомним, к примеру, известную драму К. Тренева "Любовь Яровая".
В первом действии показана сложная обстановка гражданской войны, в которой должны развернуться события, составившие основу произведения. Эта вступительная часть драмы называется экспозицией. Многие пьесы начинаются с экспозиции ("Гроза" А. Н. Островского, "Гибель эскадры" А. Е. Корнейчука и другие). Она как бы подготавливает читателя к восприятию основного конфликта и всех дальнейших событий.
В первой картине второго действия драмы после вступления в город белых Любовь Яровая встречает в их рядах мужа и убеждается в его измене. Эта сцена - завязка драмы (эпизод, с которого начинается развитие сюжета).
Во второй картине второго действия матрос Швандя, склонив на свою сторону одного из конвойных, бывшего батрака, обезвреживает другого конвойного, сельского мироеда, и скрывается. Это важное событие в развитии сюжета говорит о слабости белогвардейщины. Сюжетные перипетии - изменения в положении ведущих действующих лиц пьесы - служат как бы узлами в ходе развёртывающихся событий.
Восстание против белых, освобождение арестованных - кульминация драмы (от латинского слова, означающего "вершина"), момент наивысшего напряжения во взаимоотношениях действующих лиц.
Яровая разоблачает переодетого мужа-белогвардейца. Кульминация переходит в развязку. Любовь Яровая нашла в себе силы вырвать из своего сердца изменника и предателя. Она - настоящая героиня.
Романы, повести, рассказы в теории литературы принято называть эпическими произведениями (от греческого слова, означающего "рассказ"). В эпосе жизнь отражается в повествовании о человеке и событиях, в которых он участвовал, о его поведении и переживании в различных обстоятельствах, о его отношении к различным явлениям жизни и другим людям.
В рассказах чаще всего повествуется об одном каком-нибудь случае, одном событии из жизни людей. На этих единичных примерах авторы стремятся показать столкновения характеров, взглядов, страстей. Каждый рассказ - новое знакомство, как бы неожиданная встреча с разными типами людей, полезное путешествие по жизни, материал для раздумий и выводов. Для понимания того, что хотел сказать своим рассказом автор, особенно важна его концовка (развязка).
Наиболее сложный вид повествовательных произведений - роман. Здесь, в отличие от рассказа и повести, обычно много действующих лиц, чьи судьбы и интересы сталкиваются и переплетаются. Человеческая жизнь предстаёт перед читателем романа во всей своей сложности и противоречивости. Таковы, например, романы И. С. Тургенева, Льва Николаевича Толстого, Чарльза Диккенса, Виктора Гюго, К. А. Федина и многих других писателей. Романы подразделяются по своей тематике на социальные, исторические, семейно-бытовые, философские, научно-фантастические, приключенческие и другие, однако не всегда легко укладывать романы в рамки перечисленных видов.
От эпизода к эпизоду, от действия к действию предстаёт перед читателем жизнь героев книг. Она проходит перед нами в виде подвижных, связанных между собой картин, нарисованных при помощи слова. Желая составить полное впечатление от прочитанного, мы должны внимательно всмотреться во все детали картин, оценить и понять их с точки зрения целого произведения. Только тогда нам будет ясна, например, неразрывная связь весеннего донского пейзажа с судьбой Андрея Соколова, героя рассказа Михаила Шолохова "Судьба человека", только тогда будет понятно каждое слово, каждый поступок героя.
Лишь в результате внимательного чтения перед нами начинает постепенно вырисовываться и раскрываться идейно-тематическая основа произведения, то есть круг явлений жизни, отобранный и оценённый автором с позиций определённого мировоззрения.
Нет ничего хуже лёгкого, бездумного прочитывания, когда читатель следит лишь за общим развитием событий в книге. Такой читатель, как правило, не обращает внимания на подробности, на пейзаж, на внутренние монологи героев, на авторские отступления.
В литературном произведении взаимосвязано всё: слова, картины, характеры, события и стоящие за ними мысли автора. А раз так, то, анализируя произведения, мы должны понимать всё, что хотел сказать автор, живо представлять и уяснять смысл воспроизведённых художником картин жизни.
Каждому из вас предстоит прочитать в своей жизни тысячи книг. Трудно сохранить впечатления от каждой из них. Поэтому рекомендуется, прочитав книгу, продумать её, сравнить поведение героев со своим собственным, записать свои впечатления в специальный литературный дневник. В него можно записывать также отдельные запомнившиеся вам отрывки книги, особенно понравившиеся стихотворения и тому подобное. Именно так читали книги величайшие гении человечества Маркс, Энгельс, Ленин. В письме к своему отцу девятнадцатилетний Карл Маркс писал: "Я усвоил себе привычку делать извлечения из всех прочитанных мною книг... снабжать их своими замечаниями".
