Дом на улице Ангарской Действие 2

 (пьеса в 4-х действиях для домашнего чтения)

Действующие лица:
Петр Алексеевич (П.А.) – отец семейства;
Анна Александровна (А.А.) – мать семейства;
Галина, Валерий, Татьяна, Славик – братья и сестры по старшинству;
Михаил – муж Галины; Варвара – жена Валерия; Николай – муж Татьяны; дети: Лена, Алеша, Света
Сергей – друг Николая и Славика.

Действие 2 (в 3-х сценах)

Сцена 1 (двор). С левой стороны крыльцо небольшого домика – времянки. У времянки – желтая дверь. С другой стороны – крыльцо большого дома с перилами. Вдалеке – изгородь усадьбы (между домом и времянкой) и сарай.
Раннее утро. Славик делает гимнастику перед крыльцом дома. С крыльца времянки спускается Татьяна, здоровается: «Доброе утро, Славик!», он не слышит – стоит спиной к дорожке. Татьяна уходит влево от времянки, возвращается, заходит во времянку и выходит с ребенком в руках. Теперь Славик стоит, приседая, лицом к дорожке. Татьяна проходит мимо.

Славик. Здравствуй, Таня!
Татьяна. А я с тобой уже здоровалась.
Славик. Когда? Я не слышал, извини. Ты скоро поедешь?
Татьяна. Нет, я не тороплюсь, почитаю немного.
Поднимается на крыльцо дома, смотрит, как Славик делает зарядку, заходит в дом.
Через некоторое время на крыльцо времянки выходит Николай. Потягивается, подходит к Славику.
Николай. Зарядку делаешь?
Славик делает уже боксерские движения руками, останавливается.
Славик. Доброе утро! (Продолжает двигаться).
Николай. У тебя не зарядка, а целая тренировка. Ты сколько ударов делаешь каждый раз?
Славик. (Останавливается). Коля, я когда двигаюсь, не могу разговаривать, со счету сбиваюсь.  Две тысячи. (Продолжает бить руками).
Николай (садится на крыльцо дома). Вот кончится у меня отпуск, домой вернусь в Волгоград, и тоже возьмусь делать зарядку. Каждое утро буду.
(Славик делает вращательные движения поочередно каждой рукой. Николай достает сигарету, закуривает. Славик делает несколько пробежек между домом и времянкой).
Обязательно буду брать Алешку с собой, благо, бегать у нас есть где. После зарядки будем принимать холодный душ, потому что без закаливания зарядка никакой пользы не принесет.
(Выпускает клуб дыма. Славик берет полотенце, висящее на перилах крыльца, и идет умываться за изгородь. Слышно, как льется вода из водопроводного крана. Николай выходит на середину и смотрит. Славик возвращается, растираясь до пояса полотенцем).
Вот так и я буду каждый день! Весь жирок сгоню. Ну, как ощущения, Петрович?
Славик. Совсем другой человек стал! Лет на десять моложе! А ты зря, Коля, откладываешь зарядку на потом, вряд ли тебе удастся там заняться. Дело не в том, что не будет времени. Для физического движения нужно иметь желание, потому что придется вставать раньше. Начинать всегда трудно. Потом выработаешь привычку, организм будет хотеть двигаться. Начинай здесь, с сегодняшнего дня, прямо сейчас…
Николай. Как я сейчас начну? Ты же видишь, я курю!
Славик. Кстати, когда занимаешься физическими упражнениями, проще бросить курить – чувствуешь, как курение мешает. Там, Коля, ты еще будешь стесняться бегать по утрам, потому что вокруг – люди. А здесь никого нет – бегай себе на здоровье! Хотя бы по двору. Так что все условия для начала есть – дерзай!
Николай. Что я там буду стесняться? Возьму да побегу. Бегать есть где – две девятиэтажки торчат, вокруг них и буду. Каждое утро. Зря ты так говоришь…
