Псалом 90 и коронавирус

Дорогая Душа, получила от тебя письмо и, читая, заметила некую твою тревожность из-за той ситуации, в которую мы все сейчас попали. Ты спрашиваешь, как я воспринимаю случившееся? А можно ли в такой беде положиться на Бога? Что сделать и нужно ли что-то делать самому? Может ли помочь когда-то подаренный тебе твоей бабушкой поясок, купленный в храме, на котором написан Псалом 90?

Вопросы правильные, актуальные. И это хорошо, что ты обратилась к Библии (Слову Божьему) в поисках ответов на них.

Отдельные Псалмы мы с тобой обсуждали при очном изучении Библии. Но сейчас, оказавшись в режиме самоизоляции на неопределённый срок, прибегнем к письменному общению. Надеюсь, оно станет для тебя столь же полезным, как и наши встречи.

Что ж, поговорим сегодня о Псалме 90-м; о том, как прибегнуть к Божьей защите…

Начну с твоего первого вопроса: как я воспринимаю случившееся?

Дорогая Душа, я – женщина, и довольно эмоциональная))) женщина, поэтому, также, как и тебе, приходится прилагать усилия, чтобы не поддаться панике, после ежедневных новостей в интернете.

Признаюсь, я не сразу оценила масштабы бедствия, пока вирус ещё бушевал где-то в других странах: по типу, мы за границу не выезжаем, нам бояться нечего. С началом принимаемых властями мер уже в столице (сначала обязали людей старше 65 лет не выходить на улицу с 26 марта по 14 апреля) мне всё ещё не показалось, что это как-то серьёзно и во что-то разовьётся. Я-то в эту возрастную категорию не попадаю, поэтому могу ходить на улицу, мне не запретили, а муж Евгений всё равно дома сидит, на улицу его конфеткой не выманишь – ну, и ладно, думалось мне.

Потом появились данные о заболевших у нас в Москве… первые смерти через пару дней… и почти тут же объявили первую нерабочую неделю для самоизоляции всех возрастов… Где-то 2 апреля я в интернете нашла карту распространения «короны» по городу, посмотрела на наш район и ахнула: красные пометки располагались почти по периметру вокруг нашего дома на расстоянии десятиминутной ходьбы…

Идти на рынок, находящийся в районе красных точек на той карте, как то сразу расхотелось…Тут только до меня дошло, что беда вплотную приблизилась и к моему дому, и уже не просто «стандартная» Божья охрана (о которой я ежедневно прошу Господа) нужна, а чрезвычайный режим пора включать!

Да, мне сразу вспомнился именно Псалом 90. Он всегда мне нравился, я так часто его читала, что первую половину этого псалма память сохранила без специального заучивания. Обратилась к нему, поскольку в нём обещания Божьей защиты именно в периоды смертельных опасностей, войн, эпидемий.

Этот коронавирус остановил мирное время для населения Земли. Идёт уничтожение людей! И заболевшие «короной» умирают очень мучительно.

Нет, сама лично смерти я не боюсь (того, что будет после смерти), но задыхаться в течение нескольких суток, находясь в сознании, особого желания нет. Думаю, каждому нормально мыслящему человеку хочется уйти из земной жизни без боли, без страданий тела перед выходом из него.

Кроме того, у меня есть те, кто зависит от моего пребывания на земле. И притащить в дом эту заразу в «подарок» близким - ой, как страшно!..

Ты пишешь, что боишься периодически охватывающей тебя паники. Дорогая Душа, не надо паниковать;! ПОЖАЛУЙСТА;! Ты нужна своим;! Паника лишит здравого смысла, и тогда, действительно, можно наделать глупостей.

Мы хоть и сидим сейчас в самоизоляции друг от друга, но чувства страха за близких, неуверенности за будущее (экономика-то ведь просядет, опять инфляция начнётся…) и прочие фобии… думаю, похожи у людей…

Я потому и пишу тебе это письмо, чтобы рассказать, как это я чувствую, проживаю. Если получится объяснить себя, и если ты найдёшь что-то полезное, то сможешь помочь ещё кому-нибудь, кто рядом с тобой, и кому так же, как и всем нам сейчас, сложно.

Ещё ты сожалеешь, что из-за самоизоляции наши с тобой очные занятия по изучению Библии прекратились.

А помнишь, Дорогая Душа, когда мы с тобой только начинали наши занятия, на самой первой нашей встрече говорили о том, что будем собираться изучать Библию не ради теоретических знаний как таковых, а ради познания Живого Бога и лучшего понимания - как жить с Ним на этой земле?

