Эксперимент 8

Начало повести — http://www.proza.ru/2020/04/07/1419

8. Похороны Хикмета

Информация о том, что город вновь перешел в руки правительственных сил особых эмоций у обитателей убежища не вызвала. Уставшие от войн и насилия люди поднялись из подвального помещения в прихожую, разобрали сваленные там в кучу вещи и молча разошлись по своим домам. Исрафил, Лиана и маленькая Халима остались в доме Захарии, так как их собственный дом был разрушен еще неделю назад при захвате города войсками антиправительственной коалиции.
 
Лиана и Халима прошли на кухню, чтобы приготовить что-нибудь к ужину, а Исрафил, Сергей и Рабия поспешили в сад, вызволять Аммара и его пацанов из подземного плена.

Первое, что бросилось в глаза при приближении к разбросанным в середине сада валунам, — обугленные обломки пластмассового щита. Вход к подземному переходу был открыт, а в небольшом углублении на земле возле сдвинутого в сторону валуна, которым Рабия и Сергей подпирали пластмассовый щит, лежало тело Хикмета, усыпанное камнями. Исрафил нагнулся, сбросил с груди боевика камни, приник к ней ухом, потом потрогал пальцами артерии на шее. Убедившись в отсутствии признаков жизни, осторожно разжал сжимавшие рукоятку кинжала пальцы покойного и передал орудие Сергию. Затем запахнул на покойном распахнутый по земле халат, обратил тело лицом в сторону Мекки, повернул на правый бок, прошептал на ухо шахаду*, выпрямился, молча постоял рядом вглядываясь в искаженное гримасой боли черты знакомого лица, снял со своих плеч брезентовый плащ и накрыл им труп.
 
— Как все в этом мире идет на перекос, — в раздумьи произнесла Рабия. — Хикмет и Халед дружили с детства, росли добрыми, застенчивыми, а потом стали боевиками Джебхат ан-Нусра. Когда три года назад мой бывший муж погиб в боях с другими исламскими группировками за обладание нашим городом, Хикмет сказал тогда и был очень искренен, что завидует Халеду, завидует его смерти. Сейчас он мертв. Разве это нормально, когда мужчины в рассвете сил ищут смерти?

Исрафил, выпрямившись и помолчав, спросил:

— А сама что ты думаешь?

— Думаю, Хикмет искренне верил, что и Халед, и он сам сражаются с врагами Аллаха, ведут джихад, а значит, принимая смерть в этой борьбе, становятся шахидами, перед которыми открываются врата рая**. Но я не согласна, что джихад — это насилие и смерть! Джихад — это усердие во имя торжества нравственных идеалов, идеалов мира, добра, и в этом с нами едины и шииты, и алавиты, и христиане, и буддисты — все люди доброй воли. Нам не надо ни с кем воевать! Признав истинность друг друга, мы действительно станем силами мира и добра.

— Да, — согласился Исрафил. — Мир расширился, стал открытым, а многие из нас продолжают жить законами закрытых обществ, основные ценности которых поддерживались страхом, идеологией исключительной монополии на вся и все, включая представления о Боге, рае, аде, джихаде, об устройстве мира и вселенной. Двести лет назад такая идеология еще чем-то себя оправдывала, помогала сохранять традиционные уклады жизни. Сегодня она ведет к войнам, деградации нравственных ценностей. Это беда не только мусульманского мира, но и всех других культур. Возвеличивание своей веры, своей культуры над другими культурами и верованиями  характерно для всех стран, для всех религий.
 
— И как теперь выйти из этого круга ненависти, неприятия и насилия? — подключился к разговору Сергей.

— Прежде всего самим оставаться людьми всегда и во всем. Сострадание, искренность, ответственное отношение к планете и друг к другу — эти непреходящие ценности признаются во всех уголках мира. Раздоры начинаются, когда люди возвышают временное, преходящее над вечным, неизменным; цепляются за буквы писаний, предписания тысячелетней давности, и при этом упускают главное — их дух, то, ради чего они когда-то создавались. Будьте людьми, помните, что весь мир одна семья и воспитывайте своих детей в таком же духе — это все, что надлежит делать. А потом…

— Мы теряем время, — тихо напомнила Рабия. — Надо искать Аммара.
 
