Добро на твоей ладони...

           Добро на твоей ладони ...
      

     Сегодня - последний день осени... Последний день тёплой, красивой осени - звучит так невозвратно, так печально.
Нет-нет! Не по календарю, а по настроению, по погоде, по цвету листьев за моим окном.

   Природа  нагулялась за лето, когда она буйно расцвела бесчисленными оттенками зелени, выполнила свою главную миссию -  подарила людям радость тепла, а всему живому на Земле - возможность дать потомство и продолжить свой род.

   Главный куратор природы - Время -  пришло по-хозяйски и дало понять, что пора закругляться, пора Лету менять свой зелёный цвет на желтый и коричневый, а всему потомству живого надо успеть набраться сил, возмужать и встретить во всеоружии Зиму.

    В этом году на возмужание было отпущено  много времени. Бабье лето растянулось до неприличия. Вот уже и середина октября, уже и Покров прошёл, а Осень из последних сил выдает тёплые деньки до плюс двадцати градусов, и ещё ни разу не огорчила людей нудными затяжными дождями  и уличной слякотью...

    Но Время безжалостно, его нельзя остановить. И вот сегодня мой город, глубоко втянув голову, окружённый со всех сторон холодными циклонами, ожидает последний удар непогоды перед уходом в зимнюю спячку...

                ***

   Но всё это будет завтра. А сегодня, 15 октября 2019 года, я сижу на скамеечке у своего  подъезда и оглядываю свой двор. Он мне нравится, и я его люблю.

   Кроме детской площадки на нём вместилось небольшое футбольное поле, на котором при хорошей погоде собираются играть пацаны со всей округи.
От  "футбольного шоу" страдают стоящие позади ворот машины,  которым часто приходится принимать «оплеухи» летающих в них мячей. Машины - недотроги.  Самые чувствительные из них, шокированные таким обращением, выражают своё недовольство, включая сигнализацию, к звукам которой все уже привыкли.

   Перед самым домом - полоса из «городских» деревьев. Раскидистые карагачи  чередуются с худенькими берёзками, стремящимися выйти из тени дома, а для этого им надо перерасти наш пятиэтажный дом в высоту.

   Среди  деревьев выделяется яблоня, посаженная перед окнами нашей квартиры моим отцом, когда он поселился в доме.
   Она, растущая между первым и вторым подъездами совсем рядом с домом, ища своё жизненное пространство, наклонилась, перемахнула через асфальтированную дорожку, раздалась вширь, заматерела и сейчас уже достигла высоты пятого этажа.
Мы с женой долго размышляли, как же назвать эту "Вавилонскую башню" (на неё прилетают отдыхать и лакомиться её ранетками многочисленные «разноязычные» представители пернатого мира), но сошлись во мнении, что она всё-таки "Пизанская".
Несмотря на свой преклонный  пенсионный возраст (сорок лет для «городских» деревьев – много), яблоня  каждый год в положенное время зацветает и становится вся белой, как невеста. Порадовав людей этим великолепием, она скидывает на асфальт свой «свадебный наряд», который на неделю становится носителем весеннего  яблоневого снега. (См. фото рассказа «Один день жизни оптимиста» …)

   Как жаль, что этот  "снегопад" недолговечен, как и всё в Природе. А тут ещё и пешеходы безжалостно топчут его ногами, не видя его красоты. «Весенний снег» яблони испуганно прячется от людей на краях дорожки, но это его спасает лишь на время…

   Перед каждым подъездом разбиты цветники. И по их убранству, богатству можно судить о том, что в этом подъезде живут добрые женщины-садоводы, которым мало цветов в своём саду, и они привозят их в город, чтобы все могли любоваться их красотой.

   Уже давно стемнело, зажглись подъездные фонари, и я уже могу начать свою игру с ними.
   Ах да, вы же не знаете! Я – «человек, умеющий играть с огоньками подъездных фонарей»! Я научился этому давно, и, на моё , в этот день и в этот час у меня в глазах были слёзы.
   Может быть, это были грустные слёзы, потому что я вспомнил свою ушедшую из жизни матушку. Может это были слёзы от какой-то мимолетной радости, посетившей меня невзначай и незамеченной в сутолоке дня. А может быть, просто ветром надуло...
Уж так устроен человек: слёзы у него в глазах - когда ему или плохо, или очень радостно.
   Мне этими  слезинками в глазах надо обязательно воспользоваться!

