Не говори никогда никогда

 ***  Рассказ из сборника С.Е.Золотухин «Что было то было…»
Документальные истории из жизни врача.  ***

Среди жителей городов есть немало таких, которые любят заниматься сельскохозяйственными работами. Они высаживают у себя под домами деревья, сооружают грядки, и даже в  квартире культивируют различные растения. Но уж если у них появляются дачи, то все выходные и праздничные дни теплого времени года  они работают там и от этого получают огромное удовольствие. Я вырос как «дитя асфальта» и генетической тяги к занятию сельским хозяйством никогда  не испытывал.

Однажды в 90-х годах ХХ века дачный бум впервые пошатнул мои убеждения относительно занятия сельским хозяйством. Тогда в стране начался свободный оборот земельных участков. Под строительство дач выделялись пустыри на окраинах деревень, поселков и городов, а после и земля колхозов и совхозов. Во временное или постоянное пользование горожанам исполкомы выделяли земельные участки площадью шесть-восемь соток. Большинство из моих знакомых такие участки уже приобрели. Но, еще не вырастив на них ничего, они уже расхваливали свой свободный труд и делились планами на будущее, а заодно упрекали меня в недальновидности. Основными аргументами в пользу моей близорукости выступали: экономический кризис в стране, наличие возможности и средств у меня, в отличие от других, частный транспорт друзей, которые «никогда не откажут в подвозе», а также множество окружающих меня сотрудников мастерских и подсобных рабочих, «готовых всегда подзаработать на сельхоз работах у шефа».  Товарищ, работавший в Авдеевской ЦРБ и хорошо знавший нужных людей в исполкоме, заверил меня, что если только будет одно мое желание, то он уладит все формальности с предоставлением земельного участка в районе Авдеевки.

Как-то, устав от уговоров друзей, я согласился.

Через некоторое время какой-то совхоз проголосовал, а исполком утвердил решение коллектива совхоза о выделении мне земли. Я уплатил необходимую сумму, угостил конфетами и шампанским на арендуемой земле гостей, участвовавших в выделении мне участка, и стал формально сельским тружеником. Земли было много, со слов присутствовавших, не менее одного гектара. Земля даже была распахана. Был март и мне надо было срочно что-нибудь сеять. По месту основной работы я собрал всех, кто мне советовал приобрести земельный участок. Требовалось решить, что будем сеять. Решили посадить картофель. На рынке купили 200 кг посевного картофеля. Приехали на место большим составом «специалистов», посадили картофель, спрятали лопаты, тяпки и грабли, отметили результат начала нового этапа в моей жизни. Позже собирались приехать на прополку.

Но там, на «даче», ни сам, ни с коллективом «свободных тружеников села» я больше не появился. Как-то получилось, что доктор из Авдеевской ЦРБ сменил место работы и пропал. У товарища, который возил нас к месту работы, сломалась машина, да и сам он заболел и потерялся. А я, к своему стыду, забыл дорогу. Сотрудник, на которого возлагались надежды, что он будет работать на земельном участке в свободное время, погиб, выпав из окна своего дома в момент приступа «белой горячки». В общем, как огородник я оказался никаким, и потому дал себе зарок, что больше никогда не буду заниматься сельским хозяйством.

Однако, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.

2014 год. Донецк. Митинги. Демонстрации. Кто-то уезжает, кто-то приезжает в город. Объединение граждан. Провозглашение независимости Донецкой Народной Республики. Начало военных действий. Появление первых раненых. Мы регистрируем общественное движение «Русь Соборная». Часть молодых людей из нашего движения с оружием в руках встала на защиту республики от наступающих вооруженных сил Украины и добробатов. Другие  участвовали в проведении гуманитарных акций – обеспечении областной травматологической больницы продуктами питания для больных и раненых. Вот тут мне пришлось увидеть людей, которые всю свою жизнь занимались сельским хозяйством, и в частности птицеводством.  Мы разными путями добывали для ОТБ продукты питания: кто-то отдал свое поголовье птиц, кто-то жертвовал  сбережениями для закупки продуктов питания  на рынке, кто-то использовал личный транспорт для перевозок всего необходимого. И мы продержались два месяца. Дальше уже пошла гуманитарная помощь   из России.

В 2015 году я стал профоргом НИИ травматологии и ортопедии. Время было тяжелое, зарплат не было, была только материальная помощь. С новой общественной нагрузкой надо было заботиться и о сотрудниках института. До конца 2014 года и весь 2015 год я в составе активистов движения «Русь Соборная» принимал участие в выращивании бройлеров, а мясо птиц мы продавали по себестоимости сотрудникам НИИ ТО. Я даже кое-что стал понимать в птицеводстве, соорудил дома курятник и завел птиц, которых кормил привозимым зерном. Домашнее хозяйство у меня, конечно, было больше похожее на зоопарк, чем на серьезный птичник. Крупных петухов и кур я не забивал, а отдавал товарищу, у которого имелось настоящее хозяйство. С 2016 года, когда в ДНР заработали свои птицефабрики, необходимость в выращивании птиц для продажи отпала.

Тогда же на базе больницы и института образовался и Республиканский травматологический центр.  В составе этого центра у меня появился свой отдел. Возникли для него новые задачи. Дополнительно к сказанному по специальности «патологическая физиология» я стал экспертом ВАКА ДНР. Активность общественного движения постепенно снизилась. Армия ДНР стала профессиональной. Из ее рядов домой вернулись  некоторые ополченцы, входившие первоначально в состав нашего движения. С некоторыми товарищами мы периодически встречаемся. Помогаем друг другу. Поминаем погибших. Надеемся на лучшее.

Сельским хозяйством я уже (или снова?) не занимаюсь. Но и не зарекаюсь.


Рецензии