Из-за времянки выходит Валерий, подходит к дому.
Валерий. Здорово, паря. Приветствую, Коля. (Жмет обоим руки).
Николай. Доброе утро, Валера.
Славик. Здорово, паря. Тебе на работу?
Валерий. Ну. Здоровяк стал, здоровяк.
Славик. Весь в тебя, брат.
Валерий. Вот где здоровья-то, Коля, набираться – на Дальнем Востоке. Сибирь уже не то.
Николай. Да-а.
Валерий. Все некогда спросить, паря, как там у вас на дальнем на востоке, где лучше?
Славик. Где нас нет.
Валерий. А-а. ну, понимаю. (Бьет Славика ладонью в грудь, слышится хлопок, Славик отвечает тем же, но хлопок слабее). Крепыш! Тебя бы ко мне на работу, поворочать катанку.
Славик. Нет, спасибо. Я уж лучше буду заниматься зарядкой. Паря, как бы нам за черемшой смотаться? Сейчас самое то.
Валерий. Нужно подумать.
Уходит за времянку, где у него гараж, возвращается с мотоциклетным шлемом. Николай в это время закуривает.
Николай. Что-то я курить много стал.
Славик. Да еще натощак.
Николай протягивает Валерию пачку сигарет.
Валерий. Не. У меня «Лайка», я к ним привык (закуривает), сегодня  я работаю в день, завтра – в ночь, вот давайте завтра, где-то в обед. А? Коля, ты как?
Николай. Я всегда готов. Я отпускник.
Валерий. Ну… договорились. Ладно, помчался, мне пораньше надо. Паря, держи краба!
Протягивает Славику ладонь с растопыренными пальцами, тот хочет ответить тем же, но Валерий поддевает его ладонью по плечу так, что Славик отлетает в сторону, а сам быстрым шагом идет за времянку.
Славик. Ты!
Бежит вслед за ним. Николай улыбается.
Николай. Братовья!
Анна Александровна выходит на крыльцо дома.
А.А. Коля, доброе утро!
Николай. Доброе утро!
А.А. А где Славик, ты не видел?
Николай. Вон он там, с Валерой.
А.А. Валере же на работу…
(Звук мотоцикла, несколько раз «газует», затем удаляется. Идет Славик).
Славик, доброе утро!
Славик. Доброе утро, мама!
А.А. Ты уже сделал зарядку, сын?
Славик. Ага.
А.А. Чем ты хочешь заниматься?
Славик. Хотел дрова поколоть, но надо еще посуду помыть, там полный стол грязной…
А.А. Славик, сдай пустые молочные бутылки. Полная кладовка накопилась. А отнести некому. Посуду папа помоет.
Славик. Хорошо. Мне на велосипеде пять минут хватит.
А.А. Только позавтракайте. Там есть кое-что, нужно только чай заварить. А торопиться некуда, киоск все равно с девяти работает. Еще нужно Мухтарку покормить.
Славик. Хорошо.
На протяжении утренней сцены иногда слышится лай и повизгивание собаки. Со стороны времянка к крыльцу дома в спортивных костюмах быстрым шагом идут Галина и старшая ее дочь Лена.
Галина. Здрасте!
Лена. Здрасте! Мы торопимся на работу. Нам надо переодеться.
Все здороваются.
А.А. Здравствуйте. А вы откуда, Галя?
Лена. Мы с дачи, нам некогда…
А.А. Галя, вы помните, что сегодня собираемся…
Галина. Мама, помню. А где сама дипломница?
Лена (из двери дома). Мама, без пятнадцати!
А.А. С Машенькой дома занимается… да, Валеру предупредили? Славик!
Галина с Леной заходят в дом.
Славик. Я сказал ему, когда он отъезжал, чуть не забыл.
А.А. Да, вам пораньше нужно… помочь приготовить.
А.А.  уходит в дом, за ней Николай, за ним - Славик.

Сцена 2. Гостиная.
Татьяна сидит перед столом, перед ней – книга, бумаги, стакан чая.
Заходят Анна Александровна, Николай и Славик. Из комнаты справа выходят Галина и Лена (в обычной одежде).