Наше с тобой постижение Его через изучение Его слова должно иметь цель не прослушать лекционный курс, не прочитать определённое количество страниц, а учиться (это процесс длиной во всю жизнь, во всю нашу вечную жизнь!) доверять Ему, любить Его, в каких бы условиях мы ни оказались.

Давай так посмотрим на эту ситуацию: наши с тобой занятия не прекратились. Да, теоретическая часть приостановилась, это верно, но разве отсутствие очных встреч и познание теории лишает нас практических занятий? Вот она, возможность, попрактиковаться в своём уповании на Господа. Чуть-чуть ты уже знаешь больше о Нём, чем до начала наших занятий, верно? Пусть совсем чуток, но ведь знаешь: Он мощный, сильный Бог, сотворивший мир! Он ненавидит грех, но любит грешника, поэтому готов возиться с нами, терпеливо ожидая, пока мы научимся доверять Ему. Бог не требует от нас совершенства во всём, но Он ждёт, что мы будем любить Его и вновь и вновь искать общения с Ним.

Твой следующий вопрос: «Что можно сделать и нужно ли что-то делать самому?»

Как всегда, начну с небольшой «порции» теории, ну, ты же знаешь, я всегда с неё начинаю))):

У богословов есть такое понятие - синергия.

Из Википедии: «Синергизм — это совместное действие (взаимодействие) Бога и человека в деле спасения человека. Человеку невозможно спастись без Бога, и Богу невозможно спасти человека без воли самого человека».

Что это значит, в переводе на простой человеческий язык (ты так обычно просишь меня «перевести»)? :-)

Представь себе широкое кресло, или, лучше, диван. Его надо перенести из одной комнаты в другую. Даже если у человека хватит физических сил, чтобы поднять эту мебель, то в одиночку переносить всё равно неудобно (пол поцарапаешь, углы посшибаешь, обивку попортишь…). Синергия – это когда ты, человек, берёшь и поднимаешь один конец дивана, а Бог – точно также поднимает диван за другой конец. И вы вдвоём спокойно выполняете нужную работу.

Принцип синергии применим во всех сферах нашей, человеческой жизни с Богом, не только в вопросе спасения.

Например, вот, сейчас, беда напала на мир в виде коронавируса. Нам советуют самоизолироваться, чтобы уменьшить риск заражения. Глупо отмахиваться, типа, «а, всё ерунда, это простой грипп», и ехать в аэропорт, куда прибывают туристы из инфицированных стран, чтобы поприветствовать их трёхкратным целованием по-русски :-), или шататься по городу в самых людных местах, при этом уповая, что Господь защитит. В этом случае риск, что «Господь не защитит» очень высок!

Но если человек доверяет себя и своих близких Богу каждый день, уповает на Него и при этом не лезет на рожон, чтобы непременно встретиться с этой заразой, а наоборот, предпринимает всё, что от него зависит, чтобы держаться подальше от неё – тогда и Господь выполнит Свою часть работы.

Можно ли в такой беде положиться на Бога?

Божьи обетования о помощи верующим рассыпаны, как драгоценные крупицы, по всей Библии, и многие из них мне близки и ценны, поскольку помогали в очень важные моменты жизни. Но Псалом 90 представляет собой концентрацию всех обещаний Божьей защиты! Всё, чего можно пожелать христианину от Господа в периоды войн, эпидемий, опасностей, нападок врага – в этом псалме-молитве.

Может быть ты, Дорогая Душа, уже знакома с этим замечательным псалмом? Если да, то очень хорошо: обращайся к нему снова и снова, чтобы пережить не только это сложное время, но и постоянно входить под Божью защиту.

***

В этом псалме повествование ведётся от трёх разных лиц: псалмопевец, верующий, Бог. От лица Псалмопевца - основная линия повествования. Слова верующего взяты в кавычки после слов «ибо ты сказал» или «он говорит Господу». Слова Самого Бога – последние три стиха в самом конце псалма, речь идёт от первого лица, местоимение «Меня», «имя Моё» – написаны с большой буквы. Я выделила эти стихи, добавив вставки КРУПНЫМИ буквами, обозначающие того или иного автора слов.

ПСАЛОМ 90 - Синодальный перевод – Псалтирь – Библия: https://bible.by/syn/19/90/
 
ПСАЛМОПЕВЕЦ:
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

ВЕРУЮЩИЙ:
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

ПСАЛМОПЕВЕЦ:
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

9 Ибо ты (прим: ВЕРУЮЩИЙ) сказал: «Господь – упование моё»;

ПСАЛМОПЕВЕЦ: Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

БОГ:
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовёт ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».