Но знать, как приступить к чтению художественного произведения и как читать его, - недостаточно. Надо уметь выбрать книгу. "Читать вообще мало проку, - говорил, по свидетельству близко знавших его людей, Владимир Ильич Ленин, - надо заниматься систематически".
Но умение читать - умение разбираться в прочитанном даётся не сразу, оно приходит с годами в процессе регулярного и систематического чтения, ставшего необходимейшей потребностью человека, приходит в результате изучения литературы и обогащения жизненного опыта.
В очерке "Как я учился" Максим Горький пишет, что читать сознательно художественную литературу он начал с четырнадцати лет. Под сознательным чтением Горький понимал умение разбираться в развитии изображаемых автором событий, в характере действующих лиц, красоте описаний, а главное - в умении понять цели писателя и критически сравнивать то, что говорит книга, с тем, что внушает жизнь.
Для того чтобы чтение было осмысленным и сознательным, необходима так называемая культура чтения, требующая соблюдения некоторых правил.
Прежде всего это тщательный выбор круга чтения. Очень хорошо заранее наметить список книг для чтения на избранную тему, посоветовавшись с преподавателем литературы или библиотекарем. Само собой разумеется, что выбор книг зависит от темы, которой интересуется читатель.
Когда список книг по теме готов, надо позаботиться о справочной и дополнительной литературе.
Наше чтение лишь тогда станет по-настоящему сознательным, когда мы будем иметь достаточное представление о жизни, отражённой в художественном произведении, получим хотя бы элементарные сведения об авторе. Для этих целей в книгах помещается предисловие или послесловие, словари непонятных слов и комментарии. Однако пытливого читателя подчас не удовлетворяет справочный аппарат книги, не говоря уже о том, что его может вовсе не оказаться в издании, которым нам приходится пользоваться. Правильнее всего поэтому наряду со списком художественных произведений иметь список дополнительной научно-популярной и критической литературы.
Прочитав книгу, надо разобраться в том, что хотел сказать автор своим произведением, какие художественные средства он использовал, воплощая свой замысел.
Закрыв книгу, мы должны всегда иметь своё представление о своём отношении к прочитанному. Таким образом, культура чтения вплотную подводит к умению самостоятельно разбирать литературное произведение, к этому же подводит старшеклассника и школьное изучение литературы. Читая самостоятельно, необходимо использовать полученные на уроках знания.
Уже изучая литературу в школе, мы начинаем понимать, что нет и не может быть готовой схемы анализа литературного произведения. Характер анализа, как правило, подсказывается особенностями разбираемого произведения, его родовыми и жанровыми признаками.
Чтение литературных произведений - стихотворений, пьес, повестей, романов и других - совершенствует наше чувство восприятия прекрасного в действительности и произведениях искусства, обогащает знанием человеческой психологии, воспитывает наши характеры.
Усилия, потраченные на чтение и усвоение художественно ценных произведений, приносят громадную пользу всестороннему духовному развитию человека.
Как учиться рисовать
("Детская энциклопедия" академии педагогических наук РСФСР (тысяча девятьсот шестьдесят первый год), четыреста пятьдесят вторая страница десятого тома, автор текста - С. Д. Левин)
Умение рисовать удивляет, порой восхищает непосвящённых, как будто рисование - что-то вроде ловкого фокуса. Думают, что способность к рисованию - врождённый дар, удел немногих.
Действительно, есть маленькие дети, рисунки которых поражают своей меткостью и выразительностью, точным изображением людей, животных, их движений, характера, красивым сочетанием красок. О таких детях говорят: "Талант!". Но и яркие задатки могут угаснуть без упорной учёбы, и самые скромные способности, которыми обладает почти каждый, можно развить. Талант - это задатки, развитые упорным трудом, это награда за труд. Рисовать нужно каждому. Рисование развивает наблюдательность, точность движений руки и зоркость глаза, учит находить и выделять главное, различать тончайшие оттенки цвета, развивает зрительную память.
Кому же эти качества не нужны?
Владение рисунком и живописью доставляет человеку много радости, открывает огромный мир красоты, делает жизнь ярче и прекраснее.
Как же научиться рисовать?
Проще всего поступить в кружок рисования при школе, доме пионеров, клубе или в художественную школу. Но при желании и настойчивости многого можно добиться и самостоятельными занятиями.
