словарь - А Толкование говоровых слов...

Толкование говоровых слов и выражений,
  их значение и  произношение.    
          
 
                «А» 
 
 
   
- А (междометие)ответный возглас – ай, а;иньки, а;йки, а;юшки; В лексике старых людей употреблялось вопросительное «Ась?» («Ась? Цё йто ты сказал не дослышал я – совсем оглох уж дак»);   2) припевая колыбельные   произносили слова «а;йки, а;юшки, а;ю, аю;» - сокр. от«ба;иньки(см.«спать») ба;йки-ба;юшки»(см.«петь»), («а;йки-а;юшки аю, жывет барин на краю…»,«а;-иньки, а-ай, спи, Ванюша, засыпа;а-ай»   «А;йки-айки;и укачаю в качельки;»); 3) «ай» употребляли и в значении «или», «ли» («Слышыш, ай нет об чём я те говорю?»);  4)«ай» - в значении испуганного возгласа, или в изумлении(«Аиньки, ту;то я, на вы;шки бе;льё вешаю» «А;йки!» - звонко откликнулась от ручья Настасья»); 5)нередко в этом же смысле вместо «ай»  употреблялось «уй»,«у;йю-юй», «у;ю-юй»; («Уй, гледи, гледи, тамо хто-то шэвели;цце!», «у;й-ююююю-юууй, гледи как я тя спужа;лсе, ажно трясет со страху!»,« у;юй!-отчаянно вскрикнула вдруг она и кинулась вниз по ручью за уплывающим полотенцем»), 6)переспрашивая спрашивать «А?»  = «а;кати, а;кать» (см.«говорить»), за что укоряли: а;кае(т), а;ка(е)т, а;ка(е)ш, а;каёт, а;каёш, а;каит, а;каите,  а;каиш; (что сделал) роза;калсе, роза;каласе, роза;калась», (что сделать) роза;катисе, роза;катсе. роза;катись, роза;кацце роза;кацца; 7)осердя;сь за постоянное переспрашивание,  называли «а;кало», или «што;кало», если переспрашивающий говорил «што?», а если произносил «чево;? цевО?»,  то он –«чево;кало, чиво;кало цёво;кало», а если вместо «чего?» произносил «чё, цё» то он  «чЁкало, цЁкало». («Што роза;каласе-то, аль оглохла – што а;каш-от?»); 
- Аграфе;на  -  Фе;на, Фе;ня, Гра;ня.
- Ад – пе;кло; (куда) в пе;кло, (где) в пе;кле, в пе;кли(«…Ходи в пекло, ходи в рай, ходи в дедушкин сара;й. Там и пиво, там и мёд, там и дедушко жывёт» - игровая песня  «Золотые ворота;» игра известная нам  под названием «Ручеёк». 
- Администрати;вно-территориа;льная еденица  -  Пого;ст. С увеличением населения, разрастающиеся вблизи «пого;стов» (см.«кла;дбище»), деревни стали объединять в «Пого;сты», т.е. администрати;вно-территориа;льные еденицы с администрати;вным центром –церковью. * Пого;ст - хозяйственно-администрати;вная еденица Новогородской земли, соответствующая Московской «во;лости»).  А в Вытегорском уезде «во;лос(т)ь, (мн.ч)волостя;», «воло;стка»  - это небольшое владение, зе;мли с деревнями, принадлежащие  определённому владельцу. «Ну, понае;хало гостей – со всех волосте;й!»;  «во;лость» - 1.В древней Руси – местность, подчинённая одной власти,  2. в России до 1929года – это административно-территориальная еденица в составе уезда» (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»:
- Акти;вная, ло;вкая, расторо;пная,нахо;дчивая, быстрая, оживлённая  -  бо;йкая, бо;йка, боеви;та, боеви;тая - очень бойкая,  (осужд.)бо;йка-бо;йка;, (неод.,осужд.) «бо;льно бо;йкая», боева;, боева;я, очень боевая - бо;льно боева;(я); (восх.,неод)бой, бойкота;, (одобр)бра;ва(я), (одобр) прово;рна(я), востру;ха(смышлё;ная), (одобр) ходо;ва(я), (одобр)бедо;ва(я), очень бедовая – (неодобр.)бо;льно бедо;ва(я); (осужд.)су;парень, (одобр,и неод.) бойкУша, (насм.)пры;тка(я) (см.«скорость»); (деревенское произношение) -  бойка;я, бо;йка(я),  (осужд.)бойка;-бойка;, боеви;та(я), боеви;та - бо;льно бойка;, бо;льё боева;, бойку;ша, бой, бойкота;, бра;ва, прово;ра, прово;рна, востру;ха, ходо;ва, бедо;ва,  бо;льнё бедо;ва; (осужд.)су;парень, (одобр,и неод.) бойкУша, (насм.)пры;тка; («Говорят, што боевая, а и правда атаман, на горячей камень стану а мило;ва не оддам»  «Я – девка брАва, стою ногой правой..» - так начинается одно из вытегорских заклинаний;  «Што и за де;вки ростут – су;парни , не девки!»; «Но-ко, охоло;нь - бо;льнё пры;тка!»).      
