Геймлиха заказывали?

 ***  Рассказ из сборника С.Е.Золотухин «Что было то было…»
Документальные истории из жизни врача.  ***

Вначале 90-х на конференцию по травме из Донецкого медицинского института и НИИ травматологии и ортопедии  в Ленинград приехала небольшая делегация участников. Мой товарищ Юрий Крюк забронировал люксовский номер, так как собирался совместить конференцию и встречу со своим возможным оппонентом по  докторской диссертации. Оппонентом был профессор из Ленинградской ВМА им. С.М. Кирова, полковник медицинской службы, брат которого работал на кафедре онкологии нашего мединститута и заблаговременнно договорился с ним о встрече. Для Юрия было важно, чтобы гость подобающим образом оценил привезенную из Донецка рукопись.

Снятый номер имел кроме спального помещения просторную гостиную с большим столом, стульями и посудным шкафом. С Крюком в этот номер вселился и я. На другой стороне коридора были номера попроще, в одном из которых оказались Владимир Танцюра и Юрий Росанов. У Росанова, инженера моей лаборатории, были свои задачи в городе, связанные с приобретением микросхем для приборов. Ему мы заодно поручили закупку продуктов для вечернего застолья. Со мной на конференцию отправился только Танцюра. Там мы узнали, что наши доклады включены в программу следующего деня и после первого заседания, отметив для всей группы командировки, мы отправились в гостиницу, по пути купив в музыкальном магазине недорогую гитару. 

Владимир Танцюра работал в НИИ травматологии и ортопедии старшим научным сотрудником, занимался вертебрологией. Он был также одаренным поэтом и композитором, участвовал в работе литературного театра под управлением Владимира Калиниченко, неоднократно выступал на Донецком государственном радио и телевидении. Свои сочинения он в последнее время сначала апробировал  на слушателях  нашей лаборатории. Многим сотрудникам нравились его лирические песни: «Мне везет на друзей», «Осень», «Скажу тебе, что ты красивая» и др.

Юрий Крюк работал на кафедре патологической физиологии мединститута, когда-то учился игре на фортепьяно и под настроение играл джазовые композиции. Но я не был в числе его фанатов... В моей лаборатории были другие музыканты и исполнители, которые очень прилично воспроизводили современные эстрадные композиции. Я не играл и не пел, но во время концертов мог ритмично стучать по разным предметам… Правда, на этом мое участие в музыкальной жизни друзей не заканчивалось – я всегда поддерживал талантливых людей, а нередко и  помогал им организовывать различные музыкальные выступления. Кстати, и на этот раз я проявил инициативу, предложив не столько застолье, сколько музыкальное мероприятие.

Когда мы с Танцюрой пришли в гостиницу, нас встретил Росанов. С ним был какой-то парень, представившийся Александром.

- Шеф, надо помочь человеку, - сказал Юрий. – Его выписывают из гостиницы из-за нас. А у него тут офис и кадры…

- А почему из-за нас? – спросил я Александра.

- Конференция у вас ведь союзного значения, и поэтому лишних выселяют. Нам бы пару дней перекантоваться.

- Зато мы с ним сейчас по-быстрому стол организуем, - не переставал протежировать своего нового знакомого Росанов. - Его девчата помогут создать нам праздник. Саня  много историй знает, которые связаны с этой гостиницей, будет рассказывать - заслушаемся. Ну как?

- А играть на гитаре можешь? – спросил я.

- Конечно!

- Ладно, уговорили, черти, - выдавил я из себя слова согласия. – Накрывайте стол. Сбор будет здесь через час.

Появился Крюк, он был не в духе:

- Целый день прождал оппонента. У него то кафедральное, то операции. Диссертацию взял, посмотрит. Договорились, что через час я за ним заеду домой. И сюда его привезу. Будем обсуждать… А вы, что тут стол накрываете?   

- А кто здесь на диете? – ответил я вопросом на вопрос. – Поужинаем, помузицируем, твоему профессору понравится.