Только запомните - никакого срисовывания с рисунков, картин, открыток, фотографий! Рисование - это почти всегда изображение объёмных предметов, имеющих высоту, ширину и глубину, на плоскости бумаги. А перерисовывая с готовых изображений, переносят рисунок с плоскости на плоскость. Это так же не научит рисовать, как не научит математике списывание решённых задач.
Прежде всего нужно научиться видеть реальные предметы так, словно вы рассматриваете готовый рисунок. Нужно уметь замечать, как изменяется вид наблюдаемого предмета при перемене места, с которого смотрят на предмет. Учитесь сравнивать вид ближних и удалённых предметов, видеть, как изменяется их окраска под влиянием освещения и на расстоянии. Тренируйте руку, чтобы и карандаш, и кисть были послушны вам. Для этого рисовать нужно как можно чаще и регулярно, лучше всего каждый день, хотя бы и понемногу.
Для рисования приготовьте небольшую фанерную доску, на которой укрепите рисовальную или чертёжную бумагу, простой графитный не слишком мягкий карандаш, резинку.
Доску с рисунком держите наклонно, на расстоянии вытянутой руки. Карандаш не сжимайте в пальцах. Рисовать надо без нажима, длинным штрихом. Вся рука от плеча приподнята, опорой может служить мизинец или тыльная сторона пальцев.
Что рисовать? Можно рисовать всё, что вы видите вокруг себя. При этом нужен известный порядок. Для начала полезно рисовать округлые предметы - посуду, круглое полено, коробки, барабан. Ставьте их немного ниже уровня ваших глаз. Затем следует рисовать предметы прямоугольной формы - окно, дверь, ящики, мебель. Особое внимание в этих рисунках нужно обратить на те поверхности и линии, которые уходят в глубь пространства. Здесь легче всего наделать ошибок. После прорисовки отдельных предметов в разных положениях приступайте к рисованию групп из двух или нескольких предметов. Теперь уже нужно не только правильно нарисовать каждый предмет - необходимо точно передать соотношение их размеров и пространство между ними, показать, какой предмет стоит ближе, какой дальше и насколько.
Очень интересно и полезно рисовать пейзажи. И в городе - на улицах и площадях, в парках и на набережных, и в селе - в лесу, на реке, в поле вы найдёте много увлекательного. Здесь, как и в рисовании построек, комнат, крупных предметов, вам удастся легко наблюдать явления перспективы. Вы заметите, что дорога, уходящая вдаль, как будто становится уже, а на горизонте сходится в точку. Так же и высота домов, забора, столбов, стоящих вдоль дороги, уменьшается вдали. Нетрудно заметить, что горизонтальные линии карнизов, этажей, оснований домов кажутся нам наклонными, и те из них, которые лежат выше горизонта, склоняются вниз, а лежащие ниже поднимаются к горизонту. Заметьте, что горизонт вы всегда видите на уровне своих глаз. И рисовать его нужно, соблюдая это соотношение высоты уровня ваших глаз с высотой предметов. Обратите внимание и на то, что расстояние между столбами, уходящими вдаль, и между окнами в домах и ширина самих окон уменьшается, если вы смотрите вдоль улицы.
Не следует, особенно вначале, рисовать предметы, украшенные сложными рисунками или рельефными узорами, а также статуэтки. Надо выбирать предметы, имеющие выразительную, характерную форму.
Очень важно хорошо поставить предметы для рисования, а также выбрать место, откуда они лучше видны. А затем надо решить, какого размера взять бумагу для рисунка. Но и это не всё - нужно хорошо разместить рисунок на бумаге, найти его величину в сравнении с полями вокруг него.
Начинайте рисовать с общего: определите отношение высоты предмета к его ширине, затем выделите самые крупные части, сравните их между собой. Постепенно переходите к более мелким деталям. Предметы чёткой формы (например, посуду, ящики) рисуйте насквозь, как будто они стеклянные. Перед окончанием рисунка невидимые линии сотрите.
Кроме законченных рисунков необходимо делать как можно больше быстрых набросков. Особенно это важно в рисовании движущихся людей, животных. Иной раз придётся рисовать их не с натуры, а по памяти - в этом тоже нужно упражняться.
Всегда старайтесь сделать рисунок не только точнее, но и красивей, выразительней. Ищите в каждом предмете его характерные черты.
С натуры и по памяти следует работать и красками.
Акварельные краски разводят водой с помощью мягкой кисточки в тарелке или в специальных металлических коробках. Чем больше воды, тем светлее тон, чем больше краски, тем тон будет сильнее. В вашем наборе не больше двадцати - двадцати четырёх красок. Но, смешивая их между собой, вы получите любой желаемый оттенок.