   Я чуть-чуть прикрываю глаза, глядя на шесть подъездных фонарей. Они, выстроившись в ряд, как на параде, мгновенно выпускают вверх и вниз бесконечные лучики света.
Верхний лучик ничем не ограничен,  он устремляется в небо, он бесконечен. Как бы ты не задирал голову - не увидишь, где он кончается!
Теперь, наклоняя голову вправо или влево, я могу менять направление лучиков, как хочу. И они мне начинают напоминать шеренгу сказочных солдат на ночном параде. Кивнув головой, можно заставить их «лучистых солдат» высоко подпрыгивать и затем благополучно возвращаться на землю.

   Но самое интересное впереди: я ещё ниже опускаю веки  - и от огоньков в стороны начинают разбегаться жёлтые световые дуги. Сначала они небольшие, но потом  начинают расти и заполняют собой всё пространство.
Затем я приступаю к самому главному: ловлю момент, когда каждая дуга  окрашивается в свой цвет - это слезинки в моих глазах начинают своё волшебство - интерференцию, и разделяют белый цвет фонаря на радугу цветов! Каждая из дуг получает по своему цвету, никакой цвет не обижен!
Прикрыв ещё глаза, я заставляю работать и ресницы. Запутавшись в них, радуга перемешивается, как на палитре художника, и мне нужно поймать тот миг, когда эта палитра будет самой яркой и богатой!

   Всё, представление окончено! Я получил всё, что можно было «выжать» из этих шести фонарей. Я опускаю веки ещё ниже, и чёрный цвет, тьма поглощает мой калейдоскоп огней.
   Чёрный цвет - это финиш, конец всего. Я не люблю его, он - антипод белого, на другие цвета не раскладывается, и из него, как из черной дыры, возврата нет...
 
                ***

   Я подпитываю свой организм позитивом. Я знаю, что буду жить, пока он не закончится, а чтоб его запасы не иссякли, подпитываю добрыми делами.

               

   …Тут мой хитрый, иногда въедливый внутренний голос проснулся и бесцеремонно толкнул меня в бок: «Вот ты гордишься своим аналитическим складом ума, так разложи же по полочкам, по косточкам этот позитив - доброе дело! Тем более, что игру с огоньками фонарей ты уже закончил, а твой анализ может быть кому-нибудь пригодится, и, поэтому, зачтётся тебе как небольшое Доброе Дело!»

   - Ну, хорошо, слушай! - отвечаю я ему, удобно устраиваясь на скамеечке, и достаю сигарету «Винстон», как раз предназначенную для глубоких размышлений. Тем более, что взошедшая  почти полная луна к этому располагает.

   Добро - понятие абстрактное. И я могу разложить его по трем полочкам.
Первая - Добро духовное, исходящее от тебя и заряжающее позитивом и тебя и других. (Кстати, как ты знаешь, Позитив  по полочкам я уже разложил в рассказе «Один день из жизни оптимиста»).
Это может быть и добрая шутка, вызывающая улыбку окружающих, и поддерживающая кого-то реплика, и взгляд, брошенный на женщину, от которого она начинает расцветать и чувствовать себя Женщиной, понимать, что не всё ещё кончено в её беспросветной, как ей кажется, жизни, и светлая полоса ещё у неё будет.
Это может быть и похвала ребенку, слепившему домик в песочнице, а может быть и замечание подросткам, не могущим общаться без мата.
Моя матушка, учитель литературы, посвятившая всю свою жизнь воспитанию  подрастающего поколения, находясь уже на глубокой пенсии, считала своей первостепенной обязанностью выскакивать из квартиры в любую погоду и проводить воспитательную работу с курящими девчонками-школьницами, присевшими отдохнуть на скамейке нашего подъезда, или матерящимися пацанами, коверкающими наш могучий русский язык. (Наша квартира располагается на первом этаже первого подъезда и, поэтому, эти скамейки так популярны у учащихся тридцатой школы, что через дорогу от нашего дома).

