От эпидемии к новой Психологии4

Современная антропология за последние полвека в значительной степени отдалилась от реконструкции и изучения прошлых человеческих культур, ее современные интересы обращены к изучению более актуальных в современном социальном плане вопросов – гендерная и возрастная антропология, антропология медиа и профессиональных сообществ, медицинская, юридическая, спортивная антропология.

В этой науке развитие происходит в процессах системного проникновения вглубь и в ширь в действительность, в элементы бытия, событий и явления через познание их связей и их всеобщей связи с действительностью, называемую миром. Сегодня мы имеет дела с качественно новой информацией и иным качеством информационного пространства. «Исчезнуть – такова по сути деятельность и по сути глобальная цель человечества.

Замечает В. Кутырев, и это верно если в апологетике постгуманизма происходит отказ от предметной реальности, замена ее на Ничто с ее потенциализмом и виртуализмом, в небытие где живой человек уравнивается с бестелесной сущностью.

Многосоставной антропологический феномен идентичности определяется всегда в нестабильных границах человеческого природного существа, все более явно в современных условиях становящийся артефактом, в явлении размытой до предела границы между естественным и искусственным, что объясняется ситуацией фазового происходящего антропологического перехода (Б.С. Юдин).

В сложнейших потоках бессильна становится не только антропология – наука, изучающая человека в его природной и социальной среде, проявляющая смыслы и образы жизни людей во всей совокупности их взаимодействий (коммуникационных и средовых), и любые другие науки, те что привычно рассматривают пути организации, контактные формы и способы совместного осуществления жизни, отделенной от дикой природы.

Л.С. Выготский утверждал, что ключевой момент понимания социальных и психических процессов является опосредование всех их орудиями и знаками, что приводит к цепочке: речь – деятельность – общение (коммуникация).

Наша наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности: разделение и кооперацию научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат; систему научной информации; всю сумму накопленных ранее научных знаний. Но мы с потерей живого в исследованиях и жизни, с виртуализацией любой реальности, в науке происходят те же амбивалентные процессы, что и в жизни.

Фридрих Ницше раскрыл противопоставление человека обычного и сверхчеловека: «В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель… Человек есть нечто, что должно превзойти».

Мы завершены по-своему в своей идентичности, распознаваемой как самохарактеристика человека, включающая по определенному мнению , ролевые предписания сложенные в совокупности качественных свойств, навыков, задатков, привычек и статусов (права, обязанности, символической капитал референтной группы), дополненные неосозноваемыми но действующими мифами, эмоциональными и ценностными оценками, переживаниями.

Помимо индивидуального, нам нужен и ответ коллективный, зачем человечество существует на планете?

Долгое время в древнегреческой мысли не выделялся человек из Космоса, напротив, он как микрокосм управляется теми же законами, что и окружающая его природа материальная часть Космоса (Макрокосм).

Платон добавлял, как особое свойство человеческой души – любовь. В основе идеала человека, характерного для эпохи Нового Времени, - самоопределение свободной личности, прежнее местоположение человека – «образ и подобие Божие» сменил человек «царь природы», обладатель всемогущего разума, оно же предельное основание индивидуальной жизни и ее центр сознания - личность.

Известно, что благодаря Шеллингу и Гегелю, Абсолют превратился в категорию, стремящуюся к обобщению таких предельно общих понятий как «единое», «апейрон», «нус», «логос», «дао», «все», «субстанция», «всеобщий субстрат», «неизмеримое», «непознаваемое», «бездна бытия», «совершенство», «максимум», и «минимум».

Ныне мы надеемся на науку, а любое открытие обладает двойным назначением, то есть характеризуется наряду с позитивом и не менее мощным социальным негативом, а что хуже, но незамечаемо нами по отношению к природе.

А еще немалую роль играет выбор «исследовательской оптики», обращения к определенной области знания. Восторжествовал практический разум – это способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов, благодаря этому, человек способен на преобразование природы, создавая вещи, соответствующие человеческим представлениям. В познании же человеческом.

По Канту, бытие закрыто от теоретического разума, который постигает лишь то, что сам творит, а мир свободы – не то, что есть, а то, что должно быть.

Так, что у нас тогда должно быть, если сейчас мы понимаем, что было построено Нечто, но на самом деле, построенное оказалось Ничто?


Рецензии