Сначала работа красками может показаться трудной, но бояться её не следует - постепенно придёт навык, и вы постигнете хитрости акварельной техники.
Для начала полезно написать осенние листья, плоды, цветы, а затем переходите к натюрморту из нескольких предметов. Посуда, школьные принадлежности, книги, комнатные растения, овощи, фрукты и многое другое будет служить вам моделями. Фон должен быть неярким, чтобы предметы хорошо выделялись на нём.
Подбирайте предметы по форме, величине и окраске так, чтобы натюрморт был красивее, пробуйте переставлять их до тех пор, пока не найдёте лучшее и наиболее естественное расположение в группе. Иной раз можно найти удачную группу предметов в окружающей вас обстановке - на столе, на окне, в углу комнаты.
Кроме натюрмортов, пишите и комнату, городской и сельский пейзаж, людей.
Работа с натуры и по памяти, особенно набросок, поможет вам в работе над композицией - сочинением рисунков по собственному замыслу. В школе, дома, на улице, в будни и в праздничные дни, в театре или цирке вы всегда увидите много интересного. Впечатления эти вызовут желание нарисовать то, что особенно затронуло вас. Не обязательно изображать всё, как было - действие можно перенести в другую обстановку, добавить что-то или убрать ненужное.
Очень интересно рисовать на темы прочитанного в книгах, рассказать рисунком о том, что было в прошлом - о революции, о подвигах героев гражданской войны или о ещё более давних событиях. Композиционные работы можно исполнять и акварелью, и масляными красками. Для композиций ярких, декоративных, например на темы сказок, хороша гуашь (клеевые краски, продаются в виде густой пасты в банках, разводятся на воде). Но и тушь, и карандаш - очень хорошие материалы для композиционной работы.
Кроме сюжетных композиций, следует заниматься и декоративной композицией - составлять узоры для росписи посуды, коробок, шкатулок или сочинять костюмы для карнавала, делать декорации к спектаклю, украшения для помещений к празднику, для пионерского лагеря. Да и стенная газета - это ведь тоже область декоративной графики.
Знакомство с произведениями художников, особенно с подлинными работами в музеях или в мастерской художника, поможет вам в учении.
Как создать в школе кукольный театр
("Детская энциклопедия" академии педагогических наук РСФСР (тысяча девятьсот шестьдесят первый год), шестьсот сорок девятая страница десятого тома, автор текста - А. Я. Федотов)
Среди многих видов самодеятельности в нашей школе за последнее время всё большее развитие получает кукольный театр.
Много интересных спектаклей можно показать при помощи кукол. Например, русские народные сказки "Царевна-лягушка", "Аленький цветочек" или "Иван-царевич и серый волк". И вот над ширмой, за которой прячутся артисты, происходят чудесные события. Лягушка, зелёная и страшная, с выпученными глазами, вдруг превращается в прекрасную Марью-царевну. По дремучему лесу мчится на своём коне Иван-царевич. Конь совсем как живой, он скачет, высоко подбрасывая ноги. Из чащи выбегает серый волк, у него ярко светятся свирепые зелёные глаза.
Всё это могут сделать сами участники самодеятельного кружка кукольного театра.
Интересно поставить спектакль и из школьной жизни. С помощью кукол можно критиковать все недостатки и в учёбе, и в быту. А если в кружке есть хорошие художники, то они сделают портретных кукол, изображающих особо злостных озорников.
Школьные кружки могут подготовить специальную программу для самых маленьких детей и показывать её в детских садах.
Интересно смотреть спектакль, интересно и показывать его, но ещё интереснее его готовить.
В одной из школ был поставлен спектакль "Иван-царевич и серый волк". Всё, что увидели зрители, было сделано руками самих школьников. Чтобы создать дремучий лес, одни кружковцы строгали палки для стволов, другие красили бумагу, наклеивали её на марлю и вырезали листики. Потом ещё надо было покрасить верёвки, нарезать их и приготовить хвою для ёлок. А горящие глаза у волка сделали свои электрики. Они вставили вместо глаз две лампочки от карманного фонаря, покрыли их зелёным лаком и соединили проводкой с батарейкой.
Многому можно научиться, работая в кружке кукольного театра. Ребята, которые любят строгать и пилить, сделают ширму и все приспособления для крепления декораций.
Для изготовления кукол нужны и художники, и скульпторы, и портные. Найдётся работа и электрикам, и слесарям, и радистам.
Творцами красочного, интересного спектакля будут не только те, кто играет куклами-героями в постановке, но и те, кто создавал этих кукол, рисовал и клеил декорации, строил ширму.
А как научиться всё это делать?
