Девятнадцатая. Калейдоскоп воспоминаний

…А с Девятнадцатой мы дружили. Экипажами. Они тоже занимались испытаниями "перспективных образцов", сильно  засекреченных. Правда, программы испытаний целиком и полностью выполнить никому не удалось. А ещё технику КС (космической связи) Володе В., с его слов, выдавалась "Синеглазка", голубой спирт (шило) особой очистки, лазер протирать. Ну не знаю, как и сколько там получал лично Лазер, но по отзывам помогавших его "тонким слоем" протирать, штука крайне забойная))). Заступил я на Новый Год в базе дежурным по кораблю. Ибо годковщину никто не отменял. Молодым (и холостым) у нас везде дорога, старикам (и женатым) – везде у нас почёт!  Впрочем, я отлично отметил Н.Г. в Мурманске заранее - днём раньше, но речь не об этом. Выслушал напутствия зама нашего (типа не планирую ли я в 00.00 тысяча девятьсот лохматого года, жахнуть бутылку шампанского об ограждение рубки?!;). Заступил, смотрю к вечеру – ПДПЛ (помощник дежурного по подлодке, старшина команды турбинистов, любил со мной заступать пачимута; впрочем как и я с ним - специалист он и мужик акуенный))) мается…
 
Интересуюсь:
 
-"Леш? В чём дело?".
 
-"Ааааа... не планируете ли Вы, тащщ лейтенант, соседей с Новым Годом поздравить?".
 
-"Нет, ты посиди с мужиками, а я на лодке побуду".
 
На лодке пить не принято было вообще. От слова совсем. Кроме исключительных случаев.  Разговор не о выдаваемом в море всем полстакане вина, чтобы желудок работал нормально (а не от радиации, как думают многие непосвящённые))). Вообще потом приходилось работать при ликвидации последствий радиационных происшествий (кто Вам эту грязную, но нужную работу АВАРИЕЙ назовёт - корочки ВПОР ("Чернобыльские") размечтались отхватить? СЧАЗЗЗ!))). И я в полной мере оценил диалоги типа нижеуказанного на собственном опыте:
 
-"Да они там все пъяные, блять!!!".
 
-"Никак нет, полстакана (разведённого спирта) до того, полстакана после того!".
 
-"Так ёбните стакан чистого, вместо того?!!".
 
-"Нет.".
 
-"И почему же?".
 
-"Там работать надо, а не хи - хи ловить...".
 
-"Ладно... занимайтесь...".
 
А этот случай запомнился только тем, что я впервые "рулил" дежурно - вахтенной службой в количестве двенадцати человек четыре часа самостоятельно))). Значительно позже уже угнали нас на пару с Девятнадцатой в Оленьку - корабли ремонта ставить было некуда. Интересное было время - Союз уже рухнул, но судоремонт ещё шёл по инерции. Нас (19 -ую и 149 - ую)  к тому времени уже вывели из боевого состава флота и готовились мы медленно и печально к передаче в ОФИ (отдел фондового имущества флота; в утиль, короче). А зима вышла славненькая, ветром завалило опору ЛЭП, посёлок от "единички" (подлодки номер не скажу какой))) питали электричеством… На освобождённым для нас спецпирсе  бригады Дронова "Кулоны" (специальные выпрямители на колёсах - на первом поколении постоянный ток  с берега принимается, кто не в курсе) дают всего 175 вольт, вместо положенных 220, хоть ты плачь! Это на 19 -ую, стоящую первым корпусом, а нас приняли решение вообще обесточить. Заступает дежурным по кораблю мичман Миша С., героическая личность, и на мощности двух стаканов вооружается карманным фонариком и, собрав все одеяла и матрасы с 4 -го отсека закладывается "бдить вахту" в каюту дежурного по ПЛ. Пытались отговорить – куды там!!
 
–"Я свою лодку не брошу!!!".
 
Геройски проспав часа четыре и разбуженный зверским холодом, был насильно эвакуирован сердобольной "аварийной партией" с "Хиросимы" в их центральный пост. На вопросы: "Ну как?" ответил только: "Нуигггонахххииирррррррр…", бестолково клацая зубами. Был напоен горячим и горячительным под завязку и сладко проспал до смены, благо лишних кают на лодке с сокращённым экипажем всегда хватает… Потом Девятнадцатую угнали на отстой в Видяевку (ходя в штаб дивизиона отстоя, я только мельком видел её) и встретился я с ней, по-настоящему, только на СРЗ "Выдра".

Подлянки корабль кидал до самой своей смерти – то шланг порвётся при дренировании 1 -го контура (радиоактивен), то ещё чего... – но уже так.., несерьёзно, по мелочам. В Последний  Путь, на распилку в Эллинг, он же Объект 11, СРЗ "Выдра" корабль ушёл красиво, я как раз на остановку 113 -го автобуса  верхнюю поднимался – сквозь хмурое "летнее" северное небо внезапно прорвался луч солнца и блеснул на обтекателе антенны МГ-15 "Свияга" (станции звукоподводной связи)...

Потом пытались сохранить её (в музей переоборудовать) – первая ПЛАРБ (ракетоносец) всё-таки?!! – но, но, но – кому это надо?!! Хотя даже приехала комиссия (из самой Москвы) – но от лодки из десяти отсеков уже только пять осталось. Развели руками и убрались себе обратно (поближе к благам Цивилизации). А ПАМЯТЬ ОСТАЛАСЬ! Железо всё-таки ни в чём не виновато, сколько бы жизней оно не унесло…
 
Написан этот рассказ давненько уже, служил ещё. Но жизнь как всегда вносит свои коррективы. Работая в этом году над статьёй про свою первую лодку, я обнаружил интереснейшую информацию.
 
