Дом на улице Ангарской Действие 1

 (пьеса в 4-х действиях для домашнего чтения, время действия: июнь 1980 года)

Действующие лица:
Петр Алексеевич (П.А.) – отец семейства;
Анна Александровна (А.А.) – мать семейства;
Галина, Валерий, Татьяна, Славик – братья и сестры по старшинству;
Михаил – муж Галины; Варвара – жена Валерия; Николай – муж Татьяны; дети: Лена, Алеша, Света
Сергей – друг Николая и Славика.

Действие 1 (в двух сценах).
 Сцена 1. Гостиная.
Гостиная комната, три двери, напротив окно во двор. У окна – стол.  Дверь слева – со двора; дверь справа, дальняя – в комнату, которой не видно; ближняя ведет в небольшую комнату, где у перегородки стоит столик с магнитофоном, дальше – кровать.
Окно темное – вечер. Стол накрыт. Анна Александровна (А.А.) и Петр Алексеевич (П.А.).
А.А. Ох, устала. Машенька уснула, отец?
П.А. Уснули… И Танечка тоже.
А.А. Ну, слава богу (привстает со стула, смотрит в окно). Еще не видно наших. Хоть бы все благополучно было. Ночь будет беспокойная, надо ложиться спать. Ты как себя чувствуешь?
П.А. Да нормально вроде. Только в левой половине (прикладывает руку к груди) что-то тянет. Да, лекарства же я забыл принять.
А.А. Прими и иди - приляг. Тебе нельзя переутомляться. Наши, может, уже скоро приедут (опять смотрит в окно). Ну, хоть бы все хорошо было.
П.А. Да все будет в порядке, вот заладила.
А.А. Дай-то бог…. Я тоже прилягу. Что-то голова разболелась совсем.
Расходятся. Петр Алексеевич идет в дальнюю дверь, Анна Александровна - в комнату справа, ложится на кровать. Свет гаснет, из дальней комнаты светится огонек ночника. Проходит некоторое время, за стеной слышатся голоса, звук хлопнувшей калитки, приветливый лай и повизгивание собаки. Свет зажигается. Анна Александровна поднимается с постели и проходит в комнату.
А.А. Приехали, мои дорогие! Ну, наконец!
Из дальней двери выходит Татьяна.
Татьяна. Приехали?
А.А. Проснулась, дорогая?  Нужно встретить… (гребенкой причесывает волосы).
Входная дверь открывается. Входят Галина, затем Коля с Алешей, за ними – Миша. Одновременно – из дальней двери - Петр Алексеевич.
П.А. (радостно). Ну, приехали?
Галина. Заждались? Вот они, наши волгоградцы!
Николай. Здравствуйте… где жена? Ну, иди сюда (обнимаются и целуются).
Алеша. Здравствуй, бабушка.
А.А. Дорогой мой внучек! (целует).
П.А. Алеша, Алешенька, здравствуй!
Алеша. Здравствуй, дедушка! (Обнимает и целует). А я совсем не устал. Ну, вот (вздыхает), наконец-то я в Сибири! А где Машенька? Я хочу поглядеть.
А.А. Машенька спит, мой золотой. Ты завтра ее увидишь…
Галина. Коля, дай матери с сыном хоть поздороваться.
Николай. Подождет.
Татьяна (освобождаясь). Алешенька, иди ко мне, мой сыночек (прижимает его к себе). Устал, мой бедный… (целует).
Алеша. Мамочка (крепко прижимается)... мам, я спать хочу… я могу не спать, я выдержу, ведь я мужчина! Я уже во второй класс перешел, и все оценки хорошие! Только по физре тройка, но я ее исправлю…
Татьяна. Милый сын! Конечно, исправишь и все выдержишь, но спать обязательно нужно…
Михаил (громко, весело). Вот молодец какой, а у нас Света только поступать будет в школу.
А.А. Миша, будь потише…  Машеньку разбудишь. Нужно радио включить, она при музыке лучше спит. Танечка, включи радио… Жаль, транзистор не работает, батарейки сели, а то бы у нее поставили, меньше бы беспокоилась…
Татьяна уходит, возвращается, после чего до конца действия доносится легкая музыка.
П.А. (прижимая Алешу). Какой большой ты стал, Алешенька! Мать, ну мы положим его сегодня или нет?
А.А. Алешенька, сейчас мы тебя устроим, дорогой наш внУчек! Там уже все постелено, пойдем, мой хорошенький (уводит в дальнюю справа дверь).
Николай. Я гляжу, тут стол накрыт, а я проголодался.
Галина. Да, давайте садиться.
Татьяна. Нужно хлеба принести (уходит).