Во-первых, можно обратиться за помощью и советом в ближайший профессиональный театр кукол. Кукольники обычно народ весёлый и отзывчивый, никогда не откажутся помочь школьникам своими советами. А в нашей стране таких театров свыше ста. Почти в каждом более или менее крупном городе есть свой профессиональный театр кукол. Можно завязать переписку с каким-либо самодеятельным кружком, уже работающим много лет и имеющим достаточный опыт в своей работе. Школьники всегда помогут своим товарищам из другого города. Так, например, в сорок восьмой железнодорожной школе города Ельца есть кружок кукольного театра. Этот кружок связан со многими начинающими кружками театра кукол и помогает им своими советами.
Во-вторых, можно научиться всё это делать при помощи книг. В тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году в издательстве "Молодая гвардия" вышел сборник "Пионерский театр кукол". В нём напечатано сорок пять пьес разной степени трудности ("Весёлые медвежата", "Два мастера", "Приключения Незнайки", "Жёлтый аист" и так далее).
Каждая пьеса в названном сборнике снабжена режиссёрскими объяснениями, облегчающими школьникам постановку пьес.
В начале книги помещена статья о том, как сделать кукол, ширму и декорации, как проводить репетиции.
В книге есть много рисунков, показаны и все куклы, участвующие в представлении, и каждая смена декораций. Руководствуясь этими рисунками, кружковцы, умеющие лепить и рисовать, смогут без особых трудностей выполнить и кукол, и декорации.
Если кружковцам захочется сделать более сложных кукол, у которых вращались бы глаза, открывались рты и тому подобное, то они могут найти описания и рисунки таких кукол в книге А. Федотова "Техника театра кукол". Книга эта вышла в тысяча девятьсот пятьдесят третьем году в издательстве "Искусство". Такие же сведения можно получить в статье того же автора "Самодеятельный театр кукол", помещённой в журнале "Молодёжная эстрада", номера два, три и четыре, тысяча девятьсот пятьдесят седьмой год.
Как делать декорации
("Детская энциклопедия" академии педагогических наук РСФСР (тысяча девятьсот шестьдесят первый год), шестьсот пятидесятая страница десятого тома, автор текста - В. С. Щербаков)
Изготовление декораций, костюмов и бутафории - очень важная часть работы над спектаклем.
Декорации, костюмы и реквизит (реквизит - это предметы, необходимые актёру по ходу спектакля и дополняющие его костюм. Например, еда, напитки, цветы и так далее) неразрывно связаны с действием на сцене.
Прежде чем начать оформление спектакля, внимательно прочтите пьесу, выясните место и время действия, бытовые и социальные особенности действующих лиц, время года, суток, а отсюда и те вещи и предметы, которые необходимы на сцене. Отбор вещей должен быть очень тщательным. Нельзя в погоне за реальностью изображения загромождать сцену ненужными вещами, мелочами. Они отвлекают внимание зрителя, мешают воспринять главное и снижают общее впечатление от спектакля.
Рассмотрим для примера первое действие известной пьесы Е. Шварца "Снежная королева" (инсценировка сказки Ганса Христиана Андерсена). Из текста ясно, что на сцене необходимо окно, которое играет большую роль в сюжете. Через него в комнату проникает Снежная королева. На сцене должен быть розовый куст, также неразрывно связанный с сюжетом данного акта. Семья садится ужинать - необходимы стол, стулья, посуда, чайник и, вероятно, очаг, на котором он "поспевает", и так далее. И, наконец, нужна лампа, которая гаснет в момент кульминации событий.
Для изображения природы нужно также минимум предметов. Так, лес (или парк в той же пьесе "Снежная королева") можно создать на сцене из одного или двух деревьев, вернее, их стволов. Запомните, что на небольшой сцене лучше изобразить, например, не всё дерево, а только его ствол, не всю комнату, а часть её. Иначе нарушатся естественные соотношения величин человека и предметов.
Отобрав необходимые предметы, мы должны их расставить на сцене. Чтобы облегчить себе эту работу, сделайте зарисовку - эскиз сцены размером в одну десятую натуральной величины (при небольшом размере сцены - до пяти метров).
Части оформления должны быть лёгкими, не громоздкими, чтобы можно было быстро убирать их, не задерживая антрактов.
Обычно всякая сцена состоит из помоста (планшета), занавеса, портала, кулис, падуг и колосников.
Помост - это возвышение, сделанное для того, чтобы всё происходящее на сцене было видно зрителю.
Портал скрывает технику устройства занавеса, кроме того, служит рамой для всего, что происходит на сцене.
Кулисы висят по бокам сцены, закрывают от зрителя актёров, ожидающих выхода, а также часть оформления и мебели, подготовленных для следующих актов.