***


А теперь поделюсь, что для меня значит каждая строка (стих) этого Псалма:

ПСАЛОМ 90

*

1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

С самой первой строки задаю себе вопрос: «А я вошла под кров Всевышнего, чтобы иметь право покоиться под Его защитой?» Что для меня значит «войти под Его кров»?

Я представляю себе жилище Бога, конечно, земными, человеческими понятиями :-). Но для меня важны не размер, не архитектура строения (это может быть и большой красивый зАмок, и благоустроенная туристическая палатка-шатёр, и даже пещера в скале, где можно переждать непогоду), а смысл «войти внутрь» некоего помещения, где обитает Бог. Итак, у помещения есть хозяин, который определяет, что в его доме считать правильным, а что – не правильным. Критерии отбора устанавливает не гость, а опять же – хозяин, даже не члены его семьи.

Как говорится в одной пословице: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», так и тут: к Богу можно прийти не «как я считаю правильным», а как определил правильным Он Сам. Его условия изложены в Библии (Ветхий и Новый Заветы).

Условия не сложные, может быть, даже на чей-то взгляд слишком простые, поэтому некоторые люди не хотят поверить, что может быть так просто.

Итак, вкратце, что это за условия?

Иисус Христос сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна 14:6: https://bible.by/syn/43/14/#6 ).

Поэтому, я принимаю жертву Христа на Голгофском кресте, как плату за мои грехи, то есть Он умер за меня, чтобы дать мне возможность вернуться к Небесному Отцу.

Основным, на что смотрели, когда меня «впускали» под Небесный кров, думаю, была не моя способность не грешить (собственными усилиями для человека это невозможно), а моё желание довериться Богу, жажда, чтобы Он стал Господином всей моей жизни.

И вот, с тех пор, меня и пестуют, и воспитывают, и обучают под «кровом Всевышнего» - это всё испытано не раз, и процесс сей продолжается )))…

Но самое главное, в чём можно быть уверенным – то, что несмотря на случающиеся события, пусть даже негативные с моей точки зрения, - под «сенью Всемогущего» можно чувствовать, что у Него всё, происходящее со мной, под контролем: «у вас же и волосы на голове все сочтены» (Евангелие от Матфея 10:30: https://bible.by/syn/40/10/#30 )

Подумать только: Он каждый день пересчитывает волосы, ещё не покинувшие мою лысеющую))) голову! Да, даже я уже махнула рукой на такой печальный для каждой женщины факт, а Он – нет, Ему не всё равно: всё пересчитывает и пересчитывает каждую волосинку, знает каждую клеточку в моём организме и до всего, что (или кто) прикасается к моей жизни, Ему есть дело!

В Ветхом Завете есть замечательное Писание, которое уже многие годы я храню в сердце и каждый раз обращаюсь за утешением, когда попадаю в стеснённые обстоятельства, когда кто-то обращается со мной несправедливо: «Ибо так говорит Господь Саваоф: … касающийся вас касается зеницы ока Его» (Захария 2:8: https://bible.by/syn/38/2/#8 )

Насколько чувствительно и больно, когда нам в глаз попадёт мелкая соринка или ресничка! Бросаем все дела, начинаем моргать, тереть веки, пытаемся избавиться от неприятности, и не можем успокоиться, пока не освободим глаз от инородного тела. Точно так же реагирует Бог, когда кто-то обижает Его детей! Для Него это такая же неприятность, как если бы соринка попала в глаз. И Он не отложит решение вопроса на «потом», если Его чадо взывает к Нему!

*

2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

Да, больше и уповать-то не на кого в наше бурное время: всё так быстро вокруг меняется (понятия, технический прогресс, состояние здоровья…), и только Бог остаётся неизменен: «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Послание к Евреям 13:8: https://bible.by/syn/65/13/#8 ). Много веков назад Он дал обещания Своему народу – остаётся верным Своему Слову и по сей день.

И «жилище» Бога для меня не туристическая палатка, а сооружение с более надёжными стенами и крышей, что-то типа зАмка или пещеры в скале, где можно переждать любую бурю. По сути – это Он Сам!

*

3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

«Сеть ловца». Сожалею, что когда в моей жизни действительно существовала угроза физической расправы, я не знала этого замечательного псалма… Очень боялась… И хотя Господь закрыл тогда от врагов, но нервов мне это больших стоило, пока опасность не миновала…

«Сеть ловца» можно понимать не только как угрозу от физических врагов, но и как духовные нападки со стороны Сатаны. То есть, можно молиться этими словами и об избавлении от искушения, чтобы не впасть в грех.

