История в лицах. Кирилл и Мефодий

           Кирилл (Константин Философ)(827 г. - 14 февраля 869 г.)
               и Мефодий(820 г. - 23 апреля 885 г.)

Основные места жизни и деятельности:Фессалоники, Константинополь, Афон, Багдад, Херсонес, Преслав, Итиль, Велинград, Рим, Блатноград, Райхенау.
Предки: служилые византийцы.
Учителя: Лев Математик, Фотий.
Друзья, соратники, покровители: Феоктист, Ростислав, Коцел.
Противники: Святополк, Вихинг и другие.
Ученики: Горазд, Ангеларий, Климент, Наум, Константин.
Современники:Аскольд и Дир, Борис, Ростислав, Святополк, Василий Македонянин, Лотар, Карл Лысый, Людовик Немецкий, Мутаваккиль, Ар-Рази, Наср I.
Литература:
В.Воскобойников, Братья: Кирилл и Мефодий.
С.Х.Караславов. Солунские братья(Кирилл и Мефодий).

  Занятие "История в лицах. Кирилл и Мефодий" идёт в курсе занятий по истории вслед за занятием этого же типа "Карл Великий". Вначале учащиеся отвечают на вопрос, заданный на дом:"Почему в наши дни за укрепление европейского общества государств дают премию имени Карла Великого?" От повторения, в частности, заключения о роли Карла Великого и его Академии в распространении образованности и учёности в IX веке на западе Европы, легко перейти к просвещению Восточной Европы в том же веке, связанному с именами "солунских братьев" Кирилла и Мефодия.
  Переходя к рассказу о просветителях славян, нужно обратить внимание на целый ряд парадоксальных фактов, как-то затушёванных расхожими представлениями. Прежде всего - почему Кирилл и Мефодий, а не Мефодий и Кирилл - ведь старшим братомбыл Мефодий? Мы говорим "Кирилл", "кириллицей" называем славянскую азбуку, а ведь этот человек почти всю жизнь носил имя Константин - в том числе и в момент сотворения азбуки, и стал Кириллом незадолго до смерти, постригшись в монахи. Имена братьев почитаются больше всего в Болгарии, но с Болгарией в их жизни был связан вроде бы лишь эпизод... И, наконец, точно ли Кирилл и Мефодий изобрели тот алфавит, который называют кириллицей? А откуда тогда взялся другой славянский алфавит - глаголица?
  Происхождение Кирилла и Мефодия также окружено неясностями и загадками. Считается, что их отец, Лев, был греком, а мать, Мария, - славянкой, хотя это не доказано. Впрочем, второй по величине город тогдашней Византийской империи - Фессалоники(Салоники), по славянски - Солунь, был местом, где рядом проживали греки и славяне, а значит, братьям с детства хорошо были знакомы славянский язык и обычаи. Отец, бывший в молодости военачальником и пользовавшийся расположением императорского двора, смог дать сыновьям прекрасное образование: они знали, кроме греческого и славянского, латинский и древнеееврейский языки. Мефодий долгое время шёл по стопам отца - служил в войске, а затем стал администратором в Малой Азии и родной Македонии. Константин же был отправлен в Константинополь - продолжать образование. Среди его учителей оказались такие просвещённые люди, как Лев Математик и патриарх Фотий. Молодой их воспитанник быстро привлёк внимание рассудительностью, тягой к усвоению самых разнообразных знаний и умением вести острые диспуты. Константин, прозванный Философом, уже к 20 годам оказался в самой гуще ожесточённого противоборства иконоборцев и иконопочитателей. В какой-то момент юноша понял, что его способности используются теми, кто организует придворные интриги. Он покидает столицу и оказывается в одном из монастырей на Афоне.
  Но в 851 г. Константин вновь на государственной службе - ему поручается отправиться с ещё несколькими учёными с миссией в Багдад, где вёл диспуты о вере с арабскими богословами. Константин добился в результате своей деятельности в Багдаде благосклонности со стороны халифа Мутаваккиля и улучшения отношений между государствами. Ещё более трудную и ответственную миссию возглавил Константин в 861 г., когда византийское посольство отправилось в Хазарский каганат.  В хазарскойстолице Итиль в низовьях Волги Кирилл также вёл религиозные диспуты - официальной религией у хазар стал иудаизм, но борьба служителей и христианской, и мусульманской религий за распространение своего влияния у хазар продолжалась. По пути в Херсонесе - византийском городе в Крыму - Константин отыскал мощи папы римского II века Клемента, сосланного когда-то на окраину Римской империи и погребённого на островке у Херсонеса. Мощи были перевезены в Константинополь. По некоторым седениям, Константин крестил в Тавриде(Крыму) сотни язычников и прежде всего - русов.
  Гораздо меньше сведений в эти годы имеется о Мефодии. Несомненно только то, что он, возможно, разочаровавшись в государственной службе, стал монахом-отшельником(анахоретом). О нём вспомнили, когда в 862 г. в Константинополь прибыло посольство от князя Великой Моравии Ростислава. Князь хотел сближения с Византией в противовес засилью немецких священнослужителей после начала обращения страны в христианство. Великая Моравия включала в себя племена предков словаков и чехов и оказалась в центре пересечения сфер влияния западного и восточного христианства. Ростислав просил прислать за Дунай греческого епископа, чтобы вывести свою территорию из подчинения епископу Баварскому. Также он хотел приезда учёных людей, умеющих излагать не по-латыни, а по-славянски церковное учение, чтобы оно было понятно для паствы.
  Император Михаил и патриарх Фотий не хотели портить отношения с папой римским из-за Моравии, но учёных людей решили послать. Выбор пал на Константина и его старшего брата. Михаил сказал им:"Вы солуняне, а все солуняне чисто говорят по-славянски". Существует предположение, что до Ростислава о славянской грамоте задумывался и болгарский князь Борис, к которому приезжал с миссией Мефодий. С прибытием моравского посольства уже начавшаяся работа братьев по созданию славянской грамоты ускорилась.
  Возможно, Константин вначале усовершенствовал "четы и рези", уже существовавшие у славян, в азбуку глаголицу. Начертания её букв отчасти похожи на ряд ближневосточных алфавитов - коптский, армянский, эфиопский, грузинский. Несколько букв соответствовали специфическим звукам славянских языков - "ж", "ч", "ш", "щ"; они с минимальными изменениями перешли и в кириллицу - азбуку, видимо, составленную на протяжении последующих лет на основе греческого алфавита с добавлением букв для обозначения ещё ряда звуков. Есть мнение, что кириллицу разработали ученики просветителей. К весне 863 г. был закончен письменный перевод на славянский язык Евангелия в объёме, читаемом в церкви. Только после этого братья совершили нелёгкое путешествие в Моравию.