За кулисами обычно располагается сценический свет для освещения сцены.
Падуги - полотнища, подвешенные на тросе перед каждой парой кулис. За ними скрывается техника подвески кулис, а также верхний свет, который должен освещать сцену и не быть видимым зрителям.
Колосники - это ряд укреплённых перекладин, расположенных вверху над пространством сцены. К ним прикрепляют декорации и падуги.
Для крепления декораций на полу сцены используйте мебель: столы, стулья, табуреты и так далее. К ним можно крепить жёсткие части декораций (печь, ствол дерева и так далее).
Декорации удобно делать из тканей, лучше из холста, на котором легко писать красками. Хорошо получаются на холсте лес, даль, небо и так далее. Кроме того, холст можно также использовать, хорошо натянув на каркас, как обивку для объёмных частей декораций. Так делают, например, русскую печь, изгородь, крышку очага и тому подобное. Из деревянных реек сбивают каркас изображаемого предмета, состоящий из рам разной формы. Рамы скрепляются в углах фанерными угольниками. Скрепляйте рамы рашпильными навесками. Это обыкновенные навески, из которых вынут скрепляющий их стержень и заменён шпилькой.
Объёмные формы (стволы деревьев, камни и так далее) изготовляют из картона или фанеры. Чтобы сделать, например, ствол дерева, строится каркас. Затем его обивают фанерой или картоном. Куски мешковины или обёрточной бумаги, смоченные в жидком столярном клее или мучном клейстере, укладывают на поверхность фанеры складками, воспроизводящими строение коры. Просушив поверхность, её грунтуют (покрывают смесью мела со столярным клеем) и раскрашивают в нужные цвета.
При помощи опилок можно создать разнообразные шероховатые поверхности (камня, штукатурки). Для этого поверхность покрывают тонким слоем клея и засыпают опилками. Затем поверхность грунтуют и раскрашивают. Из ваты, смоченной в клее, можно лепить различные рельефные формы - резьбу по дереву, орнаменты и так далее.
Для написания декораций и покрасок декоративных деталей используйте клеевые или гуашевые краски. Для декоративной работы лучше всего употреблять плакатную гуашь.
Наряду с живописными декорациями в спектаклях дошкольников и младших школьников можно применять аппликации. Изображение выклеивается на бумажных или матерчатых полотнищах из цветных бумаг или лоскутов ткани. Наклеивать аппликации лучше всего мучным клейстером или конторским клеем.
В оформлении спектакля большую роль играют бутафорские работы - изготовление различных вещей из папье-маше, дерева и картона. Основной же материал - папье-маше. Из него делают посуду, фрукты, овощи, всякие вазы, скульптурные предметы, короны, шлемы, щиты, латы и так далее.
Папье-маше - это куски рыхлой бумаги, смоченные в мучном клейстере и наклеенные на какую-нибудь форму. Высыхая, они сохраняют форму предмета. В зависимости от количества слоёв папье-маше может быть различной толщины. Из него можно склеивать по готовым формам, например, крышу, вазу или чайник. Для этого первый слой смачивается только в воде, без клея. Это предохраняет изделие от приклеивания к оригиналу. Если предмет оклеен со всех сторон, разрежьте его так, чтобы он снялся со своего оригинала, а затем снова склейте.
Склеенные слои папье-маше покрываются грунтом, состоящим из мела и столярного клея (проклейки), и раскрашиваются.
Наиболее сложная часть оформления спектакля - костюм. Для современных пьес костюмы подобрать легко в быту. В некоторых случаях желательно условное решение костюма, когда юный исполнитель остаётся в своей одежде, и лишь некоторые детали намекают на исполняемый образ.
В создании внешности исполнителей надо увлекаться не подробностями костюма, а более всего общим силуэтом фигуры, её видом в целом - толстый, согбенный, худой, грудь колесом и так далее.
В некоторых случаях, когда спектакль должен быть сыгран один-два раза, костюмы делают из бумаги.
Как устроить теневой театр
("Детская энциклопедия" академии педагогических наук РСФСР (тысяча девятьсот шестьдесят первый год), шестьсот пятьдесят третья страница десятого тома, автор текста - Г. В. Генов)
Теневой театр очень просто устроить самому. В нём может участвовать много ребят. Всем найдётся интересная работа. Члены кружка "Умелые руки" изготовят несложное оборудование, художники сделают декорации и фигуры, ребята из литературного кружка под руководством педагога поставят инсценировки.
К небольшому экрану (двадцать пять на сорок сантиметров или сорок на шестьдесят сантиметров) вплотную приставляют фигуры. Силуэты при этом по размеру получаются такие же, как и фигуры. Для освещения такого экрана годится любая электрическая лампа.