«Гибельная язва». Даже когда серьёзно болела, как-то не относилась к болезни, как к гибельной язве. Всегда воспринимала это словосочетание как нечто более масштабное, типа эпидемий. И вот только с нашествием этого коронавируса, посмотрев на статистику столь стремительных смертей по всему миру, прочувствовала смысл: вот она, одна из гибельных язв. Ага, «давно» в мире эпидемий не было, типа оспы, холеры, чумы, которые выкашивали население земли миллионами… тут к нам вирус в «короне» пожаловал…

*

4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.

Очень мне нравится: «перьями осенит»! «Осенить» означает: покрыть, закрыть, защитить. А тут ещё (в Синодальном переводе): осенит перьями. Перья, ведь, на крыльях растут, верно? Крыло – это гибкая, но очень крепкая конструкция. И вот, эта прочная защита, гибко располагается вокруг меня, и прикасается ко мне мягко-мягко, как только может прикасаться перо! Это чтобы не повредить меня, не поранить - так милость Господа ко мне проявляется: как птица закрывает птенцов под крыльями своими.

«Истина Его – щит и ограждение». Да, щит и ограждение – это уже не мягкие перья. Но мягкость и нежность, милость Господа – это для верующего, а для внешних врагов дитё Божье защищено щитом и ограждением, то есть, истиной Бога. А что есть Его истина? Ну, конечно же, это – слово Божье: «Слово Твоё есть истина» (Евангелие от Иоанна 17:17), Иисус и Себя называет Истиной: «...Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Евангелие от Иоанна 14:6)

Отношение к Слову Божьему (записанное Слово – Библия; воплотившееся Слово – Иисус Христос), как к Истине, является для верующего и щитом, и ограждением.

*

5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

Сказано «не убоишься». Речь, думаю, идёт не о защитной психологической реакции, которой является эмоция «страх», не о том, чтобы не испытывать страх мобилизующий, а о панике, о фобиях, которые мешают жить.

Задача «обычного» страха, как эмоции, подать организму сигнал об опасности, чтобы все его системы перешли в режим повышенной готовности, мозг «включился» и начал принимать меры к самосохранению.

Паника же, наоборот, может как толкнуть человека на необдуманные поступки, так и парализовать его волю. В первом случае человек кидается в опасность, когда можно её избежать, во втором – перестаёт думать, как защитить себя и близких.

Смысл этого стиха именно в том, чтобы успокоиться, не паниковать, но в то же время находиться в состоянии не расслабленности, а мобилизации воли, разума и эмоций. Тут очень подходит понятие «синергия»: качественно выполни свою часть задачи, а Господь сделает то, что вне твоих возможностей и сил. В это надо верить. Доверять себя Богу, под кров Которого сам же и вошёл.

*

7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

Ну, смотреть на чью-то смерть меня совсем не привлекает…  пусть даже если это «возмездие нечестивым». Возможно, я ещё не доведена до края страха и отчаяния, которые испытывали люди, например, на поле битвы, когда вокруг рвутся снаряды, свистят пули, взрывается земля под ногами…

Благодаря интернету можно познакомиться со свидетельствами многих людей, которые доверяли себя Господу в минуты смертельной опасности, молясь именно словами 90-го Псалма. И по их вере Бог спасал их.

*

9 Ибо ты сказал: «Господь – упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;

Следует помнить, что спасает не сам Псалом, не вера в слова Псалма, не поясок с текстом Псалма, не многократные повторения текста являются магическими оберегами или заклинаниями (христианство – это не язычество!), а спасает Сам ЖИВОЙ Бог, именно Он есть моё упование и прибежище!

В интернете много таких свидетельств о Псалме 90, когда люди, до этого неверующие, в минуты чрезвычайных опасностей взывали к Богу и тут же, немедленно, получали защиту от смертельной угрозы. Псалом 90 часто использовался как «талисман», оберег, что не есть правильно, но в условиях той атеистической страны, в которой жили многие поколения, Господь милосердно снисходил к «языческому» использованию Псалма, лишь бы показать человеку, как сильно Он любит его. Кстати, почти всегда после таких чудесных спасений в чрезвычайных обстоятельствах, человек становился искренним христианином на всю жизнь.