  Три с половиной года продолжалась совместная деятельность Константина и Мефодия при дворе Ростислава. Просветители продолжали переводить на славянский язык Священное Писание. Одновременно они открыли церковные школы, в которых ученики обучались славянской грамоте. Деятельность братьев сразу же натолкнулась на противодействие немецкого духовенства. Вскоре от него пошли жалобы в Рим. Для осуждения посланцев Византии надо было придумать веское обвинение. Оно нашлось - якобы Священное Писание и другие христианские тексты свыше предназначены звучать только на трёх языках - древнееврейском, греческом и латинском. "Солунских братьев" прямо обвинили в ереси. В конце концов им пришлось поехать непосредственно в Рим, чтобы эти обвинения снял непосредственно папа. Кроме того, Ростислав и правитель соседнего славянского княжества Паннония Коцел хотели взять Константина епископом, поставленным папой.
  В Рим братья прибыли в конце 868 г. Они нашли расположение к себе у папы Адриана, когда в Вечный город был торжественно привезены мощи папы Клемента, помещённые в его храм. При этом помнили, что разыскал их в Тавриде Константин. Ученики Константина и Мефодия были поставлены в священники, а славянский язык признан богослужебным. Однако вопрос о епископстве не решался. Константин потратил много сил на доказательство своего права на него. Тяжкая борьба со множеством противников и с невежеством усилила его болезнь, и он скончался в Риме 14 февраля 869 г. в возрасте всего 42 лет. Он был похоронен в церкви св.Клемента, где до сих пор находятся его мощи. Перед смертью он принял монашество и имя Кирилл, под которым скончался.
  Мефодию, который остался один во главе посольства в Риме, удалось склонить папу к восстановлению Сирмского архиепископства на Дунае. Его территорией была признана Паннония, куда из Рима поехал Мефодий. Старший брат как бы поднял знамя просвещения, упавшее из рук младшего. В Паннонии(Блатенском княжестве), где жили хорутане(предки словенцев)он широко занялся тем же, что и в Моравии - открытием школ, поставлением славянских священников. Он крестил в том числе чешского князя Боривоя и княгиню Людмилу, почитаемую чехами как проповедницу христианства.
  Но грянула гроза. В 870 г. в Паннонию вторгся немецкий король Людвиг(внук Карла Великого). Мефодий попал в плен и был заточён в монастырь в Баварии. Он был освобождён с помощью папы только через три года. Из Паннонии Мефодий вновь перебрался в Моравию. Однако там были уже не те времена. Власть захватил племянник Ростислава Святополк. В 879 г. он отказал в покровительстве Мефодию. Святополк склонился к союзу с Германией, и вновь в стране стало утверждаться главенство немецкого духовенства. Личным викарием Мефодия был назначен его ярый противник епископ Вихинг. Начались открытые преследования славянского богослужения и церковных текстов. Мефодия и его учеников стали обвинять в заговоре против князя и в который раз - в ереси. Не раз их схватывали и сажали в тюрьму. Всё же Мефодий оказался крепче брата здоровьем и умер 23 апреля 885 г. в возрасте 65 лет. Он был торжественно погребён в кафедральном соборе, но вскоре последовал приказ о высылке из страны учеников Мефодия и о полном запрещении славянского богослужения и азбуки. Некоторые из учеников были арестованы и оказались в рабстве в Венеции. Был казнён Горазд, продолжавший свою проповедь среди словаков.
  Три ученика - Климент, Наум и Ангеларий - бежали кБелграду, гдн, переправившись через Дунай, оказались во владениях Болгарского царства.
Ангеларий вскоре умер, а Климент и Наум получили приют в Болгарии у князя Бориса. Климент стал епископом в городе Охрид(ныне - Северная Македония), где основал духовную школу и продолжил работу по выпуску славянских книг. Епископом в столичном городе Преславе стал другой спасшийся в Болгарии ученик Мефодия Константин. Именно в Болгарии по-настоящему в конце IX-X в.в. утвердилась славянская учёность и грамота Кирилла и Мефодия. Да и церковнославянский язык сложился на основе староболгарского(до сих пор болгары говорят:"аз", "днес", "един", "врата" и т.д.)
  В конце занятия следует обратить внимание на значение деятельности Кирилла и Мефодия и их последователей для Руси,куда уже в начале Х в. проникла кириллица(надпись в Гнёздове). Крещение Руси в 988 г. сопровождалось заимствованием книг и славянской хрестоматийной учёности прежде всего из Болгарии.
  Имена Кирилла и Мефодия, будучи почитаемы церковью, как равноапостольные, намного пережили своё время. В 1856 г. болгарский учитель Найден Геров впервые почтил имена просветителей праздником учащихся в их честь(день памяти Кирилла и Мефодия - 11 мая(24 мая по новому стилю в ХХ-ХХI веках). Это стало заметным событием культурного возрождения страны, боровшейся за освобождение от османского ига. В независимой Болгарии день Кирилла и Мефодия стал поистине всенародным праздником. Отмечали его и в России до 1917 г. - и не только в церкви, но и в некоторых гимназиях, училищах, высших учебных заведениях. В нашей стране он стал возрождаться с 1986 г. и ныне стал официальным (хотя почему-то в последнюю очередь праздником учащихся).
  Кириллица ныне используется как основа болгарского, македонского, сербского, русского, украинского, белорусского алфавитов, а также алфавитов многих неславянских народов России и Центральной Азии.
  На занятии можно показать произведения болгарских художников, посвящённые Кириллу и Мефодию, а также фотографии памятников братьям в Софии, Москве, Киеве. И, конечно, прекрасно прозвучит "Гимн Кириллу и Мефодию" Стояна Михайловского с музыкой Панайота Пипкова:
           Иди вперёд, народ наш милый,            
                К  сиянью будущей зари!               
            Наукой – этой новой силой -               
                Свою дорогу озари!               
            Иди и светом просвещенья               
                Свою судьбу ты обнови,               
            Светить – твоё предназначенье,            
                И Бог тебя благослови!
            Наука – солнце и свобода,
                Её неся, иди вперёд!
            Да не иссякнет дух народа,
                В чьих недрах знание живёт!
            Так пели два солунских брата
                Тому назад немало лет.
            А прошлому, хоть нет возврата,
                Но и забвенья тоже нет.
  Также можно включить в занятие "Гимн Кириллу и Мефодию" П.И.Чайковского.
  Задание на дом:
Попробуйте ответить на вопрос, почему Кирилл и Мефодий почитаются как святые не только православной, но и католической церковью(с XVI века).
  Дополнительный вопрос:
Как вы понимаете оценку деятельности братьев императором Михаилом:славяне "были причислены к великим народам"?(То же самое в русской "Повести временных лет": "велик стал есть язык словенский").