   И выскакивала она, делая Своё Добро, до тех пор, пока могла ходить…

   Мои «Ироничные воспоминания» - несомненно,  Добро. Ведь в них я стараюсь развеселить грустных, приободрить потерянных, вселить надежду в тех, кто её потерял. Иногда это мне удаётся, иногда нет...

   Мои лучшие друзья - человеки  (не путать с лучшим другом - не человеком, солнышком!) Людмила П. и Ирина Е. так же, как я, питаются Позитивом и начинают болеть, когда его не хватает!

   Они не могут жить без Добра: когда сегодня я позвонил Ирине, чтоб поделиться с ней сказочной красотой деревьев за моим окном, облепленных свежевыпавшим снегом, она уже была в дороге к своей подруге Гале. Ей обязательно нужно было проведать её старую мать, уже не поднимающуюся с постели, чтобы зарядить её своим Позитивом.

   А другой мой друг – Людмила, в это время носилась по аптекам в поисках лекарств  для годовалой малышки своей соседки Татьяны.
Таня - мать-одиночка с «зарплатой» от государства в десять тысяч рублей, Поэтому она  всегда с благодарностью принимает Добро Людмилы и с "первой полочки" в виде поддерживающих «женских» бесед и "со второй" – в виде яблочных пирогов.

   У каждого человека есть своя, не похожая на другие, Ниша Добра!

   Да, я же ещё не рассказал тебе, мой любознательный внутренний голос, что у меня лежит на второй полочке!
А на ней у меня - Добро, которое можно положить на ладошку. Я его так и называю – «Добро на ладошке».
   Оно может быть копеечным, не обязательно вкусным, но оно должно быть обязательно заряжено твоим Позитивом и дариться только светлым людям, чтоб они знали об этом!

    Сейчас это - мои любимые конфеты детства - Гулливер, которые я беру в магазине «Лента». В детстве я  их ел всего несколько раз, а сейчас они всегда лежат в спецкармашке моей барсетки.
   На месяц мне хватает и одного килограмма. Поэтому моя жена Света, которую ты знаешь, как свои пять пальцев, если они у тебя есть, с пониманием относится к этой моей «второй полочке», как к неизбежности, не слишком денежно-затратной по сравнению с другими семейными расходами.

   Но мой звёздный час настал, как ты помнишь, лет пять назад, когда я случайно в одном из магазинов с вывеской «Всё по 50» купил пакетик серых, матовых камешков, напоминающих жемчужины. Ты подсказал мне купить их на всякий случай, даже не зная, что они так хорошо заряжаются Позитивом и так долго хранят его! Мол, в жизни всё пригодится. Спасибо тебе за это!

   Да, кстати, мой друг, давай я буду называть тебя «товарищем». А то моя жена, прочитав мои рассказы «Ироничные воспоминания» раскритиковала меня :
- У тебя почти в каждом рассказе есть «мой лучший друг»: то это – синички за окном, выпрашивающие семечки, то  твоя лодка «Уфимка», спасшая тебя на каком-нибудь пороге, то  солнышко в небе, то твой ангел-хранитель, всё время спасающий тебя с самого рождения. Ты уж определись, пожалуйста, кто есть кто!
Ей ответил, что я - человек добрый, и, поэтому, у меня много лучших друзей. Она парировала, что лучший друг должен быть единственный и незаменимый. Как у неё лучшая подруга Ольга К. из Новосибирска, с которой она может говорить по телефону по целому часу и каждый день.

   Поэтому решаем с тобой так - этим любимым другом (не путать с любимой женой гарема!) пусть будет мой ангел-хранитель. Он заслужил это право, спасая мне жизнь много раз, а тебя я буду называть, чтоб не было путаны путаницы, как Брежнев – «мой дорогой товарищ»!
   А как можно вас перепутать, ведь вы - в разных местах. Если мой ангел-хранитель - у меня за левым плечом, то ты - у меня в голове!