Протодиакон Андрей Кураев по поводу веры в исключительную «охранительную силу» 90-го псалма замечает: (Взято отсюда: https://ok.ru/svetpravo/topic/68417467553050 )

«Не человек защищает себя от “ужасов в ночи”, разбрызгивая вокруг святую воду и развешивая повсюду талисманы. Господь хранит того, кто полагает в Нем свою надежду. И сам этот псалом никого и ни от чего не защитит. Защита не в том, чтобы носить его в кармане, привязать к притолоке или обвязать вокруг талии. Не псалом защищает, но Господь – если человек верит в Бога как в Господа (то есть в то, что воля именно Божия, а не колдовская, определяет ход событий в его жизни и господствует над нею), в Его защиту, в Его могущество (а не в могущество пояска, бумажки или своей молитвы-заклинания). Каково условие того, что Господь даёт такую защиту? – Просто вера человека в неё. “Ибо ты сказал: Господь упование моё”. И этого обращения сердца к Богу достаточно для защиты. Дальнейшее определяется только волей двух: волей Бога и волей человека (не отречётся ли он от Завета, обернувшись в сторону язычества?). Желания же всех остальных: врагов, колдунов, язычников, бесов – здесь уже бессильны».

*

10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

У меня и у Господа могут быть разные понимания, что такое для меня зло. Здесь речь идёт о зле с точки зрения Бога – такое зло до меня Он не допустит. А если по Его плану наступило время провести меня через очередной курс тренировки моей веры, то на помощь приходит такое обетование: «Не было у вас такого искушения, которое было бы чуждо людям. Но доверьтесь Богу. Он не введёт вас во искушение сверх ваших сил, а вместе с искушением укажет и как избежать его, чтобы устоять». (1-е Коринфянам 10:13: https://bible.by/wbtc/53/10/ )

«Язва не приблизится»: молюсь словами этого Псалма, во время прогулок с собакой, чтобы мой дом был защищён. Практическое занятие в условиях самоизоляции… Дорогая Душа, ты тоже можешь защищать этой молитвой свой дом (своих родных, близких и друзей) – вот, тебе и практическое «домашнее задание».

*

11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

О, это замечательное обетование!

И что удивительно – его использовал Дьявол (он прекрасно знает Библию), когда искушал Иисуса Христа в пустыне: «и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею».

Иисус же ответил ему, также используя Писание: «Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Евангелие от Матфея 4:6-7 – Библия: https://bible.by/syn/40/4/#6 )

У Сатаны это Писание, наверное, часто используется для искушения детей Божьих. На всю жизнь запомнилось мне, как я поддалась на эту уловку лукавого.

***

Это было в 1992 году, ещё года не прошло, как я стала христианкой, только-только начинала знакомиться с Библией, читать её и проходить первые курсы по изучению. Но, Библия книга большая, информации в ней много, и духовные истины, если и запоминаются многие быстро, но нужно время, чтобы они «проросли» в сердце.

На тот момент я уже знала, что Господь посылает Своих ангелов, чтобы защищать меня, но ещё не усвоила, что такое «не искушай Господа». Сатана и воспользовался этим.

Однажды летним вечером я сидела на высоком крыльце. Площадка крыльца возвышалась над землёй примерно метра на полтора-два. Я сидела прямо на площадке, свесив ноги вниз (ограждения не было). Вдруг у меня из рук падает какой-то предмет. Сейчас я уже не помню, какой именно, но для меня в тот момент он был важен (типа, ключей, кошелька…). Передо мной встаёт выбор: встать и идти к лестнице, чтобы, спустившись вниз, обойти крыльцо и поднять мою вещь или прыгнуть вниз. Я бы, может быть, и пошла к ступенькам, но вокруг было много незнакомых людей, и я опасалась, что пока иду к лестнице, спускаюсь и обхожу, мою вещь уже кто-то поднимет…

Я подумала… С одной стороны, высота не очень большая, с другой – я человек не спортивный, каждый день прыгать не приходилось… И тут в голове зазвучало: «Ибо ангелам Своим заповедает о тебе… да не преткнёшься о камень ногою твоею». Я ещё раз посмотрела вниз: подо мной асфальт - чем не камень? Но ведь, написано же: ангелы «на руках понесут»!

И я спрыгнула…

Ой, как было больно… Не столько от ушибленной коленки, разодранной об асфальт руки, сколько от досады и обиды: «А написано, что «не преткнёшься о камень», так как же верить Твоим обетованиям?! Ну, да, руки-ноги не поломала, хоть за это спасибо, но всё равно больно!..»