Значительно интереснее получаются постановки театра способом теневой проекции. Для этого нужен большой экран, сделанный, например, из целой простыни (размер сто шестьдесят на двести десять сантиметров), а также лампы с короткой нитью накаливания (от проекционного фонаря или фильмоскопа). Подходит и автомобильная лампа, и даже лампочка от карманного фонарика.
При теневой проекции фигурки остаются тех же размеров, но их не приставляют вплотную к экрану, а держат на некотором расстоянии (в пределах "рабочей рамки"), и они будут давать на большом экране увеличенные чёткие силуэты.
Пройдёмте за кулисы театра. Вот экран, а позади него на столе стоит так называемая "рабочая рамка". На ней крепятся декорации и устанавливаются неподвижные фигуры. По бокам рамки сидят фигуроводы. А дальше источник света - лампа внутри фонарного ящичка, в передней части которого помещается подвижная рамка для цветного целлофана и декораций, нарисованных на стекле.
"Рабочая рамка" ставится примерно на расстоянии ста двадцати - ста тридцати сантиметров от экрана, а источник света - в тридцати-сорока сантиметрах от "рабочей рамки".
У теневого театра неисчерпаемый источник репертуара: русские сказки, сказки народов СССР и зарубежных стран, стихи, басни и рассказы наших поэтов и писателей.
С чего же начать? Давайте поставим сказку "Зайкина квартира". Её инсценировка напечатана в журнале "Вожатый" (номер три, тысяча девятьсот пятьдесят пятый год).
Вырежем из плотной бумаги декорацию. На проволочных петельках она подвешивается на "рабочей рамке", а картонная избушка вставляется в боковые пазы. Ледяной домик изготовляется из картона и целлофана. Фигуровод держит ледяной домик на рамке в руках, а когда "наступает весна", медленно опускает его вниз - он "тает".
Движущиеся части фигур (обведены белой полоской на иллюстрациях) вырезают отдельно и соединяют их ниткой, заклеенной с обеих сторон кусочками бумаги. Фигуры приводятся в движение проволочками (на рисунках они обозначены волнистой линией), прикреплёнными ко всем подвижным частям. Чтобы проволочки не выходили за пределы контура фигуры, в одном-двух местах их закрепляют тонкой ниткой.
Фигуру медведя нужно сделать в двух видах. Он, разговаривая с зайцем, стоит на четырёх лапах, а выгоняя лису из зайкиной избушки, идёт на задних лапах.
Поставив эту сказку, вы уже будете иметь фигурки основных сказочных персонажей. Добавляя другие фигуры и декорации, вы сможете поставить много инсценировок сказок и басен.
Используя теневой театр, можно показать различные события из жизни школы. Пионер Петя Смекалкин путешествует с телевизионным передатчиком из класса в класс и показывает на экране ребят, нарушающих школьную дисциплину. Он показывает и хороших школьников, например отличников учёбы, чемпионов школы по разным видам спорта, ребят, которые больше всех собрали металлолома, и так далее.
В некоторых постановках можно использовать пространство между экраном и "рабочей рамкой". Находящиеся там ребята-исполнители (вернее, их силуэты) будут видны на экране по пояс. Все необходимые декорации (лес, изба, улица) изготавливаются из бумаги или картона, как для обычных постановок, и укрепляются на "рабочей рамке", которая в этом случае ставится не на столе, а на подставке.
Теневой театр доставит много удовольствия и внесёт разнообразие в художественную самодеятельность школы, пионерского отряда.
Как работать над ролью в самодеятельном драматическом кружке
("Детская энциклопедия" академии педагогических наук РСФСР (тысяча девятьсот шестьдесят первый год), шестьсот пятьдесят вторая страница десятого тома, автор текста - Ю. И. Рубина)
Чтобы сыграть в спектакле даже самую маленькую роль, надо внимательно прочесть всю пьесу, определить, какие основные события в ней происходят, какое участие принимает в них каждое из действующих лиц. Разбор содержания пьесы поможет вам точнее определить её главную мысль.
Возьмём для примера известную пьесу Самуила Яковлевича Маршака "Двенадцать месяцев". Анализ изображённых в ней событий помогает выявить взаимоотношения и стремления героев, понять, что заставляет их объединяться или, наоборот, вступать в борьбу. Так, например, Падчерица, Солдат, Профессор - люди, разные по положению и возрасту, всё же составляют один лагерь, потому что всех их объединяет стремление к добру, правде, справедливости. А Королева, её придворные, Мачеха с Дочкой во всех своих делах и поступках обнаруживают такие общие черты характера, как жестокость, лицемерие, жадность. Именно это их объединяет и определяет отношение каждого из них к героям другого лагеря - к людям простым, трудолюбивым, честным. В борьбе, в столкновении представителей этих двух основных групп и развивается идея сказки - торжество добра, разума, справедливости над силами зла.
