История в лицах. Ашока

                Ашока Маурья
                (290-226 г.г. до н.э.)
Основные места жизни и деятельности: Паталипутра.
Предки: Чандрагупта Маурья.
Родственники:брат - Махендра, сестра - Сатамитра.
Друзья и соратники: Буддадханьда.
Современники: Ин Чжэн, Аршак I, Диодот I, Селевк II, Птолемей III, Аттал II, Гамилькар Барка, Фабий Максим, Ливий Андроник, Евклид, Архимед, Аполлоний Родосский, Аристарх Самосский.
Литература:
В.Бонгард-Левин, И.Ильин. Очерки истории древней Индии.
Дж.Неру. Взгляд на всемирную историю. Т.1.
М.Киронаги. Ашока.

  Занятие, посвящённое индийскому царю(императору)III века до н.э. Ашоке, проходит после темы "Чудеса эпохи эллинизма". Учащиеся, уже знакомые с такой особенностью тогдашнего мира, как образование крупных держав и возвышение власти царей(в греческом мире и на Ближнем Востоке), обсуждают домашнее задание: высказывают соображения, почему в эти годы оказалась возможна постройка таких сооружений, как Александрийский  маяк, Колосс Родосский, Пергамский алтарь, корабль "Сиракузия".
  Затем преподаватель приглашает их вернуться к истории Индии, которую они "покинули после периода жизни Будды и Махавиры(занятие "Великие мудрецы"). Коротко вспоминается о наличии в Индии разных природных условий, многих народов, большого количества мелких государств, кастовой системы, особой роли жрецов-брахманов.
  Вскоре после похода Александра Македонского в Индию там тоже возникает крупное государство - царство Мауриев. Интересно, что существуют предания, по которым основатель династии - Чандрагупта Маурья находился некоторое время в Таксиле, завоёванной Александром. Затем он изгнал оттуда греческий гарнизон и совершил поход на родину - в Магадху в долине Ганга, где сверг последнего царя из династии Нандов(317 г. до н.э.). Так на севере и востоке Индии образовалось крупное государство, бывшее своего рода ответом, реакцией на появление эллинистических держав. После войны Чандрагупты с Селевком был заключён мир с Сирийским царством, по которому к Маурьям перешла вся долина Инда и Гандхара(район нынешнего Афганистана)в обмен на боевых слонов, которые так прославились затем в армиях Пирра и Ганнибала. При Чандрагупте был составлен трактат об управлении государством "Артхашастра"("Наука о полезном"), написанный многолетним советником царя брахманом Каутильей. Вся жизнь державы строилась по этому руководству. Царь должен был "служить народу", опираясь на брахманов. Специальные советы занимались управлением городами и деревнями, хозяйством и внешними связями, судом и налогами. Крупным благоустроенным городом стала столица - Паталипутра(современная Патна, где раскопаны остатки царского дворца). Были проложены важнейшие дороги(главная "царская" - от Ганга на северо-запад). Правитель державы имел титул великого царя(магараджи).
  После смерти Чандрагупты в 293 г. до н.э. царём стал его сын  Биндусара, о котором сохранилось очень мало сведений. (Можно вспомнить, что долгое время Индия оставалась страной устной, умозрительной исторической традиции, и многие стороны её жизни мы знаем из иностранных письменных источников - греческих, а позднее - китайских). Сын Биндусары Ашока, родившийся в начале правления отца, вырос, вероятно, в относительно спокойные годы. Имя Ашока означает "беспечальный" или "без боли"( и в русском языке существует заимствованные приставка "а" -"не", "Без" и слово "шок"). С смертью отца Ашока становится царём(268 г. до н.э.). По рассказам, он был провозглашён наследником престола, хотя не был старшим сыном отца, но прославился уже тогда способностью управлять областями державы и находить общий язык с подданными. Матерью Ашоки была дочь бедного брахмана Субхадранги, а женой - дочь торговца-вайшья Шакья Кумари.
  По не слишком подробным и ясным источникам не очень хорошо известны первые годы правления Ашоки. Тем не менее ясно, что он возобновил активные завоевания, пытаясь подчинить царства на полуострове Индостан. В 259 г. до н.э. было предпринято завоевание Калинги на юго-восточном побережье Индии. Это была кровопролитная война, поскольку жители Калинги оказали упорное сопротивление. "Сто пятьдесят тысяч людей было уведено оттуда в плен, сто тысяч убито и во много раз больше людей погибло", - так говорится в царской надписи.
  Там же сообщается о глубоком раскаянии, охватившем царя.
  "Завоевание страны, ранее непокорённой, влечёт за собой кровопролитие, смерть и угон в плен её жителей. Это стало причиной глубокой печали для Его Священного Величества".
  Почему испытал глубокую печаль "беспечальный" царь? Он попал под влияние буддизма, бывшего тогда ещё, скорее, не религией, а философской системой. Учащиеся вспоминают, что Будда осуждал любое кровопролитие и насилие над людьми, деление людей на касты, представления об "избранных" народах и "варварах". Для всех людей одинаков, согласно учению буддистов, высший закон(дхарма).
  Известно, что большое влияние на Ашоку оказали последователи Будды во главе с Буддадханьдой(при дворе его отца уважительно относились к людям, проповедовавшим различные учения). В буддизме царь увидел веру, которая могла одинаково объединить его различных подданных. Однако, в соответствием с учением Будды, он не начал гонения на традиционные верования в Брахму, Шиву, Вишну и других богов или преследования брахманов.