Долго я ещё потом пыталась найти ответ на свой духовный вопрос: можно ли верить всем обетованиям Божьим или они пока ещё не для меня, а только для избранных (очень сильно-сильно верующих)? На ответ Иисуса Сатане я как-то внимание тогда не обратила, мол, не надо создавать условия для испытания Бога, не следует относиться к Нему как к старику Хоттабычу, который исполнял все прихоти Вольки.

Прошло много лет, когда я вполне осознала всю истинность этого обетования: «Ибо ангелам Своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих; на руках понесут тебя…»

***

Декабрь 2012 года. Мы с мужем Евгением возвращались домой из Тольятти. Весь путь 1000 километров. Когда выезжали – стояла тихая сухая осень (если бы знали, что нас ждёт – не поехали бы, перенесли бы поездку!). Проехали 500 км, остановились на ночлег в мотеле.

А утром глянули в окно – всё белым-бело!.. Позднее мы узнали, что в тот снежный заряд трасса М11 (Москва-Питер) оказалась парализована почти на целую неделю: машины застряли в пробке из-за снега, ДТП; МЧС всех там кормило, согревало, расчищало дорогу, разгребало аварии. Мы были на трассе М5 (Москва-Челябинск), это южнее и восточнее, но снега и нам насыпало!

Машина наша – на летней резине (уезжали из Москвы в мае месяце, застряли в Тольятти до начала декабря), да ещё прицеп пристёгнут с грузом, килограммов эдак, на 400-500… Что делать? Денег осталось только на ещё одну ночь в мотеле, а потом?.. Вдруг весна не наступит до весны (в смысле, не растает)?

Как в песне у Высоцкого: «назад пятьсот, пятьсот вперёд…» Делать нечего, надо ехать вперёд.

Поехали… Темнеет зимой рано, к вечеру, часам к пяти, снегопад перешёл в сильную метель. Ни асфальта не видно с разделительной линией, ни обочины, ни своей полосы, ни встречной… В свете фар только стена снега в стекло лобовое бьёт… а вокруг лес и тьма…

Муж уже тогда слабо видел (диабет делал своё коварное дело, только мы были безграмотны, не понимали, в чём причина), но за руль держался крепко: удерживал машину, чтобы прицеп не раскачал нас. Я зачем-то его спросила, видит ли он хоть что-нибудь? В ответ услышала: «Ни-че-го…»

Меня охватил ужас, поскольку вся ответственность за расположение машины теперь лежала только на мне: приходилось постоянно ему говорить (иногда кричать): «Левее… правее…» Но и я плохо отличала, где дорога, а где уже обочина (всё было ровно белым), так, едва угадывала, почти на «ощупь»: если деревья перед капотом не вырастают, значит, колёса пока ещё на дороге…

Я очень боялась, что нас снесёт в правый кювет, поэтому постоянно «выправляла» водителя: «Левее… ну, левее же!»

Неожиданно нас обогнал «Камаз»… далеко справа… Мы не поняли – а где же находимся мы?..

Это была уже левая обочина…

Вообще, машин за те часы метели на том отрезке пути встретилось нам не более трёх-пяти, так что появление «Камаза» справа от нас было очень кстати, ведь я была уверена, что движемся по своей, правой, полосе!..

Периодически я начинала паниковать (правда, было очень-очень СТРАШНО;!): просила Евгения остановиться и дождаться утра. Он каждый раз спокойно отвечал: «Так, замёрзнем же до утра-то, бензин кончится, как до заправки доедем?» Я в очередной раз соглашалась, что останавливаться нельзя, но… ехать вслепую - тоже нельзя!

До ближайшего населённого пункта, где можно было найти топливо и ночлег, оставалось более 100 км… Я отчаянно молилась, нет, не стройными словами этого псалма, а короткими сигналами SOS: «Господи, спаси!.. помоги!.. сохрани!..»

Помню, что между отрывочными воплями «Спаси, Господи!.. ПО-МО-ГИ-И!..» постоянно вспыхивала в голове одна дурацкая мысль: «Господи, какая будет глупая смерть в кювете… Ты иным способом забрать нас не мог?» Но всё же молиться продолжала, хотя все эмоциональные, и духовные силы уже еле тлели…

Вот такой я «герой» веры…

Мы всё-таки добрались тогда до населённого пункта, хотя время было уже почти ближе к полуночи (сто километров преодолевали более семи часов!)…

До сих пор уверена, что именно ангелы несли нашу машину сквозь ту метель, выправляя в заносах, охраняя и от встречки и от кювета… Ведь тот огромный грузовик справа появился за несколько мгновений до нашей возможной встречи с левым кюветом…

Как памятка, от той поездки осталась вмятина на переднем крыле, но это случилось, когда мы уже парковались около мотеля (Господь показал, что такое летняя резина на льду, чтобы мы понимали, благодаря Кому всё ещё живы…)

***

В чём разница между первым и вторым случаями?