Чем вы лучше поймёте основные стремления и цели каждого действующего лица, его место и значение в развитии основных событий пьесы, тем вам станет легче работать над ролью, тем скорее коллективу кружка удастся добиться верного раскрытия спектакля.
Работу над ролью не следует начинать с заучивания текста, как это делают некоторые ребята. Прежде всего нужно хорошо понять и представить себе, что хочет сказать данный персонаж теми или иными словами, зачем, с какой целью он их говорит, чего при этом хочет добиться от окружающих. Иначе говоря, за текстом роли надо увидеть живого действующего человека. Недаром персонажи пьесы называются действующими лицами.
На сцене исполнителю надо действовать правдиво, последовательно, логично, так, как мы действовали бы в жизни в подобных обстоятельствах. Например, если по условиям пьесы на сцене нужно прислушиваться, рассматривать что-либо, прятаться, просить, требовать, то эти действия следует выполнять по-настоящему, а не "делать вид", будто прислушиваешься, будто рассматриваешь что-то, и так далее.
Чтобы правильнее определить и вернее воспроизвести действия того или иного персонажа, надо хорошо представить обстановку и среду, в которой он живёт, события, предшествовавшие его появлению на сцене, его любимые занятия, профессию и так далее. Например, при работе над спектаклем "Два капитана" участники одного школьного драматического кружка не только внимательно перечитали одноимённый роман Вениамина Каверина, но и прослушали беседу известного лётчика-полярника об экспедиции Георгия Седова, побродили по московским переулкам и площадям, по которым "гуляли" Катя, Саня, Кораблёв, Ромашов.
Педагог добивался от исполнителей, чтобы они представили себе и узнали жизнь и действия этих героев так ясно, будто сами пережили всё то, что произошло в пьесе. Многим участникам кружка удалось этого добиться. Их игра на сцене была искренней, правдивой, увлекла зрителей, заставила волноваться за судьбу героев пьесы.
Чтобы убедительно и правдиво сыграть ту или иную роль, нужно развивать воображение, учиться сопоставлять и проверять действия на сцене с аналогичными действиями людей в жизни. А для этого надо самому активно участвовать в жизни, в делах своего класса, отряда, больше читать. Хорошие книги, картины, музыка помогают нам разбираться в поступках и чувствах людей, вернее оценивать собственное поведение.
Работая над ролью, следует прежде всего добиваться передачи существенных черт характера данного персонажа, а не его мелких внешних особенностей (манер, походки и так далее), так как они, по выражению Н. В. Гоголя, только "платье роли, а не душа". При этом лучше начинать работу с воспроизведения действий персонажа наиболее простых, понятных и близких самому исполнителю. Постепенно по мере освоения этих действий можно переходить уже к попыткам передачи характерных для данного действующего лица особенностей поведения, речи, манеры. Идя таким путём, многие участники самодеятельных кружков добиваются убедительного исполнения самых различных ролей, иногда очень сложных.
Так, например, московская школьница Лида Б. должна была играть роль старой льстивой Гофмейстерины - воспитательницы маленькой Королевы из сказки "Двенадцать месяцев" Самуила Яковлевича Маршака. Сначала руководитель кружка поставил перед Лидой такую задачу: "Представь себе, что твоя партнёрша, маленькая девочка, капризная, озорная. Её оставили на твоё попечение. Поручили не спуская глаз следить за тем, что она делает, вовремя останавливать от шалостей и озорства. Как бы ты стала действовать в подобных условиях?". Позднее педагог усложнил задачу. Ведь воспитанницей Гофмейстерины была не просто девочка, а королева. Поэтому, следя за ней и делая ей замечания, Лиде нужно было заботиться о том, чтобы не рассердить свою подопечную. Когда Лида справилась и с этим, она постаралась, обращаясь к книгам и рисункам, представить себе и передать в походке, в движениях манеры придворной дамы, учитывая при этом солидный возраст Гофмейстерины. В конце концов шестнадцатилетняя Лида Б. очень убедительно сыграла роль старой придворной дамы, но, как видите, получилось это у неё не "само собой", а после упорного труда.
Работа над ролью требует большой воли, упорства, любви к труду и искусству, умения критически оценивать сделанное, ответственного отношения к коллективу.
Свидетельство о публикации №220041400135