Вкратце:
 
В июле 2018 года рубка ПЛАРБ К-19 установлена в деревне Никульское Мытищинского района Московской области на берегу Пяловского водохранилища в дачном посёлке возле села Никольское (район Староникульского залива), у загородного дома владельца боевой рубки К-19 Владимира Романова, проходившего срочную службу на К-19.

Отличные фотографии, сделанные автором блога https://urban3p.ru/blogs/44147 (фото вверху рассказа на ресурсе "Легал Алиен"), сопровождены нелепейшими комментариями.
 
А это группа ветеранов - подводников. Слева по направлению в корму - загородный дом владельца боевой рубки К-19 Владимира Романова, проходившего срочную службу на К-19. Фото Н. Черкашина.

+ФОТО+ №1

Приложение №1
 
Отличительный знак входа в отсек - убежище (на проекте 658М ими были первый и девятый отсеки). Взят автором на память при утилизации К - 19 на СРЗ "Выдра". Находился над переборочной дверью из восьмого в девятый отсек:

+ФОТО+ №2

Как видите, в темноте он светится:

+ФОТО+ №3

 
Часть светонакопителя предположительно срезана лезвием матросами срочной службы на "ДМБ*овские" погоны.
 
Пожар 24 февраля 1972 года, унёсший 28 жизней советских подводников, начался именно в девятом отсеке...
 
Приложение №2 Обтекатель антенны станции звукоподводной связи "Свияга" (МГ-15), обведён жёлтым.


+ФОТО+ №4

Приложение №3
 
На фото: К-19 производит испытания ВБАУ (выпускного буксируемого антенного устройства) "Залом":

+ФОТО+ №5

Приложение №4
 
22 января 2021 21:17. В подмосковной деревне появилась 28-метровая рубка от легендарной советской подлодки К-19. "Вести в 20:00" : ( https://www.vesti.ru/video/2261621 ). Ответ В. Романова журналисту на вопрос: -"Что для Ваших товарищей этот памятник (ограждение рубки) сейчас?"
 
-"Всё!".
 
Приложение №5
 
Фрагменты "Инструкции по обеспечению радиационной безопасности в войсковой части 15030". Спасибо за помощь в оформлении капитану 3 ранга А. Букину, командиру ЭМБЧ последнего экипажа "К-19".

+ФОТО+ №6
+ФОТО+ №7

Приложение №6. Девятнадцатая в период утилизации на СРЗ "Выдра".

+ФОТО+ №8

Приложение №7. Девятнадцатая. Ура-губа, Ара-губа. 2008 год.
 
( https://youtu.be/Iium_MUvsxM )
 
Приложение № 8.

+ФОТО+ №9

На фото вверху мундир капитана 2 ранга Красичкова М.В. в музее Учебного центра ВМФ г. Обнинска. Фотография отсканирована с обложки книги "К-19 Приговор судьбы" ( https://www.morkniga.ru/p822645.html ), которую я недавно прочёл.
 
Книга читается местами нелегко. Скажу честно, что имею стойкое предубеждение против офицеров отечественного ВМФ, по тем или иным причинам, подобно автору, Сафонову Анатолию Николаевичу, решивших работать с "экологической" "независимой" организацией "Беллона". Но не буду лукавить. О покупке книги я однозначно не пожалел. Тиражом всего 300 экземпляров (!!!) подняты очень важные, пусть порой и нелицеприятные вопросы. Правда очевидцев событий (автор приводит их высказывания) не вызывает сомнений. В первую очередь, если отбросить патетику, с профессиональной точки зрения. Скажу больше - благодаря этой книге у меня лично только теперь сложилась целостная картина печально знаменитой аварии на "Хиросиме". Недостающие паззлы защёлкнулись - и всё встало на свои места. Приведу пару цитат: "Красичкова Надежда Сергеевна, прожила с больным, переоблучённым мужем 52 года! И только благодаря её неуёмной энергии, заботе, любви, самопожертвованию герой-подводник Красичков Михаил Викторович прожил долгую жизнь... В материалах, изданных по ядерно-радиационной аварии на АПЛ, о нём практически не писали, а если и вспоминали, то в лживом, сфальсифицированном виде."

29 июля 2012 года состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию Памятной (мемориальной) доски в честь командира реакторного отсека АПЛ К-19 капитана 2 ранга Красичкова Михаила Викторовича. Памятная доска установлена на фасаде жилого дома № 33 по ул. Победы, города Обнинск, где с 1962 по 1971 годы он проживал.

.


Рецензии
Дорогой Евгений, спасибо большое!
Помним эту лодку. Как её не помнить...
Так получилось, что пути моей семьи так или иначе пересекались и с самой "К-19", и с людьми, служившими на ней в разное время.

С теплом и уважением,

Игорь Караваев 2   27.01.2023 14:00     Заявить о нарушении
Вам спасибо, что читаете и комментируете. Рассказ не получился, да и не получится уже. Тупо накидываю туда время от времени материал, добавив в название "Калейдоскоп воспоминаний". Тяжело писать о всемирно известных кораблях, а К-19, благодаря фильму американцев, теперь действительно известна всему миру. Мы часто стояли рядом, когда я служил на 149 -ой подводной лодке. А затем встретились уже на "Нерпе", где 19 -ую, собственно говоря, и утилизировали. А также и ещё минимум треть пла Северного флота, на моих глазах.

С уважением, Евгений.

Юджин Джексон   29.01.2023 17:40   Заявить о нарушении
Ещё раз перечитал Ваш рассказ. Категорически не согласен, что он не получился. Честный, без прикрас, взгляд свидетеля тех событий, воспоминания о конкретных людях.

С уважением,

Игорь Караваев 2   24.03.2024 22:01   Заявить о нарушении