Николай. Я там колбасы привез, в сумке возьми.
Татьяна. Хорошо.
Михаил (весело, и всегда говорит весело). Самое главное, я к такси подхожу – точно, наше. Я: подвезешь? Он: подвезу. Договорились о цене. И ты представляешь, пап, тут женщина подбегает, давай проситься – пришлось стоять, чтобы не увела. Иногда, правда, я заходил в аэровокзал, но, в основном, там Галя дежурила…
Пока Михаил говорит, Татьяна и Галина хлопочут у стола, входят-заходят с веранды, Николай удалялся помыть руки. Зашла Галина, что-то ставит в чашке.
Галина. Все готово, давайте приступать. Нам же еще спать все-таки нужно. Или сегодня не будем, ради такого случая? Главное, все так хорошо обошлось: самолет вовремя – погода летная, такси попалось – полчаса, и мы дома, без лишних хлопот…
Николай. Шесть лет! Шесть лет я здесь не был… жена, это что, черемша?
Татьяна. Да, купили немного…
Николай. Давненько я ее не ел, свежую.
Михаил. Сейчас она только начинается, но через недельку-полторы будет как раз. Нужно будет вас обязательно свозить на мотоцикле.
А.А. (возвращается). Уложила нашего славного. Машенька что-то плохо спит, беспокоится. Теперь будем Славика ждать. Пока от него ничего нет. Но он точно с сюрпризом приедет, помянете мое слово.
П.А. Мать, а почему на столе ничего нет?
А.А. Там же, за шкафом бутылка, что же ты не взял?
П.А. Ну, так я принесу (уходит в дальнюю дверь).
Галина. Вот видишь, мама, как ты хорошо придумала насчет извещения. Славик вернулся в Комсомольск, три дня назад получил посылку, которая пролежала, кстати, два с половиной месяца. Он все это время был в совхозе. И тут же об этом приходит телеграмма.
А.А. А сам-то он ничего не сообщил, значит, хочет устроить сюрприз.
Татьяна. Может, бутылку на утро оставим?
А.А. Ну что ты, Танечка! Встречу обязательно нужно отметить.
Возвращается П.А. с бутылкой в руках.
П.А. Сибирская!
Николай. Ну-ка, дай, пап, погляжу. Это интересно, у нас такой нет.
Разглядывает, потом открывает и наливает всем.
А.А. Впрочем, Танечка, у нас и шампанское есть.
Галина. А где оно, мама?
А.А. На кухне в шкафу, внизу.
Галина приносит шампанское.
Галина. Миша, открой, пожалуйста.
Михаил спокойно вскрывает бутылку, без громкого звука, и разливает в фужеры женщинам.
Михаил. Пап, а тебе? Может, шампанского?
П.А. Не-а, я лучше сок томатный, мне больше ничего не надо.
Николай. А что, папа, ты совсем не пьешь?
П.А. М-да, запретили врачи. Вон у меня хватает питья, каждый день пью, целая галерея бутылок на серванте, Галинка принесла.
Михаил. Ну что, чокнулись? Что тянуть?
Татьяна. Мама, а ты болеть не будешь, может, сока?
А.А. Я глоточек шампанского выпью за приезд.
Галина. Пусть выпьет, ничего не будет от глотка.
Михаил. За удачный приезд!
Все чокаются , закусывают.
П.А. Вы-то, Коля, хорошо приехали, а вот Танечке досталось…
Галина. Да… Там мы круглосуточное дежурство устраивали. Валера, Миша и я. Кто свободен, не на работе – тот в аэропорту.
А.А. Танечка… когда приехала – они все сонные, двое суток не спали, как следует, урывками всё.
Галина.  А она, бедная, вообще приехала без сил – от самолета к аэровокзалу Машеньку и вещи чужие люди несли.
Татьяна. Самолет на сутки в Новосибирске задержали. Как я потом выяснила, в этот самолет было мало пассажиров, поэтому рейс отложили, чтобы набрать полностью с двух рейсов. Я у бортпроводницы спрашивала.
П.А. Паразиты!
Татьяна. Хоть в комнату матери и ребенка удалось устроиться, но все равно это была мука. Всё битком, все едут куда-то, лето же, примоститься негде. Если б я бы одна…
Михаил. Сегодня радоваться надо, а вы какие-то грустные истории рассказываете. Давай-ка, Коля, еще по одной. Я вообще-то сейчас не пью, но ради такого с лучая…
Николай. А ничего эта «сибирская», неплохая…
Михаил (громко и весело). Как слеза!
Разговоры продолжаются, свет постепенно гаснет, сцена меняется.

Сцена 2. Двор.
