Непреодолимая страсть к рыбалке

 
  НЕПРЕОДОЛИМАЯ СТРАСТЬ К РЫБАЛКЕ   

  На этот раз меня, тогда двухлетнего, взяла с собою мама. Она позволила мне пройти на край широкой доски, положенной на вбитые в дно озера колья. А сама ближе к берегу стала полоскать белье.

  Был ясный теплый день. На водной глади среди ярко-зеленых молодых лопухов распустились белые и желтые кувшинки. Они росли вдоль берега, а дальше, на глубине, никакой растительности не было. Там была бездна, которая пугала людей.

  Уже вылупились крошечные мальки, и они плотными стайками, размером с сито, медленно плавали у самой поверхности. Я наблюдал за их маневрами. Они как по команде все разом поворачивали то вправо, то влево, держась в тени нависающей над водой доски. Я опустил к ним руку. Рыбки стали отплывать от нее. Я потянулся за ними. Все дальше и дальше. Так и упал в воду. Мама схватила меня за рубашку и подняла из воды. 

  А это было весной. Небольших размеров окуни что-то искали на мелководье, наверное, место для метания икры? Они не боялись меня. Будто понимали, что я еще дитя, как бы ровесник им? Деловито плыли они на малой глубине. На дне лежала желтая прошлогодняя листва. И полосатые окуни с красными плавниками на их фоне выглядели удивительно красиво.

   Сквозь голые ветви ивы, нависшей над водой, светило солнышко как через маскировочную сеть. А окуни что-то высматривали. Я подставлял ладонь, и они заходили на нее. Но я их не ловил, а наблюдал за ними. Пытался понять их поведение. Юному ихтиологу было лет пять-шесть. С той поры и неравнодушен к окуням.
 
  На следующую весну у меня уже была удочка. Выкапывал я отборного червячка, насаживал на крючок и кидал рыбам под нос. Они проплывали мимо. Или червяк был невкусный? Я решал, что окуни весной имеют плохое зрение.

  А позднее мне уже некогда было ими любоваться. Учеба в школе, серьезные обязанности по дому отнимали много времени. Иногда выкраивал с часок для рыбалки. Но окуни хорошим клевом не баловали. Леска им, что ли, не нравилась? Это была скрученная вдвое толстая черная нитка. Пока она утонет - еле дождешься. А когда намокнет - поплавок ее плохо держит. Понять трудно: рыба клюет или снасть сама по себе тонет?

  Вернувшийся с войны инвалид подсказал, что леску можно сплести из конского волоса. Нас, мальчишек, долго агитировать не пришлось. Волос мы надергивали из хвостов лошадей, когда они отдыхали в стойлах. Причем, боялись, чтобы они нас не лягнули. Выбирали хвосты светлой окраски.

  Вот тогда у меня снасть стала вполне профессиональной! Выменянный на кости и тряпки у старьевщика рыболовный крючок остр! Камышовый поплавок выверен. Червячок навозный так и крутится! Поклевка обеспечена. Правда, не всегда. Но в любую свободную минуту шел я к озеру, чтобы половить окуней. Рыба была хорошей добавкой к вегетарианскому военных лет рациону.

  Как-то застала меня на рыбалке буря, дождь полил, как из ведра. Я укрылся под ивой. Сижу под деревом, а вокруг все ходуном ходит. Молнии ослепляют, а гром взрывается где-то над головой. Страх сковал мое существо. И я загадал. Вот, высуну из-под куста удилище, и если с него дождевая вода польется ручьем, то должен я бежать отсюда. Так и вышло. Я пустился домой. Расстояние - не больше ста метров, но в гору. Промок до нитки. И только вбежал в дверь, как за спиной ослепительно сверкнула молния и грянул резкий, как выстрел из орудия, чудовищной силы гром. По земле начал колотить редкий град. Если бы задержался, то мне бы не поздоровилось: молния ударила в ветлу, под которой я сидел.

  Мама была дома. Редкий случай. Несколько дней подряд шли дожди, поэтому в колхозе был перерыв в полевых работах. Она нашла мне какую-то сухую одежду, и я согрелся. Рыба была быстренько почищена. В русской печи еще сохранились горящие угли. Мама поставила на них сковородку. Она умела так зажарить окуней, что пальчики оближешь!


Рецензии
Добротная история! А мы в детстве ловили в основном пескарей. Делали маленький невод из старой тюли и бегали с ним по перекату. А потом бабушка их чистила, заливала яйцами и ставила томиться в печь. Аромат какой был!!!

Сергей Лукич Гусев   17.07.2020 02:43     Заявить о нарушении
В детские годы я тоже ловил пескарей и ершей на удочку, а еще гольянов. Естественно, и окуней, и сорожку, и молодь язя. Но только на удочку! Еще во время войны наша семья из конопляных самопрядных ниток связала бредень, и им ловили по мелким местам рыбу. Удачи Вам в творчестве! Василий.

Василий Храмцов   17.07.2020 11:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.