Стаи слов 47

+++
Роман - дитя терпения
Один умный человек сказал, что писать романы невероятно трудно, а читать ещё  труднее. Нам же остается только предполагать, что он имел в виду. Роман обычно описывает длительный период из жизни героев, и это описание должно быть динамичным:  завязка-конфликт-развязка. Персонажей в романе много, надо провести по сюжету каждого,  заставив сыграть отведенную ему роль. Это требование желательное, то есть так должно быть «по законам жанра». Но, поскольку законов жанра как таковых нет (их придумали для себя литературоведы), автор часто ими пренебрегает. И бедные неглавные герои оказываются брошенными (или заброшенными где-то в середине повествования). И немой вопрос -  «зачем я тут был?» - остается без ответа. Автор, решившийся на роман, помимо литературных достоинств, должен  иметь великое терпение, чтобы довести начатое дело до конца. А потом еще многократно «прогонять» текст сквозь строй критических взглядов (если у него нет литературных «негров» или личного редактора). Каким терпением должен обладать читатель - говорить нет надобности...

+++
Сказать и не сказать
Когда бурлящее внутри чувство бьет через край и удержать его нет никакой возможности, оно выплескивается на лист. Чувство не заботится  о правилах языка и правилах приличия, у него есть только одна забота - выйти наружу. В таком состоянии чувство неукротимо. Но вот извержение произошло. И что же? Трезвеющий разум взирает на содеянное чувством и ужасается: так обнажать душу нельзя! Уж слишком неприкрыто, беззастенчиво и страстно, уж слишком горячо…  Все узнаваемо,  явно; сказать так -  это  выдать себя с головой, выдать каждому, кто прочтет. Но и не сказать об этом невозможно. Слишком сильна энергия самовыражения, она требует выхода. Как же сказать, чтобы не сказать? Не выболтать ненароком самое сокровенное? Невозможно? Отчего же нет, возможно - в стихе, например…

+++
Раньше говорили «мировоззрение», теперь стали говорить «мировидение». За ученым человеком давно замечено пристрастие к новым словам. Вполне объяснимо: все старое надоедает. И слова, долгое время не выходившие из употребления, начинают казаться тяжеловесными или просто затертыми. Посудите сами, какое впечатление производит «мировоззрение», какие ассоциации возникают, когда слышишь  слово или произносишь? Начнем с «воззрения» - звучит высокопарно, отстраненно, абстрактно. Так и хочется сказать: ишь ты, воззрение у него! Воззрение  - не плоско и не поверхностно, оно предполагает масштаб - широту и глубину; оно система - значит, имеет  элементы и уровни, структуру. И еще обращено в сторону необъятного,  то есть мира, без границ и берегов. То ли дело «мировидение»! - мило и изящно. Видение ни к чему не обязывает: я так вижу.  И точка. Да, чисто субъективно. А объективен кто ж? Ах, вы этот мир видите другим? Ну,  это уже ваша проблема. А еще на слух «мировидение» похоже на меровингов. Пишется по-другому, но с голоса не отличишь. И это тоже приятно - намек на причастность к королевской династии. А как роскошно звучит: мировидение меровингов. Просто тема для диссертации…

+++
… и тучи над Москвой спускаются все ниже, и прочь бежит покой, тревога бусы нижет вкруг шеи. В пору сна тоска не отпускает. И все-таки весна - звенит, зовет, сверкает. Днем балует теплом, стращает в ночь морозом. Предчувствуя излом, стих вытесняет прозу…


Рецензии
Интересные наблюдения однако!

Александр Занев   14.04.2020 19:15     Заявить о нарушении
Благодарю, Александр!

Ирина Дмитриевна Кузнецова   19.04.2020 20:54   Заявить о нарушении