С левой стороны крыльцо небольшого домика – времянки. У времянки – желтая дверь. С другой стороны – крыльцо большого дома с перилами. Вдалеке – изгородь усадьбы (между домом и времянкой) и сарай. Слышится заливистое пение какой-то птицы, различные трели, свист, щёлканье. Яркое утреннее солнце, голубое небо.
К времянке выходит Славик с ярко-красной сумкой и портфелем. Пытается открыть дверь времянки, она заперта.
Славик. Значит, Таня спит во времянке. Не хотелось бы будить. Домой идти – всех разбудишь. Пусть лучше пострадает она одна. (Стучит).
Женский голос: Кто там?
Славик. Свои, свои, открывай!
Женский голос: Подожди, оденусь…
Дверь открывается, выходит Галина.
Галина. Ой, Славик! Откуда ты? Я думала, что Коля за чем-то пришел. (Обнимает Славика). Приехал! Ну, с приездом! (Целует).
Славик. Как, и Коля здесь?
Галина. Ну да, мы с Мишей его и Алешу этой ночью встретили. Мы легли спать, а мужчины еще оставались разговаривать, поэтому я и решила, что Коля еще не спит…
Славик. Так, значит, этой ночью? А на чем вы приехали?
Галина. На такси, а что?
Славик. Я же был там, когда прилетел самолет из Волгограда, и слышал, как диктор объявлял рейс 6166.
Галина. Точно, этот рейс…
Славик. Я еще сидел в кресле и подумал, что этим рейсом мог прилететь Коля, но он написал мне, что отпуск будет с десятого. Поэтому решил, что он прилетит одиннадцатого, не раньше.
Галина. Десятое – понедельник, он прилетел на выходные.
Славик. Можно же было догадаться! Нужно было идти и смотреть внизу – на всякий случай. Но я  настроился уже сидеть до утра, чтобы не беспокоить наших ночью…
Галина. С нами бы на такси уехал.
Славик. Маме была бы двойная радость.
Галина. Я наверху два раза проходила…
Славик. А я с краю сидел…
Галина. Как же я тебя не заметила! Я искала место посидеть – перед самым прилетом самолета.
Славик. Мне еще и кресло неудобное попалось, поспать, как следует, не удалось, в кошмарах ночь провел… но, в общем-то, я привычный…
Галина. Славик, мама тебя сегодня ждет, так что все в порядке. Тихоня вчера весь день умывался, мама и говорит: «Как хотите, а завтра приедет Славик, вот помянете мое слово, крайний срок - послезавтра». Как видишь, угадала! (Говорит, положив Славику руки на плечи0. Как ты загорел! Возмужал!
Славик. Ну, уж и возмужал! А Миша где?
Галина. Там спит (показывает на дверь времянки).
Славик. Пойдем, поздороваюсь с ним. (Заходят во времянку).
На крыльцо дома выходит Татьяна. Она жмурится (солнцу навстречу), улыбается и разводит руками.
Татьяна. Какое чудесное ласковое солнце! Сибирское утро! Тишина… все спят. Только наш певчий воробей не умолкает, заливается, как соловей (смотрит наверх). Пой, пой свою песню!
(Взгляд ее падает на времянку, идет туда, подходит к крыльцу).
Что это? Кажется, начинаю догадываться.
(Хочет подняться на крыльцо, но дверь открывается, и оттуда выходят Славик и Галина).
Вот это кто! А я-то смотрю: чья такая яркая сумка? (Обнимаются и целуются). Ну, здравствуй, братик! Просто не верится, как это ты сумел приехать? И надолго? Нет, не верится! (Целует). Мой хороший…
Славик. Здравствуй, Таня! .. Мне тоже не верится… Еще сутки назад я был далеко, в Комсомольске, и вот я здесь… Буду здесь до конца июня… У Коли сколько дней отпуск? Пятнадцать?
Татьяна. Да, пятнадцать рабочих дней.
Славик. А у меня отгулов – восемнадцать рабочих дней.
Татьяна. Вот здорово! Ну, Коля-то еще за свой счет взял неделю.
(Все втроем обнимаются).
Галина. Вот и мама проснулась, смотрит в окно.
Славик. О, я пойду домой…
Быстрым шагом идет к крыльцу дома, заходит. Сцена переворачивается, вновь – гостиная, как в сцене 1. Окно залито светом – солнечная сторона.
Славик и А.А. стоят, обнявшись.
А.А. А я жду – не дождусь моего ненаглядного… Родной мой! Как ты вовремя приехал… Я сплю и чувствую, что мне будет какая-то радость.
Славик. Сон видела?