В первом (когда мне лениво было спуститься по лестнице) – у меня был выбор, когда я могла воспользоваться безопасным вариантом спуска. Во втором случае, выбора у нас не было («назад пятьсот, пятьсот вперёд»): мы не умышленно ввели себя в эту ситуацию, Господа не испытывали (по типу, «авось, пронесёт!»), повторюсь: отложили бы поездку, если бы знали, что нас ждёт! Вот поэтому Господь и взял ситуацию по сохранению наших жизней на Себя!

А сколько раз мы, христиане, попадаем в ситуации, которые не можем заранее предусмотреть?! Именно для таких случаев и дано нам обетование (и оно работает – проверено!): «ангелам Своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих; на руках понесут тебе, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Такому замечательному Богу можно доверять свою жизнь и жизни своих близких!

*

13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

Аспид, василиск, лев, дракон – сильные духовные и/или физические враги. Встречи с ними не избежать, но Господь обещает Свою победу тому, кто живёт под Его кровом и уповает на Него.

Дорогая Душа, я почти слышу твой вопрос: «А разве не может Он защитить от таких встреч?»

Ой, я бы тоже была рада не встречаться с такими врагами. Но, у Хозяина дома, в который я вошла, одно из правил такое: Он намерен не оставлять меня духовным младенцем, а взращивать мои духовные «мускулы» не только теоретическими знаниями Его слова, но и применением духовных истин на практике. В данном случае, практика – это молитва и упование на Него.

*

14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.

Мы можем ошибаться, падать, вставать, и опять спотыкаться… Наши ошибки и грехи Господь прощает, если наши отношения с Ним основываются на нашей любви к Нему. Он обещает избавление и защиту каждому, чья любовь и стремление познавать Его возрастают всё больше и больше!

*

15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

Часто приходится слышать жалобы христиан, что Бог не слышит их молитвы. Но это не так! Господь обещает, что услышит, как только верующий воззовёт к Нему! И не только услышит, но ещё и поведёт дальше Своё чадо в духовном познании: «воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Книга пророка Иеремии 33:3 – Библия: https://bible.by/syn/24/33/#3 )

Молитва – вот путь к выживанию через общение с Господом… Он слышит искренне взывающего к Нему всегда! Если Он молчит, это совсем не значит, что Он не внемлет! Молчание тоже может быть ответом: либо «нет», либо «подожди, Я уже начал действовать»…

Но в основном оказывается, что Он бы и хотел ответить, да верующий не даёт Ему такой возможности. Довольно часто можно получить ответ на свои духовные вопросы через чтение Библии. Но как же редко христиане читают эту замечательную книгу и при этом жалуются, что Бог их не слышит (потому что, якобы, не отвечает)…

«С ним Я в скорби». Пока мы идём по земному пути, скорби, как камни и тернии, постоянно будут встречаться нам. О причинах страданий христианина я тебе уже ранее писала, Дорогая Душа ( http://proza.ru/2018/04/29/143 ). Здесь же – обетование, что Господь не оставит Своё чадо один на один со скорбями: и избавит, и прославит (то есть, поможет достойно выйти из всех сложных ситуаций).

*

16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».

Дело не в том, насколько долго человек живёт на земле, а в насыщенности этих дней, в смысле его жизни. Как только верующий исполняет земную задачу, достигает определённого уровня в познании Бога, то дальнейшая его учёба продолжается на Небесах. Так было и с Иисусом Христом: Он выполнил волю Отца, чему и посвятил Себя.

Спасение будет явлено тому, кто вошёл под кров Всевышнего! И спасение это не только на земле, но и на Небесах, потому что состоялось воскресение нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа! Апостол Павел пишет: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1-е послание Коринфянам 15:19 – Библия: https://bible.by/syn/53/15/ ).

Такой вот, замечательный Псалом.

***

Как же применять его в случае тревоги, переходящей в панику, из-за коронавируса?

