Ни мучительно, ни больно

Книга Николая Алексеевича Островского «Как закалялась сталь» вышла из печати за два года до моего рождения. Потом она издавалась сотни раз на сотне языков народов Советского Союза и на языках других стран. Общий тираж её превышает восемьсот тысяч экземпляров.

Я не могу сказать, что я с пелёнок рос с этой книгой. Дело в том, что я родился, как и все мои братья и сёстры, не в роддоме, а в сарае на соломе. И пелёнок не знал.

Значит, я рос с соломой и с этой книгой.

Все школьники Страны Советов изучали интересный роман Островского. Всех заставляли вызубрить наизусть знаменитую цитату о смысле жизни. Вот она!

«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества».

Моя нищая и безграмотная мама постоянно втолковывала нам, своим детям:
- Все болезни от простуды. Одевайтесь потеплее. Ведь в ваших же книгах учат, что жить надо так, чтобы не было ни мучительно, ни больно.

***

Идею этой миниатюры большинство читателей не понимает. НЕ дано. Нет мозгов.

А смысл в том, что точки зрения на смысл жизни у Островского и у женщины-матери ПРОТИВОПОЛОЖНЫ.


Рецензии
Мама о материальном, писатель Островский о духовном.
Сейчас советскую литературу охаивают, а для моего поколения судьба писателя была примером для выработки силы характера. Возможно, подобные образы и помогали воспитать силу духа, мужество, стремление преодолевать трудности.
А на каких примерах учится нынешнее поколение?
С уважением,

Светлана Давыденкова   26.04.2020 17:51     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение.

Каждая эпоха чем-то хороша и чем-то плоха.
Сейчас есть люди, которые оголтело, безудержно и восторженно восхищаются социализмом: квартиры и путёвки бесплатно, аодка три рубля, колбаса два двадцать. Лечение бесплатно.

Не всем было одинаково. Моя мать квартиру так и не получила. До смерти жила в комнате с подселением. На курорт, в санаторий и в дом отдыха ни разу не съездила.
Колбасу она не ела, водки не пила. Ела картошку и кильку. Питалась плохо.
Мы с женой получили хорошую квартиру, когда мне было 51 год.

Говорят:
- Ах, какие фильмы были при социализме!
Я не поленился, Выписал все советские фильмы от 1930 года до 1991 года. Всего набралось 3492 фильма. Из них путных, нормальных штук 500. Остальные дрянь и мерзость.

И вот люди, чьё детство и юность прошло при социализме, восторгаются им потому, что это было детство. Дети защищены родителями от всех невзгод.

Я, например, сейчас живу лучше, чем при социализме, когда не было ни мяса, ни молока, ни колбасы. За колбасой ездили в Москву, в Киев, в Харьков.

Эсхаровец   26.04.2020 18:44   Заявить о нарушении