А.А. Нет, но мне словно кто-то говорит во сне: сегодня будет большая радость, и я чувствую, что эта радость это то, что приедешь ты… Я даже проснулась, и у меня нет никакой тревоги, такое хорошее состояние, и голова нисколечко не болит, словно не было никаких ночных волнений. Мы сегодня очень поздно легли – встречали Колю и Алешу, потом долго сидели, разговаривали. Но на меня это совсем не подействовало… А потом спокойно уснула. Я знала, что ты приедешь. Наш Тихоня целый день вчера умывался, причем, так старался, что все лапки облизал – готовился встречать гостей. Я всем так и сказала: Славик завтра приедет… Дорогой мой сын… (Плачет).
Славик. Ну, что ты, мамочка, я же приехал, все сейчас хорошо.
А.А. С сюрпризом приехал, мой милый…
Славик. У меня не было возможности сообщить… вначале я еще не знал: удастся ли вообще приехать. Когда это выяснилось, оказалось, что нет билетов на ближайшее время ни на поезд, ни на самолет. Остался последний шанс: до Хабаровска от Комсомольска по Амуру на «Метеоре». Точно получилось: взял билет на следующее утро. Просто гора с плеч. Но сообщать рано, ведь в Хабаровске мог не уехать. А в Хабаровске удалось сесть на самолет, хоть и с великим трудом. Там было уже поздно сообщать. Так вы и не знали, где нахожусь.
А.А. Как же! К нам телеграмма пришла, что ты получил посылку в Комсомольске. Да вот она (берет со стола бланк, Славик читает). Как мы ее получили, я сразу сказала: Славик с сюрпризом приедет.
Славик. Вот, в чем дело! Значит, вы всё знали! Зря я беспокоился. Посылка пролежала на почте почти три месяца. Я писал на почту, чтобы ее сохранили.
А.А. Я сама уже забыла, что посылка с извещением, а когда пришла телеграмма, вспомнила. На почте меня спрашивали: «С извещением будете?», как-то было все равно, но ответила: «Ладно, с извещением» - вот как пригодилось! Славик, ты читал мою приписку в Танином письме?
Славик. Да, читал. Я понял, что тебе очень тяжело, но раньше не мог приехать, мама.
А.А. Тогда мне было очень плохо. Отец лежал в больнице, ему уже полегчало к этому времени, но он был на грани жизни и смерти. Ко Дню Победы его выписали, но до сих пор он держится на лекарствах. Ну вот (задумалась). Танечка тогда сдавала остальные зачеты и экзамены, у нее совершенно не было времени. Все заботы о Машеньке легли на меня. Ты сам знаешь, какое у меня здоровье. А сколько забот с ребенком, боюсь даже вспоминать: постоянно в напряжении, постоянно с ней – ни шагу в сторону нельзя ступить. А ведь нужно что-то поесть приготовить, и другие дела делать… Про телевизор мы уже забыли совсем. Но сейчас получше, отец с ней занимается, да и у Тани побольше свободного времени, а сейчас и ты приехал… Можно хоть вздохнуть с облегчением. Ну, слава богу, у тебя все благополучно… как ты загорел! Ты всё трудности ищешь, дорогой, и ничего тебя не берет! Не зря я тебя детям в пример ставлю, ты у меня везучий (обнимает). Я рада за тебя.
Заходят Галина и Татьяна, заносят вещи Славика.
Галина. А остальные еще спят?
Татьяна. Погляжу, как там Машенька (уходит в дальнюю дверь).
А.А. Ты не представляешь, дорогой, какое ты мне счастье привез. Для меня вся жизнь – это встречи и расставания. И вот снова собрались все вместе за долгое времечко – на целый месяц! Мне кажется, у меня такое чувство, Славик, что ты просто уезжал на время в командировку, и вот вернулся – насовсем… и что никуда больше не уедешь… но нет… (плачет), ты… ты опять уедешь…
Славик. Мамочка, но я же не насовсем туда уехал, только посмотреть. Через три года вернусь.
А.А. Через два, ты же обещал: через два!
Славик. Ну, хорошо, через два.
А.А. Нам еще дожить нужно эти два года, время для нас катится под горку – все быстрее и быстре. Это вам незаметно, молодым.
Славик. Я, хотя и заключил с предприятием договор на три года, думаю, можно его и раньше расторгнуть. При необходимости.
Галина. Мама, ну хватит тебе плакать, радоваться надо…
А.А. А ты сама-то?.. (Плачут обе)…
Татьяна (входит). Что-то у вас совсем всё на мокром месте, ну-у…
А.А. От радости, Танечка… от радости.
Все плачут, кроме Славика.
Конец 1-го действия. Занавес.

Продолжение:  http://www.proza.ru/2020/04/14/1461


Рецензии