Хорошо бы, конечно, выучить его наизусть. Но если это сложно, то просто читать. Да-да, просто читать до и после получения тревожащих сердце новостей о «короне». Читать не много-много раз, как магическое заклинание, а пусть и один раз, но медленно, так, чтобы прочувствовать, представить образ, стоящий за каждым понятием, словом. Читать, глубоко вникая в смысл, словно не спеша, наслаждаясь и смакуя, разжёвываешь вкусный плод, стараясь задержать вкус подольше во рту, чтобы запомнить его.

И, конечно же, не забывать, что силу имеют не сами слова псалма, произносимые или написанные, чтобы носить с собой на бумажке или кусочке ткани! Вся мощь защиты заключается в отношениях между верующим и Богом: любовь между ними выражается в общении постоянном, искреннем, основанном на вере в Божьи обетования, в том числе и из этого псалма!

При таком прочтении однажды вдруг почувствуешь, что страшные новости не входят внутрь тебя, не «взрывают» мозг изнутри: они словно существуют сами по себе, а ты – в «капсуле», отдельно от них, закрыт покровом Всевышнего. Это позволит не терять разумную осторожность и предусмотрительность, чтобы не искушать Господа, но и сохранит мир в сердце: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» (Псалом 36:5 – Библия: https://bible.by/syn/19/36/#5 )

Молись, вводя под покров Всевышнего не только себя, но и свой дом (родных, близких, друзей). Нет, конечно, без их воли и желания, Бог не будет их спасать (в смысле, принудительно делать детьми Божьими), но охранять будет по твоей молитве. Он это сделает ради вашего (ты и Он) договора: если ты вошла под Его защиту, Он распространит её на тех, чьи имена ты приносишь под Его покров.

Молиться следует не только о защите своих близких от коронавируса, но и об их спасении (то есть, чтобы они также захотели войти и жить под кровом Всевышнего). Иногда нам приходится десятилетиями молиться, чтобы дорогие нам люди освободились от неверия и склонились перед Иисусом Христом, как перед единственной Истиной. Но это уже одна из следующих тем для нашего с тобой изучения Слова Божьего. Захочешь – поговорим и об этом. А тема сегодня – Псалом 90 для того, кто вошёл и живёт под кровом Всевышнего.

***

Пока тебе писала об этом псалме, самой захотелось выучить наизусть его полностью, а не половинку только. Ещё к этому меня подвигло интересное свидетельство, прочитанное в интернете:

«Одна раба Божия рассказывала, что когда в лесу за ней гнались грабители, она пыталась мысленно читать эту молитву, но могла вспомнить… только половину. Так по кругу и повторяла половину псалма. В результате здоровенные мужики… не смогли её догнать. А когда она рассказала местному батюшке, как чудесным образом убежала от душегубцев, он с улыбкой заметил ей: "Что же ты выучила только половину псалма?" (хотя она постеснялась сообщить ему этот эпизод). Оказывается, неудачливые разбойники тоже приходили в его храм и каялись в своём грехе. Рассказывали, какого страху они натерпелись, когда у них на глазах "половина бабы исчезла", а другая половина (ноги и чемодан) продолжала идти, и они никак не могли её догнать. Батюшка весело посоветовал своей духовной дочери выучить весь псалом. (Источник: https://ok.ru/svetpravo/topic/68417467553050 )

Так, дала себе «домашнее задание» – выучить. Учила… мне помогает не зубрёшка, а письменный способ: много раз писать один стих. В день по одному стиху. На следующий день – следующий стих сначала также пишу, потом он добавляется к предыдущему.

Зато теперь могу не половинку только на улице внутри себя «прокручивать», спотыкаясь, а наслаждаться каждым словом – м-м-м, как вкусно! )))

Здесь я рассмотрела Псалом 90 в Синодальном переводе, но есть и более современные переводы (ещё четыре). Высылаю ссылки на них, чтобы ты смогла подобрать то, что ближе к сердцу Ну, так, чтобы не спотыкаться на устаревших формах слов, если они душой не принимаются :-), а чтобы запомнилось (если начнёшь его читать, он постепенно выучится) то, от чего потом долгие годы радость для души будет:

Синодальный перевод: https://bible.by/syn/19/90/
Новый русский перевод: https://bible.by/nrt/19/90/
Библейской Лиги перевод: https://bible.by/erv/19/90/
Современный перевод: https://bible.by/wbtc/19/90/
Перевод под редакцией Кулаковых: https://bible.by/bti/19/91/

Видишь, какое богатство переводов! Выбирай — не хочу! Первым христианам такое и не снилось!

Дорогая Душа, поделилась с тобой обетованиями Бога, данными мне. Пусть они станут и твоими, Живущая под кровом Всевышнего;!


Рецензии