Татьяна. Вы мне нисколько не мешаете, что ты говоришь такое. Мне не хочется защищаться в первых рядах, поэтому поеду позже.
Галина. Танюшка, ну, как у тебя настроение?
Татьяна. Да пока нормальное вроде. Не до конца написала свою речь, у меня тут рецензия на пять листов. Я не согласилась с Богатом в одном пункте: была ли любовь в Древнем Риме. Богат утверждает, что была, а я считаю, что тогда могло быть лишь влечение мужчины к женщине и наоборот. Рецензент же приводит, как подтверждение любви, стихи самых разных авторов того времени. Ну, так что? В таком случае вопрос стоит уже так: что такое любовь?!
Галина. Мне кажется, тут главное отстоять свою точку зрения…
Славик. Лена, что это на тебе?
А.А. Это новый сарафан, она сама сшила.
Славик. Здорово!
Николай. Вот молодец – сама сшила!
Галина. А папа где, спит?
Татьяна. Нет, он с Машенькой, она уже проснулась.
Лена (поводит плечами, улыбается и отворачивается, шутливо показывая: вы не можете шить, с вами и разговаривать не надо. Смотрит на свои часы). Мама, уже без семи минут.
Галина. Сейчас, сейчас идем.
Лена (резко). Ну, я пошла! (выходит, при этом нарочно задевая плечо Славика).
Галина. Моя работница! Ну, Танечка, не бойся ничего (целует ее), держись, знай, что мы с тобой, моя дорогая, ни пуха тебе ни пера!
 Татьяна. К черту.
Галина. Побегу.
А.А. Галочка, когда вы придете?
Галина (в дверях). Ну, мама, как освобожусь, сразу же сюда. Славик! Я вспомнила, что видела тебя в аэропорту. Еще подумала: вот парень, как похож на нашего Славика. Я еще Мише об этом сказала. Ты такой загорелый был, как никогда, поэтому не поняла, что это ты.
Дверь открывается.
Лена. Ну, мама, без пяти!
Галина. Это я во всем виновата! Бегу! Танечка, счастливо!
Татьяна. И тебе тоже!
А.А. Леночка – молодец! Второй день уже работает санитаркой в поликлинике. Вот, уже трудовые деньги будут! Пора почувствовать цену труду, да и деньги будет ценить иначе. Хорошо, что Галя там же, в поликлинике, работает. Сейчас у нее отдельный кабинет и должность фармацевт-информатор. Единственная на весь город должность. Они и обедают вместе – внизу, в аптеке.
Татьяна. Лена по сочинению что получила?
А.А (Славику). Лена так хорошо сдала экзамены за восьмой класс. А по сочинению вчера стало известно, Галя сказала. Четверку получила по сочинению. Ну, пиши, Танечка, пиши.
Татьяна. Коля, ты бы заменил папу.
Николай. Я еще не умылся.
А.А. Ничего, Танечка, не беспокойся, мы управимся.
Славик, затем Николай уходят на улицу, Анна Александровна идет в дальнюю дверь. Затем из этой двери выходит Петр Алексеевич.
Татьяна. Отпустила тебя мама?
П.А. Надо посуду помыть, в наших условиях это ой-ё-ёй сколько работы!
Татьяна. Как у тебя здоровье, папа?
П.А. Да вроде ничего. Где сердце, так тут постоянно тянет.
Прикладывает ладонь к левой стороне груди. Татьяна сочувственно кивает головой.
Галинка мне каких-то зарубежных лекарств принесла, и названия-то не выговоришь, эти вроде получше помогают.
А.А. (вышла из дальней комнаты). Отец, нужна твоя помощь. У Машеньки тут беда приключилась, принеси теплой воды, там на кухне в чайнике кипяток должен быть, Славик чай заваривал.
Татьяна. Мама, может быть, я?
А.А. Сиди, сиди, Танечка, мы все сделаем, дело привычное.
Анна Александровна вновь идет в дальнюю дверь, Петр Алексеевич выходит на веранду (через входную дверь), возвращается с ковшом в руке, проходит в дальнюю дверь. Татьяна читает, что-то пишет, затем идет в дальнюю дверь. Оттуда Петр Алексеевич проходит потихоньку на веранду. Сцена разворачивается.