- Акти;вно – бо;йко, шу;стро. «Бо;льнё бо;йко воруют-то!». 
- Акти;вные  -  бо;йки, бо;йкие, шу;стры, шу;стрые, шу;стрыи, пры;тки, пры;ткие, пры;ткии,  ходо;вы, ходо;выи, отпе;ты, отпе;тые, отпе;тыи, сорванци;, бедо;вы, бедо;вые, бедо;выи,    , сорванцы;  (деревес.произн.) бойки;;ё, бойки;;, бойки;;-бойки;;, шу;стрыё, пры;ткиё, пры;ткой,  ходо;вой, ходо;выё, отпе;тыё, сорванци;, бедо;вы, прово;рыё, прово;ры.
- Акти;вный, удало;й (реши;тельный, смелый) –  уда;лой, уда;лый; Как синонимы употреблялись слова: (восх.,неод)бой, бойко;й,  (осужд)бо;ёк,  (неод.,насм.)бо;льно бо;ёк –очень бойкий; (одобр.) боеви;тый, сорване;ц, (восх.,неод )бойкота;, сорване;ц, (одобр) прово;рой, прово;рый, прово;ра(я), (одобр) бедо;вый; (одобр) удало;й, удале;ць(см.«смелость»);  (осужд.)отпе;тый -имеется в виду, что  его уже не исправить, как и отпетого покойника не возвернуть (осужд.) «оторви;, да брось», залихва;ччик, (одобр.)ходо;вый, (мн.ч.) ходо;вы(е),  ходо;выи,  (неод)«сорви;-голова;», (восх.,неприяз.,неод.,насм.) пры;ткий, (мн.ч.) пры;тки(е), (см.«скорость»), пры;ткии, шу;стрый, шустря;к,  шу;стры(е),  шу;стрыи, шустряки;, шу;стрики, прово;рыи, прово;ры(е), сорванцы;, отпе;ты(е), отпе;тыи,;  (деревенское произнощени) прово;ры, прово;рыё, пры;ткой,  ходо;вой, отпе;той, бедо;вой, прово;рой, бойко;й, шу;строй, залихва;ццик, боеви;т(ой), боеви;той, ходо;выё, бедо;выё,;  «Толик  был застенчив, осторожен; ни в какие драки не влезал(не в пример своим сёстрам-сорванца;м», «Иш какой прЫткой, а как по морде схватиш, ак вся прыть в пятки уйдёт- и на тройке удалы;х не догониш!» «Ууй, такой шустря;к-от, ак - я те дам!»).
- Акуше;рское де;ло  -   ба;бничянье, по;витье, пови;тье «по;витье», очевидно как и слово «повива;льна(я)» производное от слова «вить»(повива;ть= обвязывать). День 21января(новое летоисчисление) отмечали «День пови;тья», «День повиту;х» или «Бабьи кашы»; «Бох с милос(т)ью, а бабка с руками»-пожелание роженице чтоб роды приняла опытная повитуха. (деревенское произношение) по;витьё, пови;тьё, бабниценьё(см.«женщина, день»);
- Алекса;ндр  -  Алекса;ха, Алекса;шка, Шу;рка, Шу;рик, Шуро;к, Сашу;рка.               
- Алекса;ндра – Лекса;ндра,Шуре;йка, Алекса;ха, Са;;ха, Сашынька, Са;нька, Ша;нька (детское картавое произношение, оставшееся в говоре Вертосельги как шутливое для имени Санька.)
- Алексе;й  -  Алё;ша, Лё;шынька, Лё;шка Лё;ха, (устаревш)Елисе;й, Еле;ска, Елька.
- Алкого;ль; пьяня;щий напи;ток  - хме;льно, хмельно;й, хмельно;(е), (дерев.произн.)хмельнё;й, хмельнё;ё; пи;во сваренне с добавлением хме;ля - хме;льно(е); о пьяном человеке - хмельно;й, под хмелько;м, захмеле;вшой,  захмеле;вшый; хмель – 1) растение, плоды которого употребляли  в пивоварении,  2) хмель - состояние опьяне;ния  «Я, мотри;, хмель-от с тя вы;шыбу!», «Хме;льно в дому; не де;ржым - бе;сов это на;пий»; «Федю;шка-та, пои, под хмелько;м вчера;се к Са;хе в о;кна лез»;   
- Амба;р  - (дерев.произн.)онба;р, (мн.ч.) онба;рье, онба;рьё  «Так во;то -Га;нин дом, да;ле -прога;лок, так – Стё;пын, а меж  ых о са;му дорогу - онба;рьё  Ти;шыно быва;ло».
- Ани;;сья - Они;сья, Ни;са, Ни;ска, о;ня, о;нюшка, Аня, Нина (в тридцатых годах ХХ в., очевидно при переписи населения, старые имяна меняли на более благозвучные современные – Пелаге;я  стала Полина, тогда же и многие дедины и прозвища закрепились как фамилии)
- Анфи;са – Фи;са, Аня.