- Все, я лучше за ним раньше заеду…

В назначенное время в люксовском номере появился Танцюра с гитарой и двумя коллегами из соседнего с ним номера. Росанов загадочно улыбался в ожидании нового знакомого. Наконец появился Александр с тремя очаровательными блондинками. Вид у его спутниц был, мягко говоря, чересчур броский. Девчата как на подбор обворожительны, одеты в полупрозрачные блузки, мини-юбки, белые колготы и выглядели не старше восемнадцати лет. Я догадался, какой офис у Александра в гостинице, но отступать было поздно.

- А откуда прибыли эти очаровательные создания? – обратился к девчатам Танцюра. И пока те по очереди представлялись и рассказывали, как им тяжело работать в турагенстве с иностранными туристами, Володя предложил выпить за знакомство.

- А за конференцию?

- А за дружбу между народами?

Когда отзвучали тосты, Танцюра взял в руки гитару, предложив всем присутствующим по очереди называть какой-нибудь месяц года. В соответствие с названием месяца он тут же начинал исполнять по ассоциации песню.

В перерыве между пением я спросил у Александра, о каких интересных историях этой гостиницы он может нам поведать?

- Месяц назад, например, - начал он, - в вашем номере умерла одна пара молодоженов, приехавших из Одессы. Они оплатили недельное проживание. Несколько дней их видели вместе. Они посещали рестораны, ночные бары, оставляли персоналу хорошие чаевые… Однажды утром горничная на двери номера прочла записку: «Не входить, вызвать милицию». Милиция в номере обнаружила два трупа. Из посмертной записки следовало, что у молодого человека в крови был обнаружен вирус иммунодефицита. Поскольку болезнь являлась неизлечимой, то он предпочел не дожидаться мучительного конца, а умереть сразу. Любимая не захотела оставаться одной. И они решили умереть вместе как Ромео и Джульетта в один день. Несколько дней наслаждались прелестями жизни, а потом ввели себе в вену большую дозу какого-то наркотика.

- Грустно, - сказал Росанов.

- Они не дали победить себя болезни, - как-то философски произнес я эту фразу.

Танцюра сыграл вальс любви Е. Доги. Под конец музыки, дверь в номер приоткрылась и на пороге появился Крюк с мужчиной в спортивном костюме, домашних тапочках и с накинутым на плечи военным плащом.

- А вот и мы, - улыбаясь, сказал Юрий. - Не ждали?

- Не стесняйтесь, проходите, - ответил я, обращаясь к спутнику Крюка.

- У нас сегодня закончился первый день конференции. Собрались экспромтом. Гостям всегда рады…
Профессора усадили между двумя очаровательными девами, которые сняли с него плащ и предложили закуски.
- Извиняюсь за столь неприглядный вид. Сказал жене, что с диссертантом на минуточку… Иначе не отпустила бы.
- Давайте выпьем за уважаемого профессора, - поднял стопку Крюк.
Все поддержали тост.  Профессор ответил:

- Как говорит моя дражайшая, когда я вижу симпатичных женщин или просто молодых девушек, я забываю, что у меня она есть. Как раз наоборот, я об этом только вспоминаю. Чувствую, я сегодня о жене еще буду много говорить. За молодых и прекрасных дам!

- Шел мужчина по лесу и увидел лягушку, - начал новый тост кто-то из присутствующих. - Лягушка говорит ему: «Возьми меня с собой, я тебе пригожусь». Принес ее домой, дал лягушке поесть и лег в постель. Лягушка говорит: «Возьми меня в постель, я тебе пригожусь». Взял он ее к себе в постель, и – о, чудо! – лягушка превратилась в потрясающую по красоте девушку. В этот момент пришла жена и спросила: «Это еще что такое?». Он ей рассказал, как было дело, и – о, чудо! – жена поверила и успокоилась. Так выпьем же за то, чтобы наши жены верили во все сказки, которые мы им рассказываем!

Танцюра исполнил романс. Посыпались новые тосты и анекдоты.
Во время смеха сидевший напротив меня Александр вдруг подавился и лицо его покраснело, он попытался что-то сказать, но у него исчез голос. «Неужели это стеноз гортани?» - только и успел подумать я. Профессор крикнул Танцюре, который находился ближе всего к Александру:

- Делай прием Геймлиха!