Сцена 3 (двор).
Во дворе Славик чистит картошку. Николай сидит на крыльце.
Николай. У тебя нож еще есть?
Славик. В столе на кухне есть.
Николай поднимается, заходит в дом, возвращается с ножом. Садится рядом и чистит. Выходит Анна Александровна.
А.А. Славик, ты что хочешь сделать?
Славик. Поджарить. Там почему-то есть нечего. Поджарится быстро.
А.А. Папа должен идти за мясом, в ветеранском магазине сегодня мясокомбинат, может, что-то будет существенное.
Николай. Так он без очереди там берет?
А.А. Да, для инвалидов войны там по списку в этом магазине. Ему тут же выдают, сколько положено.
Николай. А сколько положено?
А.А. Это они сами определяют. Смотря, сколько завезли мясопродуктов.
Славик. Ну, хватит этого.
Славик заходит с чашкой в дом, за ним - Анна Александровна, Николай идет во времянку. Из дома выбегает Алеша, мальчик лет восьми, в открытую дверь он кричит: «Бабушка, я умылся, но забыл зарядку сделать… А дядя Слава делал?». Из двери голос: «Делал, Алешенька». Алеша бегает между домом и времянкой, машет невпопад руками и приседает. Сядет-посидит и вновь занимается. Из времянки выходит Николай, смотрит, как сын делает зарядку. Подходит к нему.
Николай. Вот молодец, сыночек, зарядку делаешь.
(Алеша ходит мимо него туда-сюда, руки на поясе).
Сыночек, ты вОт какое упражнение делай (показывает: ноги к вытянутым рукам).
Алеша. Я знаю, я же делаю (делает эти движения несколько раз, вяло).
Николай. А теперь вот так (показывает другое движение). Ну, что же ты?
Алеша (стоит, потупив взор). Папа, я же другие делаю, как дядя Слава…
Николай. Сыночек, я же тебе говорю: делай вот так (показывает), я же лучше знаю.
Алеша (бурчит, хочет заплакать). Не буду я ничего делать! Вот так!
Николай. Ну, вот видишь, какой ты непослушный, я же к тебе по-хорошему. Ну, как с тобой не ругаться?
Алеша убегает за времянку. Из-за времянки выходит Сергей.
Сергей. О, Коля, привет! Как успехи, как дела?
Николай. Здравствуй, Сережа! А ты куда так спозаранок?
Сергей. А мы со Славиком сейчас дрова колоть будем. Мы же с ним вчера кучу дров привезли.
Николай. Я видел на улице.
Сергей достает пачку «Беломора», протягивает Николаю, тот берет папиросу.
Сергей. Закуривай.
Николай. Чей у тебя (рассматривает)?
Сергей. Ленинградский.
Николай. Гляди-ка, здесь ленинградский бывает.
Сергей. В микрорайоне выбросили, я сразу запасся – десять пачек взял. Докурю их и брошу.
Николай. Правильно, курить вредно.
Сергей. Помнишь, Коля, как мы с тобой на Олхе рыбачили, ты тогда чуть меня не обловил, ты ведь первый хариуса вытащил – вот такого (показывает руками).  Но я все равно тебя догнал и переловил. Я же двух хайрюзов тогда поймал, не считая мелочи.
Николай. Давно это было, лет шесть назад.
Сергей. Ну, тогда мы хорошо наловили. Меня трудно обловить, Славик знает. У меня в прошлом году, тоже на Олхе, вот такой хариус сорвался (разводит руками)! Ты - как настроен, может, махнем как-нибудь… с ночевой?
Николай. А как же, обязательно нужно будет, времени у нас почти месяц.
Сергей. Времени хватает, было бы желание.
Славик (выходит на крыльцо дома). Кутузов! Здорово!
Сергей. Сам Кутузов! (Жмет руку Славику).
Славик. Ты что так рано, куда собрался?
Сергей. Дрова колоть, как и обещал.
Славик. Я же тебе сказал, что сам поколю. Достаточно вчера кололи до вечера. Пошли лучше поедим, пока картошка не остыла.
Сергей. Не буду, я дома поел.
Славик. Я-те дам не буду! Пошли!
Сергей. Нет! Сказал – не буду, значит, не буду!
Николай. Мне еще умыться надо (уходит в дом).
Славик. Серега, давай без споров. Пойдем, хоть чаю попьешь.
Сергей. Да не хочу я чаю.
Славик. Пойдем!
Сергей. Ну, ладно, уговорил, Кутузов, четверть стаканчика выпью.
Славик. Сколько времени с тобой потерял!
Заходят. Выходит Анна Александровна.
А.А. Алеша, ты где? Алешенька! Алеша, пойдем кушать! (Алеша идет, опустив голову). Ты умылся, мой дорогой? Ты что, плакал?
Алеша. А чего он…
А.А. Пойдем на кухню, умоешься.
Заходят в дом.
 
Конец 2-го действия. Занавес.

Продолжение:  http://www.proza.ru/2020/04/14/1502


Рецензии