Исрафил и Сергей, склонившись к телу Хикмета, завернули его в брезентовый плащ и отнесли немного в сторону, чтобы освободить вход в подземный переход. Сухопарый, невысокого роста Исрафил, освещая путь фонариком мобильного телефона, спустился под землю и почти сразу позвал Рабию. Спустя пару минут они вынесли на поверхность Аммара. Тот был живой, но без сознания. Сергей принял его на свои руки, отнес в дом и передал на попечение Лианы. Она достала аптечку, привела парня нашатырем в чувство, дезинфицировала раны, заставила принять горсть обезболивающих таблеток и принялась по телефону искать хирурга, который смог бы удалить осколки гранаты из его ног. Договорилась за небольшую плату со своим кардиологом, который не замедлил явиться, аккуратно провел операцию, перевязал раны и обещал регулярно навещать раненого, чтобы следить за процессом выздоровления.

Спустя некоторое время в дом вернулись Исрафил с Рабией. Сказали, что тщательно обследовали весь сад, прошли по подземному переходу в дом Халеда, выбрались наружу, осмотрели развалины, но никого больше не нашли. Поскольку на улицы города без особой нужды пока опасно было выходить, решили похоронить Хикмета в дальнем углу сада, где ранее уже были похоронены некоторые из жертв прошлых уличных боев.

Исрафил хотел пригласить имама из расположенной неподалеку мечети, но тот ушел из города вместе с отрядами вооруженной оппозиции. Он стал звонить в другие храмы, но ни в одной мечети не осталось старых священнослужителей. Да оно и понятно, им, благословлявшим боевиков-суннитов на священную войну с христианами, шиитами и алавитами, было чего опасаться. Исрафил наказал Лиане с Рабией известить по мобильнику о случившемся родственников и друзей Хикмета, дал Сергею лом и лопату, чтобы тот подготовил могилу, предварительно разъяснив, как сделать ляхад,*** а сам, взяв из дома три простыни, мыло, камфору, кедровый порошок и два ведра с водой, пошел обмывать и готовить к погребению тело покойного.

Когда все было подготовлено к похоронам и мужчины вернулись в дом, женщины сказали, что им не удалось дозвониться ни до кого из друзей и родственников Хикмета: одни погибли, другие в бегах или прячутся ото всех. Исрафил тронул Гвоздикова за плечо:

— Пойдем снова в сад, надо похоронить его до захода солнца.****

— А Лиана с Рабией и маленькая Халима?

— Женщины не должны принимать участия в похоронах мужчины, таково правило.

— Плохое правило. Ты сам недавно говорил, что главное не буква, а дух писаний. Запрет для женщин проводить в последний путь знакомых или родных — средневековый анахронизм. Разве не так?

— Ты слишком круто заворачиваешь, — после небольшой паузы произнес Исрафил, перевел взгляд на уединившихся с книжкой в углу комнаты Рабию с Халимой, затем на склонившуюся над Аммаром Лиану, и подвел итог. — Впрочем, предложи им сам. Если захотят пойти, я не буду возражать.

Лиана поблагодарила Сергея за приглашение, но отказалась, сказав, что пока состояние Аммара не улучшится, она боится от него далеко отходить.

Рабия ответила, что останется дома с маленькой Халимой, так как малышка сейчас нуждается во внимании и любви, а Хикмету все равно, кто его будет хоронить. И, с опаской оглядев Сергея с головы до ног (какие еще идеи могут родиться в его голове?), на всякий случай предупредила, что говорить ребенку о смерти дядюшки тоже не стоит — на малышку и так последнее время свалилась масса потрясений.
 
Примечания

*  Шахада (шахида) – свидетельство о вере в Аллаха и посланническую миссию пророка Мухаммеда, которое каждый мусульманин должен произнести перед смертью. Если он не может сделать это сам, то кто-то из близких шепчет ему шахаду на ухо. Как составная часть шахада входит практически во все исламские молитвы. Текст шахады на флагах, на зелёном или белом фоне, использовался в качестве символа борьбы сторонниками различных террористических группировок, в частности группировки ХАМАС. Шахада также означает мученическую смерть за веру.

** Мусульман, принявших смерть в сражениях с врагами Аллаха (в джихаде), называют шахидами. Считается, что своей смертью, шахиды открывают перед собой врата рая.

*** Ляхад — специальная ниша, в которой размещают тело покойного так, чтобы голова смотрела в сторону Мекки. После чего ляхад закрывают кирпичами или досками.

**** Женщинам запрещено участвовать в похоронах мужчин, а также громко оплакивать умершего. Это и другие предписания о похоронном обряде описаны в сочинениях по исламскому праву (фикх). Коран на эту тему ничего не говорит.

Продолжение - http://proza.ru/2020/04/15/1027


Рецензии