Кимаки - айдахары Прииртышья

                "Вот идёт народ от севера,и народ великий,
                и многие цари поднимаются от краев земли,
                держат в руках лук и копьё,они жестоки и
                немилосердны, голос их шумен как море,
                несутся на конях,выстроились как один
                человек, чтобы сразиться...."
                Книга пророка Иеремии.

    В Павлодарской области археологи обнаружили древнее городище и захоронение кимакского воина.И это только начало,несомненно то,что не могли древние цивилизации степи не оставить следов своего пребывания.Великая степь Евразийского материка,которая протянулась от реки Хуанхе до Предунайской пушты в течении всей истории человечества служила огромным мостом, соединяющим Запад и Восток, а также являлась колыбелью разных народов - степняков, ведущих кочевой образ жизни.Древние цивилизации Востока,всегда волновали известия,приходившие с севера. И в ранних записях, преданиях повествуется о живших в степях кентаврах, о грозных всадниках,как бы срошихся со своими конями. В Коране их называли "йаджудами" и "маджудами", в Библии - "гоги", "магоги",в мифах Китая - "жунами", "ди", "сюньюй".
    Я хочу коротко рассказать о крупном племенном образовании восточной части Евразийского материка первого тысячилетия нашей эры-кимаках.
Подавляющее большинство исследователей Средней Азии и Казахстана считают, что кимаки и кипчаки составляют одну этническую группу. Например АристовН.А. писал:"Если кимаки не тоже самое, что команы(кипчаки), то во всяком случае,они должны быть союзом кипчакских родов". И Марквар считал кипчаков западной ветвью кимаков.А по В.В.Бартольду:"историческое значение кимаков состоит в том, что из их среды вышел многочисленный в последствии народ кипчаков". Наиболее полные и достоверные сведения о кимаках приведены в труде персоязычного автора XI века Гардизи "Зайн ал ахбар". Гардизи приводит также легенду о происхождении кимаков, своего рода легенда о драконе, женщине и реке.Вкратце, сюжет легенды выглядит таким образом: Предводитель тюрков умер, остались два сына.Старший стал править,младший по имени Шад стал покушаться на жизнь брата. После неудачного покушения убежал и остановился у большой реки, увидел там женщину. Стал с ней жить. Охотился, ловил рыб. К нему примкнули семь родственников:Ими, Имек,Татар,Баяндер,Кипчак,Ланиказ и Аджлад.Женщина вышла им на встречу и сказала: Иртыш, остановись! Так и назвали реку. Родственники перезимовали с Шадом и решили вернуться назад. По возвращении увидели, что их племя разбито, и они признали Шада правителем.Однажды жена Шада упала в реку, но её вытащил за волосы Шад и спросил, как ты упала в реку, женщина ответила, меня утащил дракон за волосы. С тех пор кимаки стали поклоняться реке и говорили: "река - бог кимаков". Из легенды следует, что кимаки, прибыв на реку Иртыш, образовали союз племён, среди которых были и кипчаки.Также Гардизи сообщает, что кимаки первоначально жили гораздо восточнее Иртыша, в восточных пределах Монголии. Арабский путешественник Тамин ибн Бахра в IX веке добрался до столицы уйгуров на Орхоне и сообщает:"Направо от города тогузогузов(уйгуров) страна тюрков,где кроме них никто не проживает,налево страна кимаков,а впереди страна Китай, до которой 300 фарсахов.Следовательно, в IX веке кимаки проживали в степях Северо-Восточной Монголии.Возможно, что термин кимаки получил распространение в основном у арабских и персидских авторов, а другие авторы использовали другое название народа.Так, Махмуд Кашгарский о народе кимак, как таковом ничего не говорит,а говорит о народе Каи(змей) и Йемек.Очевидно, что кимаки по определённым источникам были известны как народ змей(каи)и, находясь в тесной этнической связи с кипчаками и йемеками были отюречены, Начиная с середины XI века кимаки в составе кипчаков(половцев) появились у границ Древнеруского государства,что нашло своё отражение в летописях и былинах. Если сделать короткие выводы, то кимаки это пришлый народ с Северо -Востока Монголии по самоназванию каи-змеи,народ змей, народ дракона.Кимаки нетюркского происхождения в последствии были отюречены и ассимилированы кипчаками.Государственное образование на реке Иртыш у кимаков происходит в X веке. Так анонимный автор труда "Хадут ал Алам" пишет страна кимаков располагалась на западе от киргизов,на юге от неё - река Иртыш и Атиль,на западе некоторые из кипчаков. В их стране много племён, царь кимаков называется хакан.Он имеет одиннадцать сборщиков налогов. Теперь находки археологов являются частью доказательства этой истории. К сожалению, мы мало знаем об этой части нашей истории, не можем реально оценить степень её влияния на этногенез казахского народа. Вольно или невольно мы стали заложниками тех стереотипов, которые отражены в древних источниках. Как известно, пророки древних времён предвещали, что приход степняков положит конец цивилизованному человечеству.Между тем сама история показала ошибочность их предсказаний. Кочевая цивилизация, с которой соприкоснулись оседлые цивилизации мира, дала новый мощный импульс для развития и в биологическом плане (кровосмещение), военно-техническом, этнокультурном, геополитическом и историческом.На первой фазе их столкновения это рассматривалось как гибель,конец всего живого,но в историческом масштабе, это взаимовлияние определило дальнейший путь эволюции человечества и привело во многом к его нынешнему состоянию. Можно долго спорить,кто лучше,кто культурнее и кто прогресивнее, а мне кажется, в этом споре нужно ставить знак равенства.Дабы исключить всякие инсинуации и менторский тон, ведь по большому счёту,всё это имеет прямое отношение ко всем нам, ко всей истории человечества.История имеет отношение к каждому человеку,является неотъемлимой частью его жизни,вне зависимости от цвета кожи и разреза глаз.Р.Эмерсон сказал:"Что мы знаем,есть лишь частица по отношению к тому, чего мы не знаем". Узнавая новые страницы из жизни нашего прошлого, мы приобретаем помимо знаний,бесценный опыт поколений, мы будим глубинные истоки своей генной памяти и постепенно обогащаясь,приходим к пониманию сути вещей,к новому мироощущению.В мире бытует тысячи, миллионы мнений и пусть они бытуют,пусть люди спорят, не соглашаются, доказывают.Ведь в конечном итоге, это и есть вечный двигатель,который способствует прогрессу человечества,его эволюционному развитию.         


Рецензии