Володя вскочил из-за стола, приткнулся сзади к Александру, обхватил его за плечи, подняв со стула. Потом ногой отодвинул стул и перехватил руки у живота, взяв их в замок так, что кулак левой руки пришелся на область эпигастрия. Резко руками сделал толчок вверх, подождал секунду и снова произвел толчок. После второго воздействия с воздухом из гортани вылетел кусок колбасы. Пострадавший глубоко вздохнул, вытер слюни и слезы, что-то вспомнил из нецензурного лексикона, но что именно уже невозможно было расслышать из-за дружного хохота присутствующих. 

- Навыки и талант пропить невозможно, - наконец вымолвил Александр. -  Хочу выпить за своего спасителя!
Под очередную порцию смеха кто-то постучал в дверь. У двери стоял человек, державший на поводке болонку. Он извиняющимся голосом произнес:

- Тут находится пассажир такси, который два часа назад сказал, что зайдет на минутку в номер, а чтоб я не уехал, оставил  мне эту собачку?
Тут под общий хохот профессор снова вспомнил о жене, со всеми попрощался, а диссертанту сказал, чтобы тот готовил документы для подачи в диссертационный совет и что он обязательно будет у него оппонентом.
Крюк был доволен: план своей поездки выполнил. На следующий день мы с Танцюрой прочитали свои доклады, а когда вернулись в гостиницу, то снова застали накрытый стол и новый состав очаровательных гидов. Снова всем было весело. Но на этот раз ни к кому Геймлих не приходил.

Перед отъездом домой Крюк долго искал свою диссертацию, но не найдя, решил, что ее оставил у профессора.

Из-за распада Союза Юра задержался со своей защитой.

В 1995 году первым защитил докторскую диссертацию Владимир Танцюра. Потом он перешел работать на кафедру общей хирургии Донецкого мединститута. Юрий Крюк защитил диссертацию на год позже. В 1997 году лабораторию перевели на новое место. Наш лабораторный ансамбль распался. Танцюра все реже стал заходить к нам «на огонек», видимо, кафедральная работа его  сахватила целиком. Я защитился лишь в 1999 году. Но это так, к слову...

В 2014 г профессор В. П. Танцюра стал директором Донецкого НИИ травматологии и ортопедии. Конечно, это уже был совсем другой человек. За два года руководства институтом он успел рассориться со всеми своими прежними друзьями и нажить  много врагов. Володя потерял дар речи, его невозможно было слушать, у него нарушилась логика. Сказывалась болезнь, нелеченный сахарный диабет, атеросклероз. 1.09.2017 г В.П. Танцюра ушел из жизни.   

2014 год для Ю.Я. Крюка тоже оказался знаменательным, он стал заведовать кафедрой патологической физиологии Донецкого национального медицинского университета. За все время нашей с ним дружбы его характер никак не изменился: всегда был приветлив, открыт и добродушен, проявлял неподдельный интерес ко всем людям и к нему они тоже тянулись. В декабре 2018 года мы с ним отпраздновали успешную защиту наших двух учеников. 7 февраля на КПП «Александровка» в результате тромбо-эмболии легочной артерии Ю.Я. Крюк умер.

PS. Мы часто бывали и бываем не такими, какими нас знают многие. Друзья, конечно, нас знают лучше. Но друзья уходят. Жизнь у многих из них была уникальной. Она состояла из множества поступков. Хорошие поступки, в каких бы сложных условиях жизни ни происходили, всегда были интересны и поучительны. И о них хочется рассказать людям. Возможно, кто-нибудь захочет воспользоваться прочитанным материалом и изменит свой взгляд на вещи и явления, а может и сам изменится. Но я не хотел бы, чтобы о моих друзьях, с которыми я съел пуд соли, говорили: «есть, что вспомнить, но рассказать нельзя». Поэтому о многих из них я еще должен успеть написать…







 

 


Рецензии