Рецензии
Представленный в этом очерке материал о Кирилле и Мефодии настолько глубок и серьёзен, что трудно себе представить, в какой мере он доступен школьникам. Кстати, в каком классе учащиеся изучают эту тему? Мне кажется, что в таком объёме и с таким количеством дат этот материал могут освоить лишь студенты исторического факультета профильного вуза. В крайнем случае, любознательные школьники, углубляющие свои знания в исторических кружках.
Полагаю, что ученики, ознакомленные с подобными историческими фактами, становятся победителями исторических олимпиад, и в будущем они укрепят ряды отечественных историков.

Алла Валько   20.04.2020 10:03     Заявить о нарушении
Алла, это - курс шестого класса, и такое занятие в "Симметрии" проводилось... не сразу вспомнишь, сколько раз - если не ошибаюсь, шесть. И всегда успешно, и ученики с большим интересом включались в эту тему. Не говоря уже о том, что 24 мая у нас всегда отмечался День Кирилла и Мефодия как окончание учебного года, и стоял портрет просветителей, обрамлённый цветами, как положено в Болгарии, где это прежде всего - праздник учащих и учащихся. То, что у нас происходит в этот день на Красной площади, где поют "Широка страна моя родная"... не хочется о грустном. Когда-то у меня был разговор в Болгарском культурном центре с госпожой Беллой Цоневой, когда она сетовала, как однобоко отмечается у нас этот праздник.

Аркадий Кузнецов 2   20.04.2020 14:57   Заявить о нарушении