  "Все секты(учения) достойны почитания по той или иной причине. Поступая сообразно с этим, человек возвеличивает свою собственную секту и в то же время оказывает услугу сектам других людей", - гласил один из указов Ашоки. Царь-буддист и сам не порывал до конца со старыми верованиями,называя себя Деванаштрия - Любимец богов. Продолжались обряды в традиционных храмах, но усиленно строились буддистские монастыри - вихара(по ним даже столичная область получила название Бихар). Третий по счёту собор буддистов(248 г. до н.э.) закрепил как священные многие обряды и территории. Сам Ашока сделал священным государственным местом родину Будды(Кошалу).
  Ашока провозгласил основополагающим для государства совершение различных добрых дел - бесплатное лечение подданных, распространение образования.  Страна должна была как бы возвыситься для достижения высшего состояния по буддистским представлениям. Строились новые дороги, колодцы, в Паталипутре действовал водопровод. Были открыты четыре высшие школы с обучением основам буддизма и различных шастр - наук (в городах Уджайне, Таксиле, Наланде и Матхуре). Учились не только юноши, но и девушки. Врачебное дело было в середине III в. до н.э. безусловно лучшим в тогдашнем мире - осуществлялись сложнейшие операции, в том числе пересадка кожи и заживление костей. Кроме бесплатных больниц для бедноты открылись лечебницы для животных (Будда считал, что уважения достойно любое живое существо; в соответствии с этим Ашока отказался от охоты и употребления мяса и советовал то же всем людям, а также запретил жертвоприношения животных).
  В своих огромных владениях царь пытался удержать подданных с помощью взаимопонимания и терпимости. "Если кто-нибудь его обидит, то с ним Его Священное Величество должен мириться, насколько это возможно. Даже на лесные народы, обитающие в его владениях, Его Священное Величество взирает доброжелательно и старается наставить их на правильный образ мыслей... Его Священное Величество желает, чтобы все одушевлённые существа чувствовали себя в безопасности, владели бы собой, чтобы в душе их царили мир и радость". Особым распоряжением проверялись тюрьмы, в которых должны были по-человечески содержаться заключённые, и поощрялось их скорое освобождение.
  Посланцы Ашоки отправлялись в соседние страны, проповедуя там буддизм. Так, родные брат и сестра царя перевезли на остров Ланку такие реликвии, как священное дерево непал и зуб Будды. Развивались также торговые и культурные связи с внешним миром. Учащимся может быть задан вопрос, в какие эллинистические государства могли направляться посольства от Ашоки. Они должны назвать Сирийское царство Селевкидов и Египет Птолемеев(с которыми была связь через Аравийское и Красное моря). Можно добавить,что связи поддерживались даже с Пергамом, Македонией, Эпиром и Киреной.
  Символами владений Ашоки стали воздвигаемые по всей стране колонны с четырьмя львами, смотрящими во все стороны света. Царская колонна со львом сохранилась также в городе Аллахабад(в древности Праяга). Также везде ставились каменные плиты с указами царя, чтобы они могли быть везде прочитаны(плиты неплохо сохранились).
  Не следует, конечно, думать, что в царстве Ашоки всё было почти идеальным. Многочисленные царские службы вели к упрочению бюрократии. Большое распространение получило доносительство, поощряемое, казалось бы, из самых благих побуждений: царь и должностные лица должны знать о любом зле, происходящем в стране, докладывать об этом должны "в любой час и в любом месте", как предписывал царь. В результате появилось огромное количество доносчиков, зарабатывавших на жизнь при помощи слежки за всеми и вся. Ещё в "Артхашастре" доносчиков делили на разряды - праздношатающиеся, гадатели и знахари, а также аскеты, допускаемые во все дома, торговцы и земледельцы.
  (Преподаватель задаёт вопрос, к чему могло привести такое всеобщее подглядывание, подслушивание и обилие доносов).
  Легенда рассказывает, что в конце жизни Ашока показывал своим сыновьям букет цветов, зажатый крепко в его руке. Он объяснил детям, что это - разные области Индии,которые прекрасны вместе, когда их держит одна рука правителя. (Впрочем, подобную легенду рассказывали и о скифском царе II века до н.э. Скилуре). "Разожмите руку, и малейший порыв ветра разнесёт цветы по сторонам", - говорил царь. Так и получилось. Став 60-летним, государь отрёкся от престола (230 г.до н.э.)и стал буддистским монахом. Через четыре года он умер и, возможно, уже видел в конце жизни, как дети начинают борьбу за власть. Вскоре после смерти Ашоки начался распад его державы. Учащиеся могут попробовать сказать, почему это произошло.
  Без преувеличения можно сказать, что Ашока - самый почитаемый в Индии государственный деятель в её истории. Ведь он почти полностью воплотил единство страны, обычно раздробленной. Колонна с четырьмя львами и колесом - символом движения - стала гербом современной Индии.
  Ашоку знают и почитают буддисты и культурно близкие народы и далеко за пределами Индии. «Среди десятков тысяч имен монархов, заполняющих страницы истории, их величеств, их светлостей, королевских высочеств и тому подобных, имя Ашоки светит почти как одинокая звезда. Повсюду, от Волги до Японии, его имя окружено почетом. Китай, Тибет и даже Индия, хотя она и отошла от его учения, хранят предания о его величии. Людей, бережно хранящих память о нем, больше, чем таких, которые хотя бы понаслышке знают о Константине или Карле Великом". (Г.Уэллс."Краткая история мира").
  Задание на дом:
  Попробуйте определить, что было общего в политике Александра Македонского и Ашоки, а что было различно.
  Дополнительные вопросы:
  Как вы думаете, был ли потрясён Ашока видом последствий войны в Калинге, уже будучи буддистом, или ужасы войны привели его к философии Будды? Можно попытаться обосновать и ту, и другую точку зрения.
  Почему имя Ашоки особенно почитается среди буддистов?