- Анхи;мово(село в Вытего;рском районе Вологодской области в 40 верстах от города Вы;тегра  -  Вытего;рский Пого;ст, (разгов) «Пого;ст», (произнос. «Пого;с») стоит на высокой горе прозванной «Выть-гора», и река над которой высится эта гора  называется Вы;тегра, т.е. вода с Вы;ти-горы; примечателен  Погост был деревянным  двадцати пятиглавым храмом Покрова; Пресвятой Богородицы, срубленным вытегорскими мастерами в 1708 году, топором и долотом без единого гвоздя.  «В обонежских лесах у реки, там, где в скитах раскольники жили, без гвоздя топором мужики деревянную церковь срубили. Освятили её на Покров –словно лико у Бога умыли» - написал вытегор Павел Федяхин. В шестидесятых годах 20-го века храм – чудо деревянного зодчества Руси, сгорел. Осталась его точная копия в Кижах. Вертосельгская молва гласит, что и этот храм срубили те самые вытегорские мужики, что строили и храм Покрова; на р. Вы;тегре.  На Ве;ртосельге  из поколения в поколение поговаривали,  что в строительстве участвовали мужики из семей Елизара Мартюшына, Нифа;нтия Алексеева(Савельева, Васильева), Тараса, Александра, Степана Александрова – они с семьями шли с Вытегорского Погоста  в поисках свободной земли(сыновей было много, а дедовских земель на всех не хватило), ставили почи;нки, прожив там три года – (льготный налоговый срок для починков,) шли дальше. Впоследствии кое-кто из сыновей Тараса, Александра, Степана Александрова, и Нифантьевы остались у «ы;гат-озерка;», и в «Матеньжэ», а Елиза;ровы, поставив  дом на Ве;ртосельге для Ивана Елизарова, женившегося на богатой, имевшей землю,  вдове Алексея Нифантьева Елене Авраа;мовой(она внучка Матфея Сергеева и Марьи Ива;новой, т.е. – моя пра-пра-пра-прабабушка), ушли в Поморье, где дом Елиза;ровых и сейчас жив, стоит-красуется, радуя нашу современность архитектурой древнего Вытегорского севера.  Среди многочисленных вытегорских легенд  существует легенда, будто бы на  деревенской площади Вытегорского Погоста возле храма Покрова; зарыт богатый клад, и найти его можно только когда тень главы падёт…». Но легенда, осталась легендой, как и рассказы о подземном ходе, ведущем ко всем трём церквям города  Вытегры: рядом с храмом Покрова; стояла часовенка, как раз, над входом в подземелье, (к стати сказать мой старший брат в детстве вместе с другими мальчишками, в их числе был и будущий директор Девятинской школы)  «спускались туда но не до конца, - рассказывал Валентин маме:… потому, что внизу было мокро и холодно) по металлическим скобам вделанным в стену, спускаться надо было так глубоко, что со дна этого колодца, и при ясном солнечном дне, видны были звёзды в небе., а холод там был как в ле;днике. На дне колодца справа небольшая дверца). Считают, что Лопарёв был причастен к строительству этого подземного хода.  Подземный ход соединял Покровскую церковь с домом Лопарё;ва, стоявшем на горе (выше «Летнего Сада») над рекой Вы;тегрой. С горы от дома сбегала лесенка к причалу(к дому вёл отводной канал, по которому небольшие пароходики подходили ) вход на лесенку охраняли два больших деревянных льва. А дом, по словам очевидцев, был весь как игрушечка: двери, окна «изуро;чены» деревянным кружевом. От дома Лопарё;ва ход вёл к Воскресенскому Собору, далее к Сретенской церкве и заканчивался в церкви «Всех Святых» на островке в устьи реки «Вытегра».  Ещё в тридцатые годы двадцатого века под полом Сретенской церкви можно было видеть(да я сама видела) большую чёрную плиту с  кольцом для поднятия её. И там же сохранились два надгробья схороненных купцов-благодетелей. По «инвентарному описанию» составленному в 1861 году (запись на странице 701) «…Вытегорский Погост состоял из 88-и деревень, из которых пять: Варгу;евская, Макри;дина, «Пи;хка(Со;болевская) за деревней Ка;рово», «Упы;рь-боло;та» и «Упеть-о;зера» - в сущности пустоши, и жители их, хоть и продолжают писатья по ним, сами  имеют оседлость в других деревнях». 
- Афана;сий  -  Афо;ня, Офо;ня, Опана;сей, Опанас, Пана;ска,Пана;сей.
- Афана;сья  - Охо;ня, Охо;нюшка, Фа;ня, Фана;ска. 
(статья от«А» до «АХ»-словарь в «проза ру»  © Copyright: Клеопатра Тимофеевна Алёшина, 23.12.2017 Свидетельство о публикации №217122301604(А-АХ)


Рецензии