   Так вот, мой дорогой товарищ, ты помнишь эти жемчужные камешки?
Светлым людям, которым я дарил их, они приносили удачу, помогали искать женихов, выводили прыщи на щеках. Одна добрая бабушка из нашего подъезда, которая догадалась положить камешек под подушку, стала лучше спать. А когда она додумалась зажимать его в ладошки, то вообще спала до обеда!

   Вот она какая - волшебная сила внушения и мой Позитив внутри этих камешков! А ты помнишь, что, полежав на солнце, они напитались его энергией и ночью светились, как светлячки, волшебным  добрым светом...

   Но самый невероятный случай (все это знают)  произошёл года три назад. Таня, одинокая женщины шестидесяти пяти лет, живущая на пятом этаже в нашем подъезде и прозванная мной «электричкой» за её электрический характер, и за то, что она торговала в магазине «Электротовары», как-то призналась мне, что она случайно познакомилась в теннисной секции спортклуба (а в шестьдесят пять лет играть в настольный теннис, ты знаешь, это круто!) с мужчиной лет сорока  по имени Костя и подарила ему мой жемчужный камешек.   Теперь они живут вместе, как муж и жена. Совершают дальние поездки на природу на дорожных велосипедах. А когда Костя уезжает один за грибами, он долго не может расстаться с ней, стоящей на балконе и посылающей ему воздушные поцелуи. Их теперь трудно представить друг без друга...

   Кто-то скажет, что их отношения - ненормальны, противоестественны. А мы с женой уже привыкли к ним, так не похожей на других парочке людей, и называем их, как и положено... Ты догадался (я уже обращаюсь к тебе, мой читатель) как? Конечно же, Ромео и Джульетта!

   А теперь, мой дорогой товарищ, я расскажу тебе, что у меня лежит на третьей полочке. Здесь - Добро, к которому я приложил свои руки.
Это не может быть покраска дома на своей даче, но это может быть покраска скамеечек у подъезда, которую я провёл вчера краской, оставшейся от дачного домика. Краска - атмосферостойкая, морозоустойчивая и, думаю, переживёт не только меня.
   Это может быть и клумба, посаженная тобой, запахом цветов которой будут наслаждаться все проходящие мимо люди. (Это Добро каждую весну делает моя жена.  А  я её (не жену, конечно, клумбу!) поливаю, захватывая  и соседские, к которым хватает длины шланга)!

   Помню, как я (когда был ещё сильный и без тросточки) на даче чистил от мусора ручей, протекающий через наш и соседские участки, и от его ледяной воды (он вытекает из родникового озера) простудился. Простуда уже через неделю прошла, а доброе дело моих рук - осталось!

   Зато как я был горд перед собой, что смог сделать это для стольких соседей!
Мне было не важно, что они не видели моего «подвига». Идею повесить у ручья памятную табличку с надписью: «Этот ручей чистил...» я отмёл сразу же!
Я не замечал, что стал весь «поцарапанный», когда пробирался через соседские заборы и через чистые, колючие заросли кустарников, растущих вдоль ручья.

   Воспитанный на произведениях Н. Островского, я сравнивал себя с Павкой Корчагиным, в одиночку рубящим лес для паровоза состава с хлебом для голодающих детей Поволжья.
   «Нет, всё-таки Павка был круче меня! У него и деревья были толще, чем мои кусты, да и рубил он, кажется, зимой, а у меня - жаркое лето! - размышлял я тогда. -   Но зато он не промочил ноги в ледяной воде, а руки у него не распухли и не стали багровыми, как у меня!»

   Я считаю, что у каждого человека должен быть свой подвиг в жизни, хоть один, пусть совсем маленький, пусть только для себя, чтобы он мог гордиться  собой!

   … Тут меня неожиданно пронзила мысль: так ведь я сейчас повторяю слова сочинения на свободную тему, которое я писал в десятом классе!
Моя матушка-литератор посоветовала из всех тем, предложенных для сочинения, выбрать именно её: «В жизни всегда есть место подвигу». Так вот откуда тянутся нити моего темного прошлого!
    Моя мудрая мама, давая эту тему мне, хотела видеть меня таким, каким я стал по жизни!

