Глава девятая. Расскажите про покупки...

                «Скорее бы все это кончилось», – говорили наши
                сограждане,
                потому что в период бедствий вполне естественно желать
                конца общих страданий, а ещё и потому, что они
                действительно хотели, чтобы это кончилось. А говорилось
                это без прежнего пыла и без прежней горечи, и
                обосновывалось это мотивами, уже малоубедительными, но
                пока ещё понятными. На смену яростному порыву первых
                недель пришло тупое оцепенение, которое не следует путать
                с покорностью, хотя оно всё же было чем-то вроде
                временного приятия.
               
                А.Камю, "Чума"


На фоне волны всеобщего ожидания скорого окончания периода самоизоляции, то тут то там возникают новые вводные.


Напимер, в кафе-пекарне, до сих пор ещё торгующем выпечкой, сегодня над прилавком вдруг выставили новое объявление: "В связи с чрезвычайным положением мы теперь работаем до 15 часов". Хорошо, что я ещё успела, ровно в 14.45 влетела в магазинчик. Хлеба свежего купила, обрадовалась. Прочла плакатик, установленный возле кассы, огорчилась. Казалось бы, всё должно постепенно улучшаться, а тут на тебе, резкое сокращение часов работы.


Вывески в витринах магазинов, которые почти уже месяц как закрыты, раз уж выпала сегодня такая тема, тоже вполне заслуживают особого внимания. Основную их массу можно разделить на две категории: первые из них - апокалептического характера, вторые же трогательно-оптимистического.


Первые звучат примерно одинаково: "В свете сложившейся обстановки, магазин закрыт с 18 марта". Кто-то ограничился только этой фразой, кто-то добавил немного от себя. Но общий смысл послания остался прежним. Все вы в курсе, что случилось, поэтому мы с 18 числа не работаем. Общий привет.
 

Ко вторым относятся труды вот какого содержания: "Дорогие вы наши, глубокоуважаемые друзья-покупатели, преобретайте наши товары в режиме онлайн, пишите нам на почту, а лучше всего - звоните, мы тут же приедем и всё привезём!" Ну это я, само собой,  немного утрировала, так как собрала всё воедино. Но суть не в этом. Дело в следующем: ведь пришло же кому-то в голову не падать духом, а вместо этого хотя бы так попробовать, если не гарантировать себе большую выручку (понятно, её нет и быть не может), то дать какую-то надежду на минимальную занятость, на звонок от клиента, на небольшой заказ в пределах города. И ещё - попытаться остаться в контакте со всеми, с каждым, кто прошёл мимо и прочёл объявление... когда напечатанное, а когда и от руки созданное.


И граждане наши ходят по полупустому городу, читают объявления, читают и перечитывают, надеясь, может быть, вычитать там что-то, что упустили в прошлый раз или - найти новый текст, исполненный новой конкретики, касающейся, например, планов на частичное или окончательное возобновление торговли.


Супермаркеты открыты по-преждему как и раньше, реклама несётся из радио, словно ничего и не произошло. Она и в прежние-то времена меня до жути раздражала... А теперь... "Сегодня и до конца недели - сенсация!!! Йогурт такой-то 49 центов, шоколад такой-то марки такой-то столько-то грамм - всего 69 центов!". И что, это дороже или дешевле, чем обычно? Радоваться, видимо, надо, но я не имею абсолютно никакого понятия, сколько стоят в обычное время эти два товарища... И почему выбор пал в этот раз именно на них? В чём конкретно они провинились?


Думала, кстати, что в супермаркеты все теперь работать пойдут, все, кого уволят, сократят или на длительное время в отпуск отправят. Да, оказалось, не слишком я прозорлива. Я-то полагала, что вижу ситуацию как она есть и ещё - как бы провидчески, на пару шагов вперёд. Но открылся мне сегодня ещё один, неожиданно  новый разворот. Соседка мне глаза открыла: "А ты знаешь, что в нашем самом большом супермаркете на днях 20 человек разом уволили? У меня там двое родственников работали, они тоже попали в это число". Ход конём, однако. Я была к нему не готова.


И ещё, напоследок, из жизни тех, кто сидит за кассой... Две недели назад пошли мы с дочкой за покупками. Тогда ещё вдвоём ходить было можно, но расстояние в полтора метра было уже официально закреплено в сознании каждого. Так вот, набрали мы продуктов и всего прочего две сумки, выкладываем всё это перед кассой, я и говорю девушке-кассирше: "Мы вдвоём, это моя дочь"... Она на меня немного оторопело смотрит, но молчит. Я поясняю: "Ну это, чтобы Вы не думали, что мы нарушаем" и позволяю себе даже слегка улыбнуться. До девушки доходит. И в ответ  она сражает нас наповал:

- Мне тут на днях один покупатель сказал, что у меня красивое нижнее бельё. В первую секунду я хотела ему врезать как следует. Но потом одумалась: штраф 250 евро за один удар по лицу - это слишком высокая цена за сомнительное удовольствие. Решила соблюсти расстояние.


До нас тоже дошло не сразу. Первой опомнилась моя дочь и мгновенно что-то умное-остроумное сформулировала в ответ... Я подтянулась к разговору уже на второй минуте. Когда мы заплатили, девушка на прощание сказала нам, вежливо улыбнувшись, но всё так же находясь в некоей полупрострации:

- Будьте здоровы. И не деритесь ни с кем, 250 евро - это большие деньги.

Мы пожелали ей того же.


                14.04 2020 (21:13 по местному времени)


Рецензии