Рецензии
Я с большим интересом прочитала эту историческую статью. Меня как неспециалиста позабавил неравнозначный, с моей точки зрения, обмен "всей долины Инда и Гандхара(район нынешнего Афганистана)... на боевых слонов, которые прославились в армиях Пирра и Ганнибала".
Я впервые так подробно читала о царе Ашоке. Меня удивило, что Вы, Аркадий, говорите о буддизме как о религии. Но ведь Будда не Бог и не сын Бога. Это действительно философская система как в прошлом, так и в настоящем. Хотя почему-то она относится к одной из четырёх (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) мировых религий. Что Вы скажете по этому поводу?
В любом случае мне чрезвычайно импонировало то, что Ашока исповедовал буддизм.



Алла Валько   21.04.2020 00:31     Заявить о нарушении
Когда я определял буддизм, то руководствовался точкой зрения, по которой как раз до времён Ашоки он больше был ещё философской системой, как и джайнизм, к которому был близок дед Ашоки Чандрагупта. Но с последних веков до нашей эры многие рассматривают буддизм как уже религию с культами, символом веры и т.д.; правда, окончательно мировой религией буддизм определяют с первых веков нашей эры, когда он пришёл из Индии в другие страны. При этом он остаётся, конечно, и философской системой, совместимой с другими религиями, что проповедовал ещё Ашока. Ведь про японца, например, говорят, что в душе он буддист, а на службе - синтоист; ещё сложнее в Китае...

Аркадий Кузнецов 2   21.04.2020 00:58   Заявить о нарушении