   Мне иногда кажется, что мои теперешние «Ироничные воспоминания» - это сочинения на свободную тему, заказанные из Того Мира моей матушкой, и это придает мне сил, как моральных, так и физических...

   Что-то мы отвлеклись в своих размышлениях, мой дорогой товарищ, от основной темы: что у нас на третьей полочке Добра!
Ты понял, что у нас находится на ней? Правильно, сплошные «рукотворные памятники»! (Не по А.С.Пушкину).

   Ну а теперь, утолив свою любознательность, отправляйся назад на своё насиженное место в моей голове и не мешай думать. Я должен вспомнить, проанализировать и поставить отметку своим сегодняшним Добрым Делам с первых двух палочек!

                ***

   …Она прилетела ко мне ночью через небольшую щель в окне, и утром я увидел её, сидящую на светлой рамке фотографии  на стене, где я стою рядом с внучкой Алёнкой, девочкой с голубыми волосами.
Деловито побегав где-то у меня над головой, она всем своим видом показывала, что здесь ей тепло и комфортно. Это была красивая, красная Божья коровка!

   «Как ты попала ко мне, божье создание,  что хочешь передать и от кого? - я попытался наладить контакт с этой «небесной посланницей», - ведь твоя подруга уже прилетала ко мне на прошлой неделе и улетела назад, к своим!
Что я могу сделать для тебя?»

   Мудрая жена объяснила мне, что пришло время Божьим коровкам засыпать,
 и, поэтому, она ищет своё последнее пристанище. Я успокоился и решил, что перед тем, как отправиться в мир иной, ей нужно как следует подкрепиться перед такой дальней дорогой, предварительно  побегав для аппетита по моей ладошке.

   Чайная ложка белого сахара на розовом блюдце выглядела весьма аппетитно и представляла собой, наверное,  годовой запас еды, опять же, если они живут столько. Но я - человек не жадный, и всегда готов накормить всех своих друзей и ходячих, и летающих!

   Вечером я вспомнил про свою «небесную посланницу» и увидел, что жизнь в ней угасла окончательно - она лежала неподвижно, поджав под себя все свои лапки.
Я сделаю для неё всё что мог: завернул в кусочек бумаги, перекрестил и отправил в куст сирени, растущий у меня под окном, чтоб на неё не наступили собаки, гуляющие вместе со своими хозяевами.
   Пусть покоится с миром!

   Вот так я проводил в последний путь свою гостью. Наверное, это  было для меня – «Доброе Дело на ладошке» ...

                ***

   
               

   Взошла полная луна, моя подружка - помощница в моих размышлениях. И в её свете моя тросточка с красиво изогнутой чёрной ручкой засветилась волшебным золотым светом...

   Огоньки подъездных фонарей после моих упражнений с ними выглядели уставшими и, поэтому, не такими яркими. Наклоном головы я благодарю их за выступление и встаю со скамейки.
   Сегодняшний день был очень энергичным, с общениями,  размышлениями, разговором с Сыном.

   Если Умные Мысли залетали в мою голову, то не вылетали обратно.

   Но самое главное для меня сегодня - я дарил Добро, Добро с первых двух полочек, людям...

   Фото автора:  Осень за окном - это временно. Главное, чтобы она не зашла в твою душу...               
                Октябрь 2019

                Отзывы читателей: 

        "Так я понимал раньше, что друг это тот человек с которым можно поделиться той информацией, которая произвела на тебя впечатление, будь то рассказ, стихотворение, песня или научно-популярная статья, личные переживания неразделённой любви или фильм, картина, фотография... да не важно что именно, важно что это произвело на тебя впеч атление и оставило в тебе след или горький или сладкий, и ты делишься с тем, кого ты считаешь своим другом в напдежде, что он разделит с тобой это переживание и ты не наткнёшся на холодное, к примеру "Да ***ня это всё..." или нечто подобное без крепких словечек, но с тем же смыслом...
   Видимо всегда мы с других ищем себя, а вернее сходное с нашим ощущение от того или иного - о чём было сказано выше.
   Так и сейчас, посылаю тебе ссылки на эти рассказы, потому как они нашли отклик в моей душе ;"

           